СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Правописание суффиксов имен прилагательных" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта составлена в соответствии с требованием ФГОС НОО. Разработана по программе "Начальная школа 21 века" (Виноградова Н.Ф.)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Правописание суффиксов имен прилагательных" 2 класс»

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Учитель: Форшнева Елена Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №11» с. Рощино Красноармейского муниципального района Приморского края

Класс: 2

Автор учебника: С.В.Иванов

УМК: «Начальная школа ХХI века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Тема урока: Правописание суффиксов имен прилагательных

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления обучающимися правил правописания суффиксов имен прилагательных

Задачи урока: Актуализировать знания учащихся о суффиксе; мотивировать учащихся к учебной деятельности через участие в путешествии; закреплять навыки работы в паре; формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку работ;

Познавательные: Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста); выполнять задания по аналогии; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Предметные: Формирование умения формулировать и выводить правила правописания суффиксов прилагательных, применять правило на практике.

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник «Русский язык» 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа ХХI века»), Москва: Вентана-Граф, 2014 г., с.135-137;Рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно», автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа ХХI века»), Москва: Вентана-Граф, 2014 г., с.77; учебные принадлежности обучающегося; инд. карточки для работы в паре, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки; мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока


Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент и мотивация к учебной деятельности


- Урок русского языка. У нас сегодня на уроке много гостей, повернитесь к ним, поприветствуйте, пожалуйста. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь.

- Сегодняшний урок я начну с очень древней мудрой легенды:

СЛАЙД 2

«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Всё у тебя в руках!»

- И сегодня, ребята, в ваших руках и в ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка.

Приветствуют гостей.




Проверяют готовность рабочего места



Слушают легенду

2.Актуализация и пробное учебное действие


- А в этом сегодня нам поможет один предмет. Что это за предмет вы узнаете, если возьмете корень от слова клубный, суффикс от слова сырок.

СЛАЙД 3

- Получится слово - клубок. Но наш клубок не постой, а волшебный. Сегодня он будет путешествовать, а мы будем следовать за ним, узнавая новое.

- 1, 2, 3, клубок, веди.

Катится клубок, а на дорожке встречает преграду из рассыпавшихся букв.

СЛАЙД 4

- Поможем ему преодолеть её. Составим слово из этих букв.

Сфксфиу суффикс

- А что мы знаем о суффиксе?

СЛАЙД 5

- Хорошо.

- Дальше катится клубок и встречает ворота и стражников.

СЛАЙД 6

- Чтоб ворота открылись нужно вспомнить, с какими суффиксами мы работали на прошлом уроке.

- Когда пишем суффикс -ик? - ек?

- Открыли стражники ворота, а вы откройте маленькие тетради, запишите число, «Классная работа».

СЛАЙД 7

- Вспоминаем, как правильно нужно положить тетрадь, держим спинку ровной.



Отгадывают предмет, используя знания о составе слов.












Составляют слово.


Обобщают знания о суффиксе.






- Учились писать суффиксы - ек, -ик.



Рассказывают правило.

Записывают число, «Классная работа».




3. Выявление места и причины затруднения

СЛАЙД 8

- Прочитайте слова на экране, запишите их в тетрадь, вставляя пропущенную букву в суффиксы.


Клюв…к, дожд…вой, кусоч…к, лен…вый, кот…к, пугл…вый, стар…сть, груш…вый, горош…к.


- В чем затруднились, когда вставляли буквы в суффиксы?

- К какой части речи относятся слова с другими суффиксами?

- Почему вы так решили?


- Какой вопрос возникает, если наш урок из блока «Правописание»?


- Сформулируйте тему урока.


- Какую учебную задачу поставим перед собой?


- Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

СЛАЙД 9

правдивый - правда волевой - воля

ленивый - лень дождевой - дождь

игривый - игра грушевый - груша


- Можно ли сказать, что первые слова в парах образованы от вторых?

Докажите.


- С помощью чего образовались новые слова?



Выполняют работу.








- Кроме суффиксов -ик-, -ек- , -ость встретились другие суффиксы.

- Это имена прилагательные.


- Отвечают на вопрос «какой?» Обозначают признак предмета.

- Как правильно писать суффиксы имен прилагательных.


Формулируют тему и цели под руководством учителя

- Учиться находить и писать суффиксы имен прилагательных.


Читают слова.






- Да, первые слова образовались от вторых.

Доказывают, объясняя значения слов.



- С помощью суффиксов -ив-, -ев-.

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

- Найдите данные слова на карточках. Поработайте в парах.

- Выделите в словах суффиксы и поставьте ударение.

СЛАЙД 10

- Сравните суффиксы первого и второго столбика. Сделайте вывод, когда пишется суффикс -ив-, -ев-?

