I. Организационный момент Цель: организовать направленное внимание на начало урока | -Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. -Сейчас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. Кто считает, что он готов? Сегодняший урок мне бы хотелось начать с таких слов: Люби, цени и знай свой язык. Я надеюсь, что они помогут вам сегодня на уроке. -Как вы думаете почему? -Пусть все эти качества будут помощниками на уроке. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -эмоциональный настрой на урок. Высказываются о своей готовности - Я готов к уроку, потому что приготовил учебник русского языка, тетрадь, пенал. На моей парте порядок. Я готов работать, внимательно слушать учителя и одноклассников. На доске -Чтобы в совершенстве знать свой язык нужно быть старательным, наблюдательным, сообразительным |
II. Определение темы урока Постановка цели урока Цель:сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся | Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. Откройте содержание. - Определите на какой странице мы будем работать. Еще какое мнение есть? Кто согласен? -Откройте учебник на данной странице. Рассмотрите страницы, определите тему урока. (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением) -Какую учебную задачу мы поставим на урок? Рассмотрите сколько страниц по теме урока? В парах спланируйте работу. -Какая пара хотела бы высказать свое мнение? Какие еще есть предложения? Предлагаю обсудить критерии. -Что мы будем оценивать в течение урока? -Поднимите руку, кто настроен только на успех. -Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи! | С.125 Находят страницу, отвечают на вопросы. Рассматривают, высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками. Фиксирую тему урока на доске - «Существительные третьего склонения» Фиксирую на доске учебную задачу -Учиться распознавать существительные третьего склонения. -По теме урока 3,5 стр. Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт 1.Понаблюдаем. 2.Обработаем информацию. 3.Сделаем выводы. 4.Поработаем с правилом. 5.Выполним тренировочные упражнения. 6.Подведем итог. Фиксирую план работы на доске. -Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания; доказательные ответы; активную работу; помощь товарищу. -Реагируют на призыв учителя. |
III. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала. Цель: сформировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа распознавать существительные 3 - его склонения, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 – его склонения по падежам; познакомить с новым для них устойчивым выражением «как аршин проглотить».в ходе парной, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя. | -Откройте тетради. Проверьте свою посадку. - Запишите в тетрадях: дату, вид работы. Организую ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий -С чего предлагаете начать? с.125, чтение учителем с рассуждением детей - Внимательно послушайте, что случилось с Мишей на уроке. - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу. - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме? Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал. - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница. - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно. - Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница? -А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? Дети находят и читают значение фразеологизма. Открываю в электронном учебнике. Денис прочитает еще раз громко всему классу. -На стр. 126 дается справка. Кто бы хотел прочитать? ( Зурова Света) Показываю картинку значения слова аршин. - Вы можете помочь Мише ответить на вопросы Волшебницы? - К какому склонению относится слово медведь и лошадь, поработайте в парах. -Кто бы хотел высказать свое мнение? Какое еще есть мнение? - Какой вывод можем сделать? - Давайте найдем этому подтверждение. - Где проверяем правильность вывода? - Свертесь! -Совпали ли наши предположения? Над каким пунктом плана мы сейчас работали? | Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. -Предлагаю начать с 1 пункта плана. -Миша неправильно понял устойчивое выражение. -На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф, значит к фразеологическому словарю Денис читает громко: Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь. Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил» Реагируют на призыв учителя Медведь - II cкл., потому что это м.р. с нулевым окончанием. Лошадь - III cкл., потому что это ж.р. с нулевым окончанием. Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению. В правиле, в учебнике Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса. Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению. -Над 3, делали выводы. |
