СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - это урок развития речи по теме "Официально-деловой стиль речи" в 6 классе. К уроку приложен раздаточный материал для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль"»


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Сосновская СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Тип урока: усвоение новых знаний

Учебник : Е.И. Никитина, «Русская речь», 6 класс, 2013 год


Тема

Официально-деловой стиль.

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика

Задачи

1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Стиль, признаки стиля, лексика научно-делового стиля.

Ресурсы

ПО, раздаточный материал для обучающихся

Организация пространства

Фронтальная работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа

Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Цель этапа

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)

I. Оргмомент

Слово учителя. Приветствие.

Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово к уроку? Учебники, тетрадки, дневник на столе.

Начнем урок словами известной песенки Енота:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернется.

Улыбнитесь друг другу , и начнем урок.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.



Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

II. Мотивацион

ная (самоопределение) к учебной деятельности


1.Беседа с классом.


Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне

- Расскажу я вам сегодня сказку, только вы должны мне помочь.

В стране Стилистика жили-были братья Стили речи. Были они совсем разные: старший брат назывался Разговорный, появился-то он раньше всех и помогал людям (дети называют функцию) общаться. Следующий брат назывался Художественный и помогал людям

(функция?) выражать чувства, рисовать словами

картинки, другой брат назывался Публицисти

ческий, он ( функция) воздействовал на людей.

За передачу знаний отвечал ( Научный) стиль.

А другой брат был очень строгий и помогал людям писать справки, объявления. Может вы знаете, как он назывался?

Определите, где и какой брат:

- Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди

матушку- природу и увидишь, что будет.

- Природа- самое ценное, что есть на Земле.

Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет ,

волнует своей красотой нашу душу.

- Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это!

Объявление

Ребята! Сегодня в кабинете географии состоится

заседание экологического кружка. Тема: «Берегите природу». Время – 15.00 ч.

Учитель географии.


Приложение 1 ( раздаточный материал)


Выявляется уровень знаний, определяются пробелы, выявляет затруднения.

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Развитие монологической и диалогической речи;

- сотрудничество

с учителем и одноклассника

ми




2.Объявление темы и целей урока




Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня?

Могут возникнуть затруднения, т.к. детям это новый для детей материал.

В этом случае обращаемся к учебнику Никитиной «Русская речь» §6 стр.43

Цели формулируем совместно:

- изучить, что такое официально-деловой стиль речи;

- усвоить особенности официально – делового стиля;

- научиться оформлять объявление и справку.

Учитель вводит понятие клише.

Клише – это языковые штампы, например: ста

вить вопрос, справка выдана и т.д .Их используют в готовом виде.

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об этом стиле, где встречали

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение.

Отвечают на вопросы,

строят понятные для

партнера

высказывания; в сотрудничестве с учителем и одно­классниками делают вывод

формулирование проблемы;

целеполагание; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III.Актуализация

и пробное учебное действие


Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Заполните пропуски:

В различных документах ( справках, указах, при

казах, расписках) используется_______________

______________________стиль. Основная цель

его _____________________________________.

Для _______________________________стиля

характерно употребление слов только в _______

_______________значении, точное обозначение

_____,________, __________; полное название

____________, ________________, ___________

Широко используются существительные, обра

зованные от _______________, например: _____,

___________, и т.д.

Приложение 1 ( раздаточный материал)


  1. Выполнение упр. 55


анализ, синтез, моделирование, построение логической цепи рассуждений, , выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; -контроль, коррекция; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника





IV. Творческая практическая деятельность


Определение

стиля речи



Выполнение упр.56, часть I, стр. 43

Дается фрагмент статьи из газеты.




Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против».














: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: коррекция; умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации


V. Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Тренировочное упражнение





Упр. 59 , составление текста объявления

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.

Взаимопроверка.

анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; контроль, коррекция;:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

VI. Включение

в систему знаний и повторение


Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание


Выполнение упр.56 часть II


подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII. Домашнее задание



  1. Написать объявление о концерте к Дню Матери.

  2. Упр. 58

(По выбору)




VIII. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по во­просам; моно­логические вы­сказывания

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понра­вился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - кар­точку с грустным лицом

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Определяют свое эмо­циональное состояние на уроке;.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).





  1. Заполните пропуски:

В различных документах ( справках, указах, приказах, расписках) используется_______________

______________________стиль. Основная цельего _____________________________________.

Для _______________________________стиля характерно употребление слов только в _______

_______________значении, точное обозначение_____,________, __________; полное название

____________, ________________, ___________.Широко используются существительные, обра

зованные от _______________, например: _____,___________, и т.д.







  1. Заполните пропуски:

В различных документах ( справках, указах, приказах, расписках) используется_______________

______________________стиль. Основная цельего _____________________________________.

Для _______________________________стиля характерно употребление слов только в _______

_______________значении, точное обозначение_____,________, __________; полное название

____________, ________________, ___________.Широко используются существительные, обра

зованные от _______________, например: _____,___________, и т.д.









  1. Заполните пропуски:

В различных документах ( справках, указах, приказах, расписках) используется_______________

______________________стиль. Основная цельего _____________________________________.

Для _______________________________стиля характерно употребление слов только в _______

_______________значении, точное обозначение_____,________, __________; полное название

____________, ________________, ___________.Широко используются существительные, обра

зованные от _______________, например: _____,___________, и т.д.

Приложение 1 ( раздаточный материал для учащихся)

Определите, где и какой брат:

- Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди матушку- природу и увидишь, что будет.


- Природа- самое ценное, что есть на Земле.

Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет ,

волнует своей красотой нашу душу.


- Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это!


Объявление

Ребята! Сегодня в кабинете географии состоится

заседание экологического кружка. Тема: «Берегите природу». Время – 15.00 ч.

Учитель географии.





Определите, где и какой брат:

- Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди матушку- природу и увидишь, что будет.


- Природа- самое ценное, что есть на Земле.

Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет ,

волнует своей красотой нашу душу.


- Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это!


Объявление

Ребята! Сегодня в кабинете географии состоится

заседание экологического кружка. Тема: «Берегите природу». Время – 15.00 ч.

Учитель географии.





Определите, где и какой брат:

- Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди матушку- природу и увидишь, что будет.


- Природа- самое ценное, что есть на Земле.

Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет ,

волнует своей красотой нашу душу.


- Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это!


Объявление

Ребята! Сегодня в кабинете географии состоится

заседание экологического кружка. Тема: «Берегите природу». Время – 15.00 ч.

Учитель географии.