Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Вступительное слово: Сегодня, ребята, нам с вами предстоит отправиться в увлекательное путешествие в страну Фонетика. | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. |
2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Мы прибыли в приграничный посёлок «Фонема». Его жители хотят задать нам вопросы, чтобы проверить, не потеряемся ли мы в их большой стране. Поработаем с сигнальными карточками. Нужно определить, верно, или нет утверждение: Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Звуков речи меньше, чем букв. Алфавит – это все буквы языка. Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Звуки ч, щ, й всегда мягкие. Согласных звуков шесть. Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости. Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости. Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения и правила произношения. В сонорных согласных голос преобладает над шумом. Глухие согласные состоят только из шума. Буквы е,е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных. На конце слова происходит оглушение звонкого согласного. Графика изучает написание букв. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | - Что мы сейчас повторили? - Для какого разбора нам понадобятся эти знания? -Сформулируйте тему урока. | Работают в тетрадях, записывают дату и тему урока. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, отвечают на вопросы. | Личностные: умеют применять при работе сопоставительный анализ Регулятивные: осознают не- достаточность своих знаний Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. |
4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Следующая остановка городок «Звук». Его жители, звуки, хотят, чтобы вы разгадали их шарады. Я сборник карт, от ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь, превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс) Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение - И превращусь в конфету я. (Ирис - ирИс) Я много-много лет Давала людям свет, Теперь меня употребляют редко, Меня затмила яркая соседка. Смените С на О, не рассержусь, Коль шерсть нужна вам - пригожусь. (СВЕЧКА - ОВЕЧКА) Моих три первых буквы произносят, Когда врага мышей к себе манят, Вторых три буквы в дом приносят На Рождество, когда особенно хотят Детей порадовать. А целое- едят. (Кисель) Перед нами кафе «Привал». Мы немного устали и хотим отдохнуть. Чтобы попасть в кафе, нам нужно преодолеть речку «Фонемку». Чтобы перейти через мостик, мы должны сделать фонетический разбор отгаданных слов. Можем мы приступить к работе? Нет. Почему? Мы не знаем порядка фонетического разбора слова. Поэтому сворачиваем в поселок «Учебный», чтобы добыть нужные нам знания. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. | Разгадывают шарады, отвечают на вопросы. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
5.Этап построения проекта выхода из затруднения. | Прочитайте параграф. Изучите схему фонетического разбора. Выполните фонетический разбор слова кисель. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Коммуникативные: умеют отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные: формирование критического мышления. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Впереди нас встречает город «Алфавитск». У жителей этого города есть главная книга – орфографический словарь. Они предлагают выполнить задания по группам. 1 группа: выписать из словаря 10 существительных в алфавитном порядке. 2 группа: выписать 5 слов, в которых звуков больше, чем букв. 3 группа: выписать 10 существительных с удвоенной согласной. 4 группа: выписать 10 существительных с непроизносимой согласной. 5 группа: выписать 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв. 6 группа: выписать 10 слов, в которых буквы е, е, ю, я обозначают два звука. Отчет групп, коллективная проверка. | Выполняют задания | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Выполнение упражнения по учебнику. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. Познавательные: умеют использовать учебную задачу, используя алгоритм. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: закрепить полученные знания | Мы с вами закончили путешествие. Чтобы подвести итоги, выполните тест. | | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Домашнее задание | Выполните фонетический разбор любых трех слов. | | |