Основные этапы организации учебной деятельности (в зависимости от типа урока) | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познаватель ная | Коммуникати вная | Регулятивная |
1. Организация работы. Приём «Одним словом». | Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради и запишите число. В течение урока вы будете работать с картой-навигатором. Что такое навигатор? Это устройство для ориентировки. На каждом этапе урока будете себя контролировать с помощью приёма «Одним словом». (прил. 1) На полях записывайте только цифры. | Умение слушать учителя, друг друга. | | |
2. Мотивация. Подводящий диалог. | Я знаю, что в вашем классе есть родственники. Расскажите, кто и в каких родственных отношениях находится? В нашей школе есть ученики, которые тоже являются родственниками. Но их родство чем-то отличается от вашего. Отгадайте, о каких родственниках идёт речь. Кто такие близнецы? Кто догадается, с каким явлением в русском языке связано понятие близнецы? Как называются такие слова? И в языке есть слова-близнецы. Это слова — омонимы. Поэтому имя нашего урока «Слова-близнецы». | Умение слушать учителя, друг друга. | | Умение развивать мотивы познавательной деятельности. |
3. Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Определение темы урока. Постановка цели урока. | - Чтобы определить тему урока, вспомним, какую большую тему мы изучаем? Посмотрите на доску. Найдите в предложениях слова — близнецы (омонимичные части речи). Попробуйте определить тему урока. Запишите первое и второе предложения. Какое затруднение возникло при записи этих слов? Сформулируйте цель урока. (научиться различать союзы и омонимичные им части речи, правильно писать их). 1. Я то(же) это прочитал. 2. Я прочитал то(же) произведение. 3. Я так(же) буду петь на концерте. 4. Я буду петь так(же), как и ты. 5. Встретиться не удавалось, за(то) письма писали часто. 6. Не берись за(то), что тебе не по силам. | | Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Умение определять цель своего обучения. Умение видеть проблему. |
Актуализация опорных знаний. Приём «Морфологический ящик». Приём «Одним словом» | - В этом ящике находятся все ваши знания по русскому языку. Нам нужно достать те, которые пригодятся для изучения новой темы. Отгадывайте, о чём идёт речь. Это местоимение указательное, оно указывает на признак предмета. Оно употреблено форме среднего рода, в именительном падеже. (то). Это указательное местоимение — наречие. Оно не изменяется. Отвечает на вопрос как? (так) Эта частица усилительная, она всегда пишется со словом раздельно. Состоит из двух букв. (же) Это непроизводный предлог. Может иметь разное значение: пространственное, дополнительное, образа действия. Состоит из двух букв. (за). Это сочинительный соединительный союз, в слове четыре буквы. (тоже) Это сочинительный соединительный союз, в слове пять букв. (также). Это сочинительный противительный союз, в слове две буквы. (но) Выберите слова, которые отражают ваше состояние на этом этапе урока. | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | Умение формулировать, аргументировать,отстаивать своё мнение. | Умение осуществлять контроль своей деятельности. |
Открытие новых знаний. Приём «Самоинструкция». | Как вы отличаете близнецов? (по признакам). Слова-близнецы, т.е. омонимичные части речи, тоже будем отличать по признакам. Сформулируем эти признаки, проанализировав данные предложения. 1. Мой друг то(же) занимается спортом. 2. Сегодня мы выполняли то(же) упражнение, что и вчера. Какая цель? Вместе открываем новые знания. Задайте вопрос к слову. Каким членом предложения является? В каком предложении ЖЕ можно убрать? Замените союзом И. Замените местоимением такое, это. После какого слово можно поставить местоимение самое? Определите часть речи. Сделайте вывод о написании. Заполните самоинструкцию. 1. Морозило сильнее, за(то) было тихо. 2. Я спрятался за(то) дерево. Задайте вопрос к слову. Каким членом предложения является? Замените союзом НО. Замените ТО существительным или прилагательным. Определите часть речи. Сделайте вывод о написании. Заполните самоинструкцию. Сделайте общий вывод о правописании сочинительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Выберите слова, которые отражают ваше состояние на этом этапе урока. | Умение наблюдать, слушать. Умение анализировать, сравнивать. Умение выявлять причинно-следственные связи. | Умение формулировать, аргументировать,отстаивать своё мнение. | Умение определять способ действия Умение осуществлять контроль своей деятельности. |
Динамическая пауза «Ножки» | - Отдыхаем и повторяем движения. | Эмоциональная разрядка, снятие усталости. |
Этап первичного закрепления. Игра «Федот, да не тот». Работа в парах. | - Как понимаете поговорку? (Речь идёт не о том, кто нужен) В картах-навигаторах найдите предложения, в которых слова-близнецы, частеречные омонимы, являются союзами. Запишите. Объясните правописание. 1. Я написал в сочинении то(же), что и мой сосед. 2. За что получил то(же) двойку. 3. Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. 4. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. 5. Делай так(же), как и другие. 6. Люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе. | Умение работать с текстом. Умение наблюдать, слушать. Умение анализировать, сравнивать. Умение выявлять причинно-следственные связи. | Умение доносить свою позицию до других. Умение работать в паре. Умение договариваться. | Умение определять способ действия. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Умение осуществлять контроль своей деятельности. |
Включение в систему знаний. Приём «Лови ошибку». Работа в группах. | - Найдите ошибку и объясните. (задания по группам на картах — навигаторах — приложение № 2) | Умение наблюдать, слушать. Умение анализировать, сравнивать. Умение выявлять причинно-следственные связи. Умение передавать информацию. | Умение доносить свою позицию до других. Умение работать в группах. Умение отстаивать своё мнение. Умение договариваться. | Умение определять способ действия. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Умение осуществлять контроль своей деятельности. |
Вкдючение в ситему повторения. Работа с учебником. Самостоятельная работа с проверкой. | - Выполните упражнение № 373 по вариантам. | Умение передавать информацию. Умение читать, слушать. | Умение доносить свою позицию до других. Умение работать индивидуально. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Итог урока. Контроль с самопроверкой по эталону. Графический диктант. | - Вернёмся к имени урока. Почему урок так назывался? Как вы думаете, нужно ли поддерживать родственные отношения? Почему? Цель урока? Расскажите правило. Вернёмся к началу урока и выполним задание. Если слово пишется слитно, то ставьте плюс, раздельно — минус. Проверьте себя и оцените работу. | Умение делать выводы. Умение строить умозаключения. | Умение работать индивидуально. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение приёмами самооценки. Умение осуществлять контроль своей деятельности. |
Межпредметные связи. | - Как вы думаете, есть ли в английском языке союзы тоже, также? | Умение устанавливать аналогии. | Умение формулировать, аргументировать,отстаивать своё мнение. | |
Рефлексия урока | - Расскажите о своих впечатлениях об уроке, пользуясь таблицей. Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Умение делать вывод. | Умение формулировать, аргументировать,отстаивать своё мнение. | Умение осуществлять контроль своей деятельности. |
Домашнее задание | - Выберите утверждение, которое отражает результат вашей работы на уроке. Поднимите соответствующую карточку. А: Все понял, все умею, смогу объяснить другому. Б: Все понял, все умею, но другому объяснить не смогу. В: Мне надо ещё всё повторить, чтобы знать и уметь. А. Написать сочинение-миниатюру с использованием изученных союзов и омонимичных частей речи. Б. & 150 в «Теории», упр. 374 В. & 150 в «Теории», упр. 372 | Умение анализировать. | Умение формулировать, аргументировать,отстаивать своё мнение. | |
Группа №3.
«___» _____________ 2016 г.