II. Актуализация опорных знаний | Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее. Беседа по вопросам: - Что вы изучали на прошлом уроке? - Что такое водоем? - Какие водоемы вы знаете? Назовите. - Что такое море? - Какая особенность морской воды? - Каких обитателей соленых водоёмов вы знаете? Загадки: 1. По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. (2сл) 2. Без воздуха живет она И, как могила, холодна. Не пьет, хотя в воде сидит, В броне, хотя и не звенит. (3сл) 3. Что за шар плывёт с шипами Тихо машет плавниками? Только в руки не возьмёшь Этот шарик - … (4сл) 4. Люд морской встревожен - Меч плывет без ножен. (5сл) 5. Вот просторы океана Бороздит гора с фонтаном, Бьет хвостом, вода кипит – Проплывает важно… (6сл) 6. Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - "морской бандит". Мускулисты его скулы, Остерегайтесь встреч с… (7сл) 7. Подставляя людям спины В море нас спасут… (8сл) 8. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - … (9сл) 9. Головоногий тот моллюск Десяток рук, присоски плюс. Довольно крупный экземпляр А как зовут его? (10сл) | Отвечают на вопросы учителя. - Обитателей соленых водоемов Водоем - место скопления или хранения воды. - Озеро, море, водохранилище, река, пруд. - Море – это часть океана - Морская вода соленая - Рыбы, медузы, акула, кит, ракушка, кораллы, осьминог и т.д. Отгадывают загадки Медуза Рыба Рыба-ёж Рыба-меч Кит Акула Дельфины Осьминог Кальмар | Личностные: - осознают свои возможности. Регулятивные: - умеют регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: - умеют осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: - умеют формулировать собственное мнение |
III. Подведение к теме урока. | Рассказ учителя с элементами беседы. - Посмотрите на слайд, и определите, какое растительное сообщество изображено. 11сл- болото - Какое растительное сообщество изображено на слайде? - Как вы это определили? 12сл- озеро - Какое растительное сообщество изображено здесь? - Почему вы так решили? 13сл- изображение луга, - Что такое луг в вашем представлении? (14сл.- стихотворение) Нынче удались цветы повсюду, Вволю им дано покрасоваться Я смотрю на землю, как на чудо, Просто не могу налюбоваться. Вот раскрылся лютик милый-милый, А на холм, где расцвела ромашка, Где калина руки заломила, Вышел клевер в розовой рубашке! - Какие растения произрастают на лугу? Кто в классе самый внимательный? Какие луговые растения вы нашли в стихотворении? - Какова же тема нашего урока? (15сл) | Отвечают на вопросы учителя, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока. - Болото. - Озеро. Учащиеся определяют новое растительное сообщество. Поляна, покрытая цветами, растениями, зеленью. - Произрастают цветы: лютик, ромашка; клевер, кустарник калина. - Растения луга | Личностные: - проявляют интерес и активность в учебном процессе; Регулятивные: - умеют самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения; Познавательные: - формируют основы смыслового чтения; - извлекают информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: - умеют формулировать собственное мнение. |
V. Изучение нового материала | Беседа по вопросам: - Вы бывали на лугу? Расскажите, какие там растения? - Посмотрите на слайд, на растения. (17сл) - Как вы думаете, что может объединять все растения, которые растут на лугу? - Чем они похожи? Познакомимся с некоторыми из луговых растений. Сейчас вам предстоит работа в группах. Вы будете изучать растения. Учитель раздает дополнительный материал по растениям, план ответа будет изображен на 18 слайде. Растения: тысячелистник, фиалка, донник, клевер, одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, василек, лютик. - На эту работу вам предоставляется 7 минут. 1 группа: Тысячелистник; фиалка (2 вида: трехцветная и душистая) (19-21сл) 2 группа: Донник; клевер (22-23сл) 3 группа: Одуванчик; ромашка (24-25сл) 4 группа: Крапива; подорожник (26-27сл) 5 группа: Василек; лютик (28-29сл) Рассказ учителя с элементами беседы: - Многие луговые растения являются лекарственными. О пользе таких растений известно уже очень давно, ведь раньше, когда еще практически не было никаких современных лекарств, таблеток, наши бабушки/прабабушки лечили своих семей и лечились сами именно вот такими полезными растениями, травами. – Откройте 115 страницу учебника и прочитайте о растении сурепке. - Что вы узнали из отрывка? - Какими лечебными свойствами она обладает? - Что такое сорняки? - Почему сурепка является сорняком? (30 сл.) Физминутка Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Дружно хлопаем, ногами топаем. Хорошо мы погуляли и нисколько не устали. (31 сл.) Рассказ учителя с элементами беседы: - Луга – это богатые пастбища для домашних животных. - Как вы думаете, почему? - Здесь много питательных трав, особенным является клевер. Интересно то, что животные различают полезные для них травы по запаху и вкусу. Если понаблюдать за тем, как пасутся на лугу коровы, то можно