| -Какой следующий пункт? -Прочитайте задание. -Какое задание нужно выполнить? Задание объемное, предлагаю делать по частям. Что будем делать в первую очередь? Открываем словарь. На какой странице открыли? Какой второй наш шаг? Что будете делать дальше? Начинаем выполнять. -Кто бы хотел прочитать свои слова. - Какие слова вам не понятны? Кто мог бы объяснить. -Где можно посмотреть значения непонятных слов? - Ребята, чему учила нас эта часть задания? 2) Работаем над второй частью задания. Что заметили? Прочитайте. Какое задание нужно выполнить? Выполняйте. -Что заметили? -Сверьтесь друг с другом. - Какой вывод можем сделать? - Где проверяем правильность вывода? - Сверьтесь! -Совпали ли наши предположения? Какие новые знания вы получили в этой части задания? Над каким пунктом плана мы сейчас работали? - Прежде чем перейти к следующему пункту, предлагаю отдохнуть. | - Следующий пункт, тренировочные упражнения. Выполняем упражнение №117 с. 126. Читают задание просебя. 1.Открать обратный словарь на –ь. 2.Просмотреть слова на –нь, -пь, -рь. 3. Выписать все сущ. 3 скл. Помню: это сущ. ж.р. 1.Открыть обратный словарь на –ь. Открываю словарь на доске. 2.Просмотреть слова на –нь, -пь, -рь. Показываю на доске. 3. Выписать все сущ. 3 скл. Помню: это сущ. ж.р Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь. Объясняется значение слов: выпь. Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель; насыпь - искусственное возвышение из земли из сыпучего материала; россыпь - то, что рассеялось, расположилось где-нибудь во множестве. В толковом словаре. -Эта часть задания нас учила находить существительные 3 склонения. 4.Дальше нужно просклонять любые три из записанных слов. 5.Выделить окончания в каждом падеже. 6.Окончание –и закрасить желтым карандашом. Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и. Дети читают плакат Летучей Мыши Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и. Оно научило нас, что существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и. -Над 3 и 4, делали выводы, выполняли тренировочные упражнения |
VI. Динамическая пауза Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. | 1)Гимнастика для глаз («Стрельба глазами», «Вижу палец», «Ленивые восьмерки») 2)Поиграем в игру «Забей гол». Ловим слова по теме урока. Тетрадь, конь, роль, пень, день, лень, капель | Активно выполняют упражнения |
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Цель: формирование навыка использования правила | -Как вы узнавали, что это сущ-е 3 склонения? Работаем по плану. -Какой следующий пункт? Работа с учебником ,с. 127 упр.118 -Прочитайте задание Какое задание нужно выполнить? -Поработайте в парах. - Что интересного вам удалось обнаружить? И.п. медведь лошадь Р.п. . медведя лошади Д. п. медведю лошади В.п. медведя лошадь Т.п. медведем лошадью П.п. о медведе о лошади - Какое еще мнение есть? Кто согласен? С какой целью мы выполняли это задание? Какой следующий шаг? - На какой странице открыли? Перелистните страницу, поработайте с упр. 91. Выполните самостоятельно. До конца урока 7 мин. Работу заканчиваем. - Сверьтесь с доской. -Кому удалось безошибочно выполнить упр.-е? Чему учило это задание? | -Я определяла род и смотрела что на конце слова. Следующий пункт – тренировочное упр. 118. 1.Рассмотреть таблицу и сравнить, как изменяются сущ.2 и 3скл. Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному. - Чтобы сравнить и запомнить окончание. - Отправляемся в ТПО. Оно нас учило, что существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному; учило нас распознавать сущ. 3 скл. |
VIII.Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения | Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. - Ребята, назовите тему нашего урока? - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? -Кто считает, что цели достиг? -Почему? -Где пригодятся эти знания? - Оцените свою работу по шкале успеха: Цели достиг, на уроке был активен, помогал товарищу, доволен собой – в верхней точке. Было трудно, но справился – в центре. Цели не достиг– внизу. -Встаньте, кто оценил себя на верхней планке? -Обоснуйте свой выбор оценки. - Кто оценил себя на средней планке? Почему? Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор. - Новое знание и умение сделало вас еще умнее, более самостоятельнее! На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вам поможет упорство и терпение! Откройте дневники, запишите дом.з. Д.з. Уч. с. 128 № 120 , правила на с.126 – 127 Урок окончен. Спасибо за урок. | Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения. -Тема урока «Существительные третьего склонения » -Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.) -Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах. Чтобы не допускать ошибок в написании падежных окончаниях имен существительных. Высказывают свои мнения. |