СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме

«Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже»


Учитель начальных классов Лозовицкая В.Н. Дата проведения 07.12.2015г.

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; научатся правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; определять склонение имен существительных; выполнять звуко-буквенный анализ слова, морфологический разбор слова

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник).






Минутка чистописания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание в упражнении 206. Прочитайте составленные словосочетания, образованные

из данных слов и одушевленных имен существительных 2-го склонения из упражнения 205.

– Укажите падеж имен существительных, употребленных в форме родительного и винительного падежа.


Проводит минутку чистописания.

– Внимательно прочитайте слова, записанные на доске. Составьте с ними словосочетания, согласовав данные слова с другими словами в том падеже, на который указывает выделенная буква. При необходимости можно использовать предлоги или изменять окончания записанных на доске слов.

Библиотека, троллейбус, улица, территория, картина, природа.

– Прочитайте словосочетания. Укажите падеж существительного. Обоснуйте свой ответ.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают составленные словосочетания. Называют падеж имен существительных.

Рассказ учителя (Р. п.), портрет инженера (Р. п.),

испугал зайца (В. п.), испугался медведя (Р. п.), увидел агронома (В. п.), дом хозяина (Р. п.), чириканье воробья (Р. п.), подвиг героя (Р. п.), спросил отца

(В. п.), подарок для солдата (Р. п.).


Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и скороговорку.

Филипп к печке прилип.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Как узнать падеж имени существительного? Какой признак часто помогает определить падеж имени существительного?

– А сейчас пришло время для проявления аккуратности и трудолюбия. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая в алфавите расположена между «у» и «х».

– Охарактеризуйте звуки, которые обозначает буква «ф».

– Падежные вопросы, предлоги, ударные падежные окончания.







– Звук [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный. Звук [ф’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.


Работа над словами с непроверяемым написанием

– Сегодня буква «ф» у нас появилась не случайно. Она принесла с собой новое словарное слово.

– Расшифруйте слово, зачеркнув повторяющуюся букву.

А У С У Ф У А У Л У Ь У Т

– Что означает слово «асфальт»? За помощью обратимся к толковому словарю.

– Слово «асфальт» пришло из греческого языка: «аsphaltos» – «горная смола».

– Запишите новое слово себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму. Подберите и запишите однокоренные слова.

– Запишите под диктовку словосочетания, определите падеж слова «асфальт».

Объясняют значение нового словарного слова.

Асфальт 1) черная смолистая масса, используемая при устройстве дорог, тротуаров; 2) дорога, покрытая такой массой.

М







А

С

Ф

А

Л

Ь

Т

С







С







А







Записывают однокоренные слова к слову «асфальт». (См. РМ, Приложение 2.) Записывают под диктовку словосочетания, определяют падеж слова «асфальт».


Продолжение табл.

1

2

3

4


Варка асфальта.

Мягкий, черный, новый асфальт.

Рисунки на асфальте.

Текут по асфальту

Варка асфальта (Р. п.).

Мягкий, черный, новый асфальт (И. п.).

Рисунки на асфальте (П. п.).

Текут по асфальту (Д. п.)


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Сегодня нам предстоит познакомиться с падежом, про который герой стихотворения Г. Граубина Лежебокин сказал:

Такой падеж…

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

– Как вы думаете, о каком падеже идет речь?

– Прочитайте тему урока.

– На какие вопросы вы уже можете дать ответы?

– Значение, падежные вопросы, роль в предложении

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Составляют план работы:

1. Значение падежа.

2. Падежные вопросы.

3. Предлоги.

4. Окончания.

5. Роль в предложении

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Какую часть речи мы изучаем вот уже несколько последних уроков? (Имя существительное.)

– Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

Выполняют задание.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологичес-

Продолжение табл.

1

2

3

4

Графический диктант

Перед вами полоски с цифрами. Я читаю утверждение; если вы с ним согласны, то ставите под номером вопроса знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Имя существительное отвечает на вопрос «кто?»,

«что?».

2. Имена существительные всегда стоят в форме единственного числа.

3. Род существительного – это непостоянный (изменяемый) признак.

4. В русском языке 5 падежей.

5. При склонении слово сохраняет свое значение, но изменяет форму.

6. Именительный падеж, единственное число – признаки того, что имя существительное стоит в начальной форме.

7. Существительные в именительном падеже всегда употребляются с предлогами.

8. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?».

9. Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами «у», «до», «от», «из», «без», «около», «с».

10. Имена существительные в родительном падеже являются главным членом предложения.

– А теперь сверьте выполнение задания с ответами на доске и оцените свою работу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+


кие высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 208).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Вспомните признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. (Дательный падеж имени существительного можно определить по вопросам, по предлогам «по», «к» (которые употребляются только с существительными в дательном падеже) и по окончаниям.)

– Как проверить написание безударного окончания имени существительного в дательном падеже?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Вывод: ударные и безударные окончания у имен существительных в дательном падеже пишутся одинаково. Имена существительные в дательном падеже в предложении являются второстепенным членом.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 209)

– Прочитайте. Обсудите, справедливы ли эти слова. О чем заставляют они нас задуматься? (Только добром можно добиться хорошего для себя и других.)

– Запишите по памяти. Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания. Почему окончания у имен существительных в дательном падеже разные?

Работают в парах. Записывают высказывание, указывают имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделяют их окончания. (См. РМ, Приложение 3.)

Вывод: в дательном падеже имена существительные имеют разные окончания: в 1-м склонении окончание -е, во 2-м склонении – , , в 3-м склонении -и


VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обоб-

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

щению приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 210).

– Прочитайте. Объясните, одинаковые ли окончания будут у имен существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.


– Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончание.

– Окончания будут разные, так как имена существительные относятся к разным склонениям.



Записывают пословицы, раскрывают скобки.

(См. РМ, Приложение 3.)

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Работа в тет-

ради (зада-

ние 144)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте отрывок из стихотворения В. Орлова «Живая азбука».

– Объясните, как вы поняли стихотворение.

– Найдите имена существительные в дательном падеже. Укажите над ними склонение и выделите окончания

Выполняют задание в рабочей тетради.

(См. РМ, Приложение 4.)

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие окончания надо писать у имен существительных 1, 2, 3-го склонения в дательном падеже?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания:

• У меня получилось…

• Я научился…

• Сегодня на уроке я смог…

• Урок дал мне для жизни…

• За урок я…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1

2

3

4

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 145 в рабочей тетради, упражнение 211 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи