Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг.момент и мотивация к учебной деятельности | - Урок русского языка. У нас сегодня на уроке много гостей, повернитесь к ним, поприветствуйте, пожалуйста. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь. - Сегодняшний урок я начну с очень древней мудрой легенды: СЛАЙД 2 «Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг. Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Всё у тебя в руках!» - И сегодня, ребята, в ваших руках и в ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка. | Приветствуют гостей. Проверяют готовность рабочего места Слушают легенду |
2.Актуализация и пробное учебное действие | - А в этом сегодня нам поможет один предмет. Что это за предмет вы узнаете, если возьмете корень от слова клубный, суффикс от слова сырок. СЛАЙД 3 - Получится слово - клубок. Но наш клубок не постой, а волшебный. Сегодня он будет путешествовать, а мы будем следовать за ним, узнавая новое. - 1, 2, 3, клубок, веди. Катится клубок, а на дорожке встречает преграду из рассыпавшихся букв. СЛАЙД 4 - Поможем ему преодолеть её. Составим слово из этих букв. Сфксфиу суффикс - А что мы знаем о суффиксе? СЛАЙД 5 - Хорошо. - Дальше катится клубок и встречает ворота и стражников. СЛАЙД 6 - Чтоб ворота открылись нужно вспомнить, с какими суффиксами мы работали на прошлом уроке. - Когда пишем суффикс -ик? - ек? - Открыли стражники ворота, а вы откройте маленькие тетради, запишите число, «Классная работа». СЛАЙД 7 - Вспоминаем, как правильно нужно положить тетрадь, держим спинку ровной. | Отгадывают предмет, используя знания о составе слов. Составляют слово. Обобщают знания о суффиксе. - Учились писать суффиксы - ек, -ик. Рассказывают правило. Записывают число, «Классная работа». |
3. Выявление места и причины затруднения | СЛАЙД 8 - Прочитайте слова на экране, запишите их в тетрадь, вставляя пропущенную букву в суффиксы. Клюв…к, дожд…вой, кусоч…к, лен…вый, кот…к, пугл…вый, стар…сть, груш…вый, горош…к. - В чем затруднились, когда вставляли буквы в суффиксы? - К какой части речи относятся слова с другими суффиксами? - Почему вы так решили? - Какой вопрос возникает, если наш урок из блока «Правописание»? - Сформулируйте тему урока. - Какую учебную задачу поставим перед собой? - Посмотрите на экран. Прочитайте слова. СЛАЙД 9 правдивый - правда волевой - воля ленивый - лень дождевой - дождь игривый - игра грушевый - груша - Можно ли сказать, что первые слова в парах образованы от вторых? Докажите. - С помощью чего образовались новые слова? | Выполняют работу. - Кроме суффиксов -ик-, -ек- , -ость встретились другие суффиксы. - Это имена прилагательные. - Отвечают на вопрос «какой?» Обозначают признак предмета. - Как правильно писать суффиксы имен прилагательных. Формулируют тему и цели под руководством учителя - Учиться находить и писать суффиксы имен прилагательных. Читают слова. - Да, первые слова образовались от вторых. Доказывают, объясняя значения слов. - С помощью суффиксов -ив-, -ев-. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения | - Найдите данные слова на карточках. Поработайте в парах. - Выделите в словах суффиксы и поставьте ударение. СЛАЙД 10 - Сравните суффиксы первого и второго столбика. Сделайте вывод, когда пишется суффикс -ив-, -ев-? Вывод: Под ударением пишется суффикс -ив, без ударения -ев-. - Откройте учебники на странице 135 и сравните свой вывод с выводом учебника. - Что можете сказать? | Работают в парах. Выполняют работу. Сравнивают, делают вывод. Сравнивают и убеждаются, что выводы схожи. Отвечают, что были правы. |
