СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока способствовать развитию умений находить суффикс в слове и подбирать слова с таким же суффиксом.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов"»

Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ»

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений находить суффикс в слове и подбирать слова с таким же суффиксом; создать условия для формирования представления о различных значениях суффиксов

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение суффикса, умеют находить суффикс в слове и выделять его, образовывать с помощью
суффикса слова и осознавать значения, вносимые суффиксами

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, пользуются словарями, строят несложные рассуждения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собст-
венное

Основное содержание темы, понятия
и термины

Суффикс как значимая часть слова; значения суффиксов; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Схема «Состав слова», таблица «Значения суффиксов»






организационная структура урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо

– Запишите пословицу и объясните ее смысл.

На доске:

Учиться никогда не поздно

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Парная.
Словесный. Чтение

Организует проверку домашнего задания: дети в парах проверяют упражнения, после чего
отвечают на вопросы учителя
о суффиксе

Работая в паре, выполняют проверку
домашнего задания. Воспроизводят знания о суффиксе как значимой части слова

Пр. – знают определение суффикса слова, умеют
находить суффикс в слове и выделять его.

Р – осуществляют взаимо-проверку, контролируют
работу партнера

Правильное выполнение упражне-ния

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Проанализируйте ряды слов:

• дом – домик – домишко;

• волк – волчище;

• читать – читатель, писать –
писатель, спасать – спасатель.

– Чем различаются слова в каждом ряду? (Суффиксами.)

– Изменяют ли суффиксы лекси-ческое значение слова? Как?

– Попробуйте догадаться: чему мы сегодня будем учиться?

Анализируют пред-ложенные ряды слов и делают вывод о том, что суффиксы придают словам различные оттенки значений, то есть и сами имеют значения.

Высказывают свои предположения о целях работы на уроке

Пр. – знают, что такое суффикс, умеют его находить.

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение и обоб-щение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – участвуют в диалоге, общей беседе

Беседа
по вопросам, развер- нутый
монологический
ответ



V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Знакомство
со значением суффиксов

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Устно выполните упражнение 168 (учебник). Какое значение придают словам предложенные суффиксы?

– Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными – почему?

– Прочитайте слова, предложенные в упражнении 169. Какое значение придают словам суффиксы, представленные в этих словах?

Выполняют
упр. 168 – устно
образуют слова с данными суффиксами, определяют лекси-ческое значение суффиксов. Знакомятся
с понятием «умень-шительно-ласкательные суффиксы».

Выполняют
упр. 169 – объясняют значение используемых суффиксов

Пр. – образовывают слова с помощью суффикса
и осознают их значения.

П – анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Р – проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи.

К – учитывают разные
мнения и высказывают собственное

Беседа
по вопросам, связный моно-логический ответ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух


Выполняют дви-
жения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый

Правильное выполнение движений





С ярко-желтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там,

Он сейчас расскажет нам


образ жизни, придерживаются здорового режима дня


2. Словарно-орфографическая минутка
(упр. 170 учеб-ника)

Парная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Выполните упражнение 170 учебника. Вставьте пропущенные буквы (при затруднении пользуйтесь орфографическим словарем).

Учитель может предложить двум-трем учащимся выполнить работу с последующей сдачей ее на проверку

Самостоятельно выполняют упражнение (вставляют пропущенные буквы,
выделяют суффиксы, определяют лексическое значение суффиксов), представляют результаты работы

Пр. – образовывают слова с помощью суффикса; осознают значения, вносимые в слово суффиксами.

П – пользуются словарями, строят несложные рассуж-дения.

Р – контролируют процесс и результаты своей дея-тельности с учебным
материалом

Правильное выполнение упражне-ния

VI. Закрепление знаний
и способов действий

1. Выполнение упр. 175 учеб-
ника

2. Выполнение упр. 174 учеб-
ника

Фронтальная. Словесный. Практический. Письмо Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо

Объясняет задание. При необхо-димости помогает детям подобрать подходящие суффиксы
для каждого слова Комментирует задание, контролирует его выполнение

Выполняют упраж-
нение, производят орфографический
и морфемный разбор Выразительно читают текст. Выполняют письменное
задание

Пр. – образовывают слова с помощью суффикса; видят и обозначают изученные орфограммы.

П – осознают познавательную задачу, решают ее

Пр. – умеют находить
суффиксы.

П – анализируют и оцени-вают содержание, языковые особенности и структуру текста

Выполнение упражнения, устный монологический ответ Фронтальный (само-стоятельное выполнение письмен-

ного
задания)





VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (учебник, упр. 173)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Правильная запись домашнего
задания