ОБЩАЯ ЧАСТЬ
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс 4
«Школа России»
|
Урок открытия новых знаний.
|
Тема урока
|
«Именительный и винительный падежи».
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
- Сравнивать окончания имён существительных и именительном и винительном падежах;
- Называть признаки имён существительных и именительном и винительном падежах;
- Различать имена существительных в именительном и винительном падежах;
- Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.
|
- Извлекать необходимую информацию;
- Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
- Проводить самопроверку и самооценку
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
- Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
|
Решаемые учебные проблемы
|
Актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
|
Понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения.
|
Ресурсы
|
- Карточки для дифференцированной работы.
- Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 4 класс. I часть. М.: Просвещение, 2014
- Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4класс»/ Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014.
- Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
- Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
|
Межпредметные связи
|
Литературное чтение (чтение сказки, стихов).
|
Формы работы
|
Фронтальная, в парах, индивидуальная.
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
1 ЭТАП. Организационный.
Основные задачи учителя: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
|
Деятельность учителя
- Вы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
-Продолжите.
- Вы готовы быть такими на уроке?
- Приступаем к работе. Садитесь.
- Откройте ваши тетради. С чего начнем наш урок?
- Что должны помнить, работая в течение минутки чистописания?
Минутка чистописания
На доске слова море, дерево, берег, земляника, копать, медведь, собирать. Разделить слова на 2 столбика.
Записать слова в алфавитном порядке, разобрать на слоги, поставить ударение.
|
Деятельность учащихся
Продолжают
- Будем мы внимательны, активны и старательны.
- Да.
- С минутки чистописания.
-Должны помнить о наклоне письма; посадке;
правильном каллиграфическом письме и т. д.
Восстанавливают алфавитный порядок слов.
Анализируют : делят слова на слоги, определяют количество слогов в слове.
Объясняют принцип деления слов на слоги.
|
2. ЭТАП Актуализация знаний
Основные задачи учителя: актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
личностные:
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения.
|
Деятельность учителя
Словарная работа со словами: П* йзаж, * гроном, двадц* ть, *щё, ж*лезо.
- Какое задание можно выполнить по этому упражнению? Есть 1-2 минуты, чтобы его выполнить.
-Что объединяет эти слова? Для какой цели я их записала?
- Итак: во- первых, это словарные слова, мы их должны повторить, так как скоро словарный диктант,
во- вторых: я зашифровала тему урока, прочитаем его по первым буквам.
- Вам это слово знакомо?
|
Деятельность учащихся
- Вставить пропущенные буквы.
Записывают слова в тетрадь, подчёркивают орфограммы.
- Это словарные слова, по первой букве каждого слова можно составить слово.
- Падеж.
- Да, мы умеем определять падеж имени существительного.
|
3. ЭТАП Создание проблемной ситуации
мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И.п и В.п.).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
-определять последовательность
действий на уроке; познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли;
личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
|
Деятельность учителя
- Что общего в этих предложениях?
Корабль вошёл в порт.
Капитан поднялся на корабль.
- На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении?
- Определите его падеж.
На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении?
- Определите его падеж. (появляются карточки с И. и В. падежами)
- Послушайте сказку.
( В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.)
- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
- Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
|
Деятельность учащихся
-Слово «корабль».
- На вопрос что?
- И.п.
- На вопрос что?
- В.п.
-Имеют одинаковый вопрос что?
-Распознавать И.п и В.п.
|
4. ЭТАП "Открытие" нового знания.
Основные задачи учителя: наблюдение над признаками И.п. и В.п.
( какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают).
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.
коммуникативные:
- умение аргументировать своё предложение;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
- учёт разных мнений и умения обосновать собственное.
личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
|
Деятельность учителя
- Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения.
-Сравните.
- Что заметили?
- Сформулируйте правило.
- Сравните правило с правилом на стр. 81 в учебнике.
- В чем ещё особенность?
- Почему?