Вывод: Под ударением пишется суффикс -ив, без ударения -ев-.

- Откройте учебники на странице 135 и сравните свой вывод с выводом учебника.


- Что можете сказать?


Работают в парах.


Выполняют работу.



Сравнивают, делают вывод.




Сравнивают и убеждаются, что выводы схожи.



Отвечают, что были правы.

Физминутка

По дороге Катя шла, (шаги на месте)

Клубок ниточек нашла.(наклониться, поднять «клубок»)

Клубок маленький,

Нитки аленьки.

Клубок катится, (движения рук вокруг друг друга)

Нитка тянется. (вытягивающие движения рук издалека к себе)

Клубок далее, далее,

Нитка доле, доле.

Я за ниточку взяла (свести руки вместе)

И случайно порвала. (развести в стороны)


- И покатился наш клубок дальше, а навстречу ему Кот в сапогах.

СЛАЙД 11

Он нёс мешок, а в мешке была дыра, из которой выпали слова:


ТАЛАНТЛИВЫЙ

ШУТЛИВЫЙ

ОБИДЧИВЫЙ

ДОЖДЛИВЫЙ


- Прочитайте эти слова. Как вы думаете, в этих словах такие же суффиксы, как и в предыдущих словах?

- Запишите слова к себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень и суффикс.

- Какие суффиксы вы выделили в этих словах?

СЛАЙД 12

- Зависит ли написание суффиксов от ударения?

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: В суффиксах -чив-, -лив- всегда пишется буква и, написание не зависит от ударения.

- Прочитайте вывод в учебнике на с. 136. Такой ли он получился у вас?


- Чему надо научиться, чтобы не ошибиться в написании слов?



Выполняют физминутку.
























Читают слова, отвечают на вопрос.



Записывают в тетрадь, ставят ударение, выделяют корень и суффикс.

-Выделили суффиксы -чив-, -лив-.


- Написание данных суффиксов от ударения не зависит.

Делают вывод.




Сравнивают с выводом учебника.



- Правильно выделять суффикс.


5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Вернитесь теперь к тем словам, которые вы записывали в начале урока.

СЛАЙД 13

- Сейчас вы сможете вставить пропущенные буквы в суффиксы?

Доделайте работу. Оцените свою работу. Поставьте смайлик.

-Давайте проверим.

СЛАЙД 14

- Какое правило мы должны помнить при написании суффиксов -ив-, -ев-? При написании суффиксов -лив, чив?


Выполняют работу.





Оценивают свою работу.


Фронтальная работа с комментированием.


Проговаривают правило. (Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения -ев-. В суффиксах -лив, -чив всегда пишется бука «и».)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Дифференцированная работа.

- Катится колобок и встречает Буратино.

СЛАЙД 15

Он просит помочь ему. Для этого нужно выполнить задание.

1 и 2 ряд работает по карточкам.

Допиши суффиксы –чив- или –лив- и окончание –ый.

застен__________ , затей________ ,

устой____________ , разговор_______ ,

засуш____________ , отчёт________ ,

неряш___________ , насмеш________


3 ряд (слабые дети) выполняет работу в больших тетрадях стр.77. упр.1


- Прочитайте каждый свое задание.

Здесь действует игра «Зажигаем огоньки». Поднимите свой кружок.


- Нарисуйте на полях волшебные линеечки, подпишите «я, сосед». Оцените свою работу. Обменяйтесь тетрадями. Сравните работу соседа с эталоном:

- 1и 2 ряд возьмите конверты с ответами.

- 3 ряд смотрит на экран.

СЛАЙД 16

Оцените работу друг друга.






Выполняют работу по карточкам.








Самостоятельно работают в рабочей тетради.



Если нужна помощь, поднимают соответствующего цвета кружок.



Оценивают свою работу.






Взаимооценивание.


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Наш клубок заканчивает свое путешествие и хочет у вас спросить:

- Какому умению вы научились, путешествуя с ним?

- От чего же зависит написание суффиксов

-ив-, -ев-?

- Что необходимо знать о правописании суффиксов -лив, -чив?

- Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Смогли мы её достичь?

- Какая работа была интересной?

- А что вызвало затруднение?

- Какая мысль вам помогала получать знания, не смотря на трудности?

«Дерево успеха»

СЛАЙД 17

- Оцените свою работу на протяжении всего урока:

плоды - работой доволен, всё удалось;

цветочки - получилось всё, но хотелось бы лучше;

листики - не все получалось, но я старался.



- Находить суффиксы имен прилагательных и писать их.

- От ударения.


- В этих суффиксах всегда пишется буква -и.


Отвечают на вопросы.









Оценивают свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

СЛАЙД 18

У. стр.137. упр 4

- Спасибо за урок. До новых встреч!

Записывают домашнее задание.