СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Русский язык 4 класс "Школа России". Тема: "Именительный и винительный падежи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс  4

«Школа России»

Урок открытия новых знаний.

Тема урока

«Именительный  и   винительный  падежи».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Сравнивать окончания имён существительных и именительном и винительном падежах;
  • Называть признаки имён существительных и именительном и винительном падежах;
  • Различать имена существительных в именительном и винительном падежах;
  • Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.
  • Извлекать необходимую информацию;
  • Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
  • Проводить самопроверку и самооценку
  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
  • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Решаемые учебные проблемы

Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения.

Ресурсы

  • Карточки для дифференцированной работы.
  • Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 4 класс. I часть. М.: Просвещение, 2014
  • Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4класс»/ Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014.
  • Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  • Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

Межпредметные связи

Литературное чтение (чтение сказки, стихов).

Формы работы

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

 

1 ЭТАП. Организационный.

Основные задачи учителя: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

 

Деятельность учителя

 

- Вы пришли сюда учиться.

  Не лениться, а трудиться.

-Продолжите.

 

- Вы готовы быть такими на уроке?

- Приступаем к работе. Садитесь. 

- Откройте ваши тетради. С чего начнем наш урок?

- Что должны помнить, работая в течение минутки чистописания?

 

Минутка чистописания

На доске слова море, дерево, берег, земляника, копать, медведь, собирать. Разделить слова на 2 столбика.  

Записать слова в алфавитном порядке, разобрать на слоги, поставить ударение.

 

Деятельность учащихся

 

 

 

Продолжают

- Будем мы внимательны, активны и старательны.

- Да.

 

- С минутки чистописания.

-Должны помнить о наклоне письма; посадке;

правильном каллиграфическом письме и т. д.

 

 

 

Восстанавливают алфавитный порядок слов.

Анализируют : делят слова на слоги, определяют количество слогов в слове.

Объясняют принцип деления слов на слоги.

 

2. ЭТАП  Актуализация знаний

 

Основные задачи учителя: актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения.

 

 Деятельность учителя

Словарная работа со словами: П* йзаж, * гроном, двадц* ть, *щё, ж*лезо.

 

- Какое задание можно выполнить по этому упражнению? Есть 1-2 минуты, чтобы его выполнить.

 

-Что объединяет эти слова? Для  какой цели я их записала?

 

- Итак: во- первых,  это словарные слова, мы их должны повторить, так как скоро словарный диктант,

во- вторых: я зашифровала тему урока, прочитаем его по первым буквам.

- Вам это слово знакомо?

 

 

 

 

Деятельность учащихся

 

 

 

- Вставить пропущенные буквы.

Записывают слова в тетрадь, подчёркивают орфограммы.

- Это словарные слова, по первой букве каждого слова можно составить слово.

 

 

 

 

- Падеж.

- Да, мы умеем определять падеж имени существительного.

 

 

 

3. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И.п и В.п.).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке; познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 

Деятельность учителя

- Что общего в этих предложениях?

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

 

- На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении?

- Определите его падеж.

На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении?

- Определите его падеж. (появляются карточки с И. и В. падежами)

- Послушайте сказку.

( В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.)

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

- Поворот судьбы удивительный:    Изучаем мы падеж именительный,    И винительный падеж надо знать,    От именительного отличать.

 

Деятельность учащихся

 

 

-Слово «корабль».

 

- На вопрос что?

 

- И.п.

 

- На вопрос что?

- В.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Имеют одинаковый вопрос что?

 

-Распознавать И.п и В.п.

 

4. ЭТАП "Открытие" нового знания.

Основные задачи учителя: наблюдение над признаками И.п. и В.п.

( какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают).

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-  поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.

коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

 

Деятельность учителя

 

- Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения.

-Сравните.                               

- Что заметили?

 

 

 

- Сформулируйте правило.

- Сравните правило с правилом на стр. 81 в учебнике.

 

- В чем ещё особенность?

 

- Почему?

 

 

-Правильно. А предлоги падежей мы можем увидеть на стр 82.

 

-  Как вы думаете, о каких падежах идёт речь?

- Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

- Кого назвать, во что играть. Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить.

 

-  Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий  по определению падежа имени существительного.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Результаты занесем в таблицу:

И.п что?  нет предлогов   подлежащее

В.п что?  есть предлоги   второст. член

 

Деятельность учащихся

 

Работают с предложениями самостоятельно.

 

Самопроверка.

- В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором предложении – обстоятельством.

 

Формулируют правило.

Сравнивают.

 

- В первом предложении нет предлога, а во втором – есть.

- Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И.п., а во втором предложении слово корабль стоит в В.п.

Читают таблицу стр 82.

 

 

 

- Об И.п.

 

 

- Об В.п.

 

 

 

Алгоритм:

 

Записывают таблицу в тетрадь.

Физкультминутка.

 

- Прочитайте задание на интерактивной доске.

( Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.)

- Что нужно сделать в упражнении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чем интересны эти предложения?

 

 

- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

- А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

-Какой вывод можно сделать?

 

 

 

- Записать два первых предложения, разобрать по членам.

Работа у доски. Рассуждение ученика. (Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

 

Рассуждение следующего ученика.

(Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что сделал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу - это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)

Вывод:

- В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором главный.

 

- В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.

 

-  В И.п.

 

- (В В.п.)

 

-- В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.

 

5  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

 

Основные задачи учителя: установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выделение и формулирование познавательной цели;

- рефлексия способов и условий действия;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

- построение логической цели рассуждений.

регулятивные:

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;

- контроль и коррекция полученного результата;

- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция.

коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

- способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет;

-  поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

 

Деятельность учителя

- Задание в рабочей тетради на с.44 упр.3. Выполняем самостоятельно.

(Дан текст. Нужно указать падеж выделенных имён существительных И.п. или В.п.).

 

 - Проведение теста в КИМе по теме «Именительный и Винительный  падежи».

Деятельность учителя

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

 

 

 

Выполняют тест. Сравнивают ответы с доски. Самооценка за урок.

Физкультминутка для глаз.

- Самостоятельная (дифференцированная) работа по карточкам ( 3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый).

 

 

 

Проверка осуществляется учителем.

 

 

Выполняют работы по карточкам.

1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.

2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолные листъя лигли на землю.

3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)

 

 

6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено;

коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Деятельность учителя

- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

 

- В каком падеже имена существительные употребляются без предлога?

 

- Освоена ли данная тема? (ваше мнение):

а) да, я всё понял и умею применять;

б) понял, но допускаю ошибки в применении;

 в) понял, ещё нужно потренироваться.

- Что показалось вам трудным?

- Вы с удовольствием поработали на уроке? (светофор)

-У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? (светофор)

 

Деятельность учащихся

- В И.п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В.п.-второстепенным членом.

- В И.п. имена существительные всегда употребляются без предлогов.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Показывают сигнальные карточки: зелёный-отлично; жёлтый-хорошо; красный-плохо.

 

 

 

7 ЭТАП Домашнее задание

- Запишите домашнюю работу: 1) с.106 упр.189;

2) придумать текст на тему «Зима», употребить имена существительные в И.п и В.п.

3) повторить словарные слова

Со слайда записывают домашнее задание в дневник.