-Правильно. А предлоги падежей мы можем увидеть на стр 82.
- Как вы думаете, о каких падежах идёт речь?
- Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.
- Кого назвать, во что играть. Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить.
- Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий по определению падежа имени существительного.
- Результаты занесем в таблицу:
И.п что? нет предлогов подлежащее
В.п что? есть предлоги второст. член
|
Деятельность учащихся
Работают с предложениями самостоятельно.
Самопроверка.
- В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором предложении – обстоятельством.
Формулируют правило.
Сравнивают.
- В первом предложении нет предлога, а во втором – есть.
- Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И.п., а во втором предложении слово корабль стоит в В.п.
Читают таблицу стр 82.
- Об И.п.
- Об В.п.
Алгоритм:
Записывают таблицу в тетрадь.
|
Физкультминутка.
|
- Прочитайте задание на интерактивной доске.
( Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.)
- Что нужно сделать в упражнении?
- Чем интересны эти предложения?
- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?
- А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?
-Какой вывод можно сделать?
|
- Записать два первых предложения, разобрать по членам.
Работа у доски. Рассуждение ученика. (Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)
Рассуждение следующего ученика.
(Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что сделал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу - это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией.)
Вывод:
- В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором главный.
- В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.
- В И.п.
- (В В.п.)
-- В первом предложении слово «сыр» в В.п., во втором в И.п.
|
5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Основные задачи учителя: установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выделение и формулирование познавательной цели;
- рефлексия способов и условий действия;
-анализ объектов с целью выделения признаков;
- построение логической цели рассуждений.
регулятивные:
- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;
- контроль и коррекция полученного результата;
- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- осознание качества и уровня усвоения;
-саморегуляция.
коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
- способность строить понятные для партнёра высказывание, учитывающее, что он знает и видит, а что нет;
- поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
личностные:
- нравственно-этическая ориентация.
|
Деятельность учителя
- Задание в рабочей тетради на с.44 упр.3. Выполняем самостоятельно.
(Дан текст. Нужно указать падеж выделенных имён существительных И.п. или В.п.).
- Проведение теста в КИМе по теме «Именительный и Винительный падежи».
|
Деятельность учителя
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Выполняют тест. Сравнивают ответы с доски. Самооценка за урок.
|
Физкультминутка для глаз.
|
- Самостоятельная (дифференцированная) работа по карточкам ( 3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый).
Проверка осуществляется учителем.
|
Выполняют работы по карточкам.
1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.
Строители построили новый дом.
Машина переехала через овраг.
Под берёзой ёж устроил нору.
2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.
Сонце асвищяло лисную палянку.
Зима принисла стужу.
Жолные листъя лигли на землю.
3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене чего-либо, чтобы в одном случае слово, например, машина употреблялась в форме И.п, а в другом случае в форме В.п. ( Например, Продаю гараж. Продаётся гараж.)
|
6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
-выделять и осознавать то, что уже усвоено;
коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Деятельность учителя
- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?
- В каком падеже имена существительные употребляются без предлога?
- Освоена ли данная тема? (ваше мнение):
а) да, я всё понял и умею применять;
б) понял, но допускаю ошибки в применении;
в) понял, ещё нужно потренироваться.
- Что показалось вам трудным?
- Вы с удовольствием поработали на уроке? (светофор)
-У вас получилось быть внимательными, активными и старательными? (светофор)
|
Деятельность учащихся
- В И.п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В.п.-второстепенным членом.
- В И.п. имена существительные всегда употребляются без предлогов.
Ответы учащихся.
Показывают сигнальные карточки: зелёный-отлично; жёлтый-хорошо; красный-плохо.
|
7 ЭТАП Домашнее задание
|
- Запишите домашнюю работу: 1) с.106 упр.189;
2) придумать текст на тему «Зима», употребить имена существительные в И.п и В.п.
3) повторить словарные слова
|
Со слайда записывают домашнее задание в дневник.
|
|
|
|
|
|
|
|
|