Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Сосновская СОШ»
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Тип урока: усвоение новых знаний
Учебник : Е.И. Никитина, «Русская речь», 6 класс, 2013 год
Тема | Официально-деловой стиль. |
Цель | Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика |
Задачи | 1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Стиль, признаки стиля, лексика научно-делового стиля. |
Ресурсы | ПО, раздаточный материал для обучающихся |
Организация пространства | Фронтальная работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа |
Этап урока, время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Цель этапа | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика) |
I. Оргмомент | Слово учителя. Приветствие. | Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово к уроку? Учебники, тетрадки, дневник на столе. Начнем урок словами известной песенки Енота: От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется, Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз ещё вернется. Улыбнитесь друг другу , и начнем урок. | Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность |
II. Мотивацион ная (самоопределение) к учебной деятельности | 1.Беседа с классом. | Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне | - Расскажу я вам сегодня сказку, только вы должны мне помочь. В стране Стилистика жили-были братья Стили речи. Были они совсем разные: старший брат назывался Разговорный, появился-то он раньше всех и помогал людям (дети называют функцию) общаться. Следующий брат назывался Художественный и помогал людям (функция?) выражать чувства, рисовать словами картинки, другой брат назывался Публицисти ческий, он ( функция) воздействовал на людей. За передачу знаний отвечал ( Научный) стиль. А другой брат был очень строгий и помогал людям писать справки, объявления. Может вы знаете, как он назывался? Определите, где и какой брат: - Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди матушку- природу и увидишь, что будет. - Природа- самое ценное, что есть на Земле. Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет , волнует своей красотой нашу душу. - Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это! Объявление Ребята! Сегодня в кабинете географии состоится заседание экологического кружка. Тема: «Берегите природу». Время – 15.00 ч. Учитель географии. Приложение 1 ( раздаточный материал) Выявляется уровень знаний, определяются пробелы, выявляет затруднения. | Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. | Развитие монологической и диалогической речи; - сотрудничество с учителем и одноклассника ми |
| 2.Объявление темы и целей урока | | Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Могут возникнуть затруднения, т.к. детям это новый для детей материал. В этом случае обращаемся к учебнику Никитиной «Русская речь» §6 стр.43 Цели формулируем совместно: - изучить, что такое официально-деловой стиль речи; - усвоить особенности официально – делового стиля; - научиться оформлять объявление и справку. Учитель вводит понятие клише. Клише – это языковые штампы, например: ста вить вопрос, справка выдана и т.д .Их используют в готовом виде. | Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об этом стиле, где встречали Формулируют тему урока. Фиксируют возникшее затруднение. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | формулирование проблемы; целеполагание; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
III.Актуализация и пробное учебное действие | | Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Заполните пропуски: В различных документах ( справках, указах, при казах, расписках) используется_______________ ______________________стиль. Основная цель его _____________________________________. Для _______________________________стиля характерно употребление слов только в _______ _______________значении, точное обозначение _____,________, __________; полное название ____________, ________________, ___________ Широко используются существительные, обра зованные от _______________, например: _____, ___________, и т.д. Приложение 1 ( раздаточный материал) Выполнение упр. 55 | | анализ, синтез, моделирование, построение логической цепи рассуждений, , выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; -контроль, коррекция; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника |
IV. Творческая практическая деятельность | | Определение стиля речи |
Выполнение упр.56, часть I, стр. 43 Дается фрагмент статьи из газеты.
| Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против». | : подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: коррекция; умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
|
V. Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Тренировочное упражнение | | Упр. 59 , составление текста объявления | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. Взаимопроверка. | анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; контроль, коррекция;:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника |
VI. Включение в систему знаний и повторение | | Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание | Выполнение упр.56 часть II | | подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VII. Домашнее задание | | | Написать объявление о концерте к Дню Матери. Упр. 58 (По выбору) | | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Довольны ли своей работой? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей Определяют свое эмоциональное состояние на уроке;. | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
Заполните пропуски:
В различных документах ( справках, указах, приказах, расписках) используется_______________
______________________стиль. Основная цельего _____________________________________.
Для _______________________________стиля характерно употребление слов только в _______
_______________значении, точное обозначение_____,________, __________; полное название
____________, ________________, ___________.Широко используются существительные, обра
зованные от _______________, например: _____,___________, и т.д.
Заполните пропуски:
В различных документах ( справках, указах, приказах, расписках) используется_______________
______________________стиль. Основная цельего _____________________________________.
Для _______________________________стиля характерно употребление слов только в _______
_______________значении, точное обозначение_____,________, __________; полное название
____________, ________________, ___________.Широко используются существительные, обра
зованные от _______________, например: _____,___________, и т.д.
Заполните пропуски:
В различных документах ( справках, указах, приказах, расписках) используется_______________
______________________стиль. Основная цельего _____________________________________.
Для _______________________________стиля характерно употребление слов только в _______
_______________значении, точное обозначение_____,________, __________; полное название
____________, ________________, ___________.Широко используются существительные, обра
зованные от _______________, например: _____,___________, и т.д.
Приложение 1 ( раздаточный материал для учащихся)
Определите, где и какой брат:
- Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди матушку- природу и увидишь, что будет.
- Природа- самое ценное, что есть на Земле.
Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет ,
волнует своей красотой нашу душу.
- Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это!
Объявление
Ребята! Сегодня в кабинете географии состоится
заседание экологического кружка. Тема: «Берегите природу». Время – 15.00 ч.
Учитель географии.
Определите, где и какой брат:
- Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди матушку- природу и увидишь, что будет.
- Природа- самое ценное, что есть на Земле.
Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет ,
волнует своей красотой нашу душу.
- Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это!
Объявление
Ребята! Сегодня в кабинете географии состоится
заседание экологического кружка. Тема: «Берегите природу». Время – 15.00 ч.
Учитель географии.
Определите, где и какой брат:
- Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди матушку- природу и увидишь, что будет.
- Природа- самое ценное, что есть на Земле.
Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет ,
волнует своей красотой нашу душу.
- Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это!
Объявление
Ребята! Сегодня в кабинете географии состоится
заседание экологического кружка. Тема: «Берегите природу». Время – 15.00 ч.
Учитель географии.