заметить, что некоторые растения они обходят. - Почему они обходят некоторые растения? - Почему не едят их? Например, лютики. Животные знают, что растение ядовито, и не едят его (29 сл.) - С растениями луга тесно связано слово сенокос. Как вы понимаете смысл этого слова? - Попробуем разобрать слово. Какое оно по составу? (32 сл.) - Почему сенокос связан с растениями луга? - Что такое сено? Работа с учебником: - Прочитаем о сенокосе на с.113 учебника. Что автор говорит о сенокосе? Беседа по вопросам: - О чем говорится в стихотворении? - Что такое сенокос? - В какое время года его проводят? - Для чего его проводят? - С чем сравнивает автор скошенный луг? Работа с учебником. - Переверните страницу 113, что здесь изображено? - Как бы вы назвали эту картину? -Что вы видите на переднем плане картины? -Удалось ли художнику выразить на полотне щедрость лета? Как? -Понравилась ли вам картина? Чем? Рассказ учителя с элементами беседы: Охрана растений луга. - Мы сегодня увидели столько много цветов и трав, а в руках у нас нет ни одного. Как вы думаете, почему? Мы не будем рвать цветы – Это капли красоты! Пусть они растут, цветут, Радость нам они несут! Разговор с пчелой (33 сл.) Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты могла?!» Пчела в ответ: «А ты как мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен: Я берегла его на уж-жин!» - Почему еще нельзя рвать цветы? | Отвечают на вопросы учителя. Не высокие, тонкий стебель, любят свет, тепло, солнышко. Групповая работа. Ученики самостоятельно делятся на 5 групп, внутри группы определяют тех, кто будет представлять работу (по 2 чел. от группы). Знакомятся с материалом, изучают его, готовятся к ответу. Читают текст, рассматривают данное растение на слайде, отвечают на вопросы учителя. - Сорняк - любое растение, которое выросло само по себе на грядке или в поле рядом с культурными растениями. Отвечают на вопросы учителя. - Здесь много питательных и вкусных для животных трав - Потому-что животные их не едят. - Потому что они ядовитые. Отвечают на вопросы учителя Сложное, состоит из двух слов (из двух основ) – сено и кос(ить). Потому что сено – это сухая растительность луга Читают стихотворение на с.113. (один из учеников читает вслух для всех). Отвечают на вопросы учителя: - О сенокосе. - Это косьба травы на сено. - Проводят летом. - Для того чтобы заготовить на зиму еду для домашних животных. - С прической, постриженными косами. Рассматривают картину, отвечают на вопросы учителя. - Картина «Сенокос». Предлагают варианты, высказывают свои мнения. Отвечают на вопросы учителя. - Потому что нельзя вырывать цветы, ведь это часть природы, а природу нужно беречь и сохранять.
Пчелы, бабочки, насекомые питаются нектаром цветов, они опыляют их. | Личностные: - формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Регулятивные: - планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: - осуществляют поиск информации; - выстраивают речевое высказывание в устной форме; - рассуждают, обмениваются мнениями. Коммуникативные: - умеют слушать и понимать речь других и вступать в беседу; - умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - умеют учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию. |
VI. Подведение итогов, рефлексия. | Беседа по вопросам: - Какое растительное сообщество образовано многообразием цветов? - Что такое луг? - Какие растения растут на лугу? - Что такое сорные растения (сорняки)? - Как вы понимаете значение слова «сенокос»? - Что такое сено? - Для чего оно заготавливается? - Как человек использует луга? - Что больше всего понравилось? - Сделаем вывод. Какие цели мы ставили в начале нашего урока? - Достигли ли мы этих целей? Задание на закрепление изученного материала. Работа в парах. (3мин.) Рефлексия (тучка и солнышко) - ребята, наш урок подошел к концу, с каким настроением вы закончите его? Если вам все было интересно, ясно и понятно, и настроение у вас хорошее, поднимите солнышко. Если вам было трудно на уроке, не совсем понятно, и в конце урока у вас не очень хорошее настроение, покажите тучку. | Отвечают на вопросы учителя. - Луг - это участок земли, покрытый травянистой растительностью. Мы выяснили, что на лугу растут травы, большинство растений – цветы; растут на открытой местности; любят свет и тепло. Выполняют работу в парах. Показывают подходящее изображение (тучка или солнышко). | Личностные: - осознают важность полученных знаний. - умеют провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль) Регулятивные: - контролируют, корректируют и оценивают собственную деятельность на уроке. Познавательные: - умеют формулировать алгоритм действия; - выявляют допущенные ошибки и обосновывают способы их исправления; - обосновывают показатели качества конечных результатов Коммуникативные: - умеют полно и грамотно выражать свои мысли; - умеют слушать и понимать речь других и вступать в беседу; - умеют учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию. |