Ф.И.О. учителя: Сивакова Марина Валерьевна
Предмет: Русский язык.
Тема: Омонимы.
авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Тема | Омонимы. |
Цель урока | Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся. Развивать познавательный интерес при работе со словарями. Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира. Оборудование: Компьютер, карточки с текстами для учащихся. |
Задачи урока | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов); - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; - работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений. Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для работы. Личностные: проявлять интерес к изучению темы, оценивать результат собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. |
Планируемый результат | Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте |
Основные понятия | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. |
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Органи-зацион- ный момент. | Цель - активизация учащихся. | Средства общения? Главное? Единицы языка? Оболочки слова? Главное? | Словесный, мотивация учебной деятельности. | Настрой учащихся на работу на уроке. | Проговаривают правила общения: - Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает. |
II этап. Актуализация знаний. | Цель - обобщить знания о синонимах и антонимах | На доске буквы: г у р щ д ц Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету. Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный. Эта буква обозначает гласный звук. Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный. Какое слово у вас получилось? Друг. Что вы можете сказать об этом слове? Какая орфограмма в этом слове? Подберите родственные слова. Докажите, что это родственные слова. Лексическое значение. А какие пословицы вы знаете о дружбе? Подбор синонимов, антонима. | | Организация работы с словами, повторение темы «Звуки речи» Организует работу по прослушиванию ответов учащихся, чередуемую с работой в тетради. | Записывают слова в тетрадь . Взаимопроверка по эталону. Обсуждают ответы на вопросы. Учащиеся дают характеристику звукам. |
III этап. Самоопределение к деятельности. | Цель- определить направление работы на уроке, поставить задачи. | Работа в парах: расставить словосочетания парами, определить признак объединения. Отдыхать на юге, работать на севере, сделал тяп-ляп, выполнил небрежно, длинный язык, короткая дорога, девочка с косой, работать косой. Косой-? С какими словами работаем сегодня? | Постановка проблемного вопроса. | | Работа в парах, презентация результатов работы. Формулирование темы урока. |
IV этап. Работа по теме урока. | Цель- решить поставленные задачи. | 1.Что особенного в буквенной оболочке слов? Что можете сказать о лексическом значении? ОМОНИМЫ -? ОМОНИМЫ (греч.) – «омос» - одинаковый, «онима» - имя. 2. Групповая работа. Группа получает слова, найти значения слов (где?) Составить по 1 словосочетанию с каждым значением. Дождевик, ноготки, шашки, банка, клуб, лайка Правила групповой работы. 3. Физминутка. 4. Выступления групп. 5. Оформление схемы «Омонимы» 6. Учебник стр.78-чтение «Узелки на память» |
Словесный, наглядный метод.
| Организует физкультминутку. | Групповая работа. Находят значение слов в словаре, составляют словосочетания. Презентация результатов групповой работы. Выводы. Оформление схемы «Омонимы» |
V этап. Рефлексия. | Цель- подвести итог проделанной работе на уроке. | Игра «Угадай слово» Чтоб ванну нам воды набрать, Его мы будем открывать. Ну а на стройке он другой: Большой, подъёмный и стальной. (Кран) Он – ботанический, фруктовый, Зоологический, вишнёвый, И даже детским он бывает, Кто это слово отгадает? (Сад) Есть омонимов немало: Вот продукт, свиное сало. Был в истории момент – Звался тайный так агент. (Шпик) Самостоятельная работа по карточкам. Взаимопроверка( по цепочке) Самооценка на шкале. | | | Самостоятельная работа по карточкам. Самооценка, взаимооценка. . |
VI этап Домашнее задание | | Домашнее задание. Составить и написать 6 предложений с омонимами | | | |