Физминутка | По дороге Катя шла, (шаги на месте) Клубок ниточек нашла.(наклониться, поднять «клубок») Клубок маленький, Нитки аленьки. Клубок катится, (движения рук вокруг друг друга) Нитка тянется. (вытягивающие движения рук издалека к себе) Клубок далее, далее, Нитка доле, доле. Я за ниточку взяла (свести руки вместе) И случайно порвала. (развести в стороны) - И покатился наш клубок дальше, а навстречу ему Кот в сапогах. СЛАЙД 11 Он нёс мешок, а в мешке была дыра, из которой выпали слова: ТАЛАНТЛИВЫЙ ШУТЛИВЫЙ ОБИДЧИВЫЙ ДОЖДЛИВЫЙ - Прочитайте эти слова. Как вы думаете, в этих словах такие же суффиксы, как и в предыдущих словах? - Запишите слова к себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень и суффикс. - Какие суффиксы вы выделили в этих словах? СЛАЙД 12 - Зависит ли написание суффиксов от ударения? - Какой можно сделать вывод? Вывод: В суффиксах -чив-, -лив- всегда пишется буква и, написание не зависит от ударения. - Прочитайте вывод в учебнике на с. 136. Такой ли он получился у вас? - Чему надо научиться, чтобы не ошибиться в написании слов? | Выполняют физминутку. Читают слова, отвечают на вопрос. Записывают в тетрадь, ставят ударение, выделяют корень и суффикс. -Выделили суффиксы -чив-, -лив-. - Написание данных суффиксов от ударения не зависит. Делают вывод. Сравнивают с выводом учебника. - Правильно выделять суффикс. |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | - Вернитесь теперь к тем словам, которые вы записывали в начале урока. СЛАЙД 13 - Сейчас вы сможете вставить пропущенные буквы в суффиксы? Доделайте работу. Оцените свою работу. Поставьте смайлик. -Давайте проверим. СЛАЙД 14 - Какое правило мы должны помнить при написании суффиксов -ив-, -ев-? При написании суффиксов -лив, чив? | Выполняют работу. Оценивают свою работу. Фронтальная работа с комментированием. Проговаривают правило. (Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения -ев-. В суффиксах -лив, -чив всегда пишется бука «и».) |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Дифференцированная работа. - Катится колобок и встречает Буратино. СЛАЙД 15 Он просит помочь ему. Для этого нужно выполнить задание. 1 и 2 ряд работает по карточкам. Допиши суффиксы –чив- или –лив- и окончание –ый. застен__________ , затей________ , устой____________ , разговор_______ , засуш____________ , отчёт________ , неряш___________ , насмеш________ 3 ряд (слабые дети) выполняет работу в больших тетрадях стр.77. упр.1 - Прочитайте каждый свое задание. Здесь действует игра «Зажигаем огоньки». Поднимите свой кружок. - Нарисуйте на полях волшебные линеечки, подпишите «я, сосед». Оцените свою работу. Обменяйтесь тетрадями. Сравните работу соседа с эталоном: - 1и 2 ряд возьмите конверты с ответами. - 3 ряд смотрит на экран. СЛАЙД 16 Оцените работу друг друга. | Выполняют работу по карточкам. Самостоятельно работают в рабочей тетради. Если нужна помощь, поднимают соответствующего цвета кружок. Оценивают свою работу. Взаимооценивание. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Наш клубок заканчивает свое путешествие и хочет у вас спросить: - Какому умению вы научились, путешествуя с ним? - От чего же зависит написание суффиксов -ив-, -ев-? - Что необходимо знать о правописании суффиксов -лив, -чив? - Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? - Смогли мы её достичь? - Какая работа была интересной? - А что вызвало затруднение? - Какая мысль вам помогала получать знания, не смотря на трудности? «Дерево успеха» СЛАЙД 17 - Оцените свою работу на протяжении всего урока: плоды - работой доволен, всё удалось; цветочки - получилось всё, но хотелось бы лучше; листики - не все получалось, но я старался. | - Находить суффиксы имен прилагательных и писать их. - От ударения. - В этих суффиксах всегда пишется буква -и. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
8. Домашнее задание | - Откройте дневники, запишите домашнее задание. СЛАЙД 18 У. стр.137. упр 4 - Спасибо за урок. До новых встреч! | Записывают домашнее задание. |