СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Фонетический разбор слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку составлена для учащихся 4 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Фонетический разбор слова"»



Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс



Тема

Фонетический разбор слова

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Цель урока


Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу, развивать мышление учащихся, формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.

Планируемый результат

Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора, йотированные звуки, уметь производить фонетический разбор слова.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Фонетика, звуки, гласные и согласные.

Ресурсы:

Учебник, презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.


Вступительное слово:

Сегодня, ребята, нам с вами предстоит отправиться в увлекательное путешествие в страну Фонетика.

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя.

Личностные:

положительно относятся

к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают

учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.


2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.


Мы прибыли в приграничный посёлок «Фонема». Его жители хотят задать нам вопросы, чтобы проверить, не потеряемся ли мы в их большой стране.

Поработаем с сигнальными карточками. Нужно определить, верно, или нет утверждение:

  1. Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

  2. Звуков речи меньше, чем букв.

  3. Алфавит – это все буквы языка.

  4. Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие.

  5. Звуки ч, щ, й всегда мягкие.

  6. Согласных звуков шесть.

  7. Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости.

  8. Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости.

  9. Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения и правила произношения.

  10. В сонорных согласных голос преобладает над шумом.

  11. Глухие согласные состоят только из шума.

  12. Буквы е,е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных.

  13. На конце слова происходит оглушение звонкого согласного.

  14. Графика изучает написание букв.


Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации


- Что мы сейчас повторили?

- Для какого разбора нам понадобятся эти знания?

-Сформулируйте тему урока.


Работают в тетрадях, записывают дату и тему урока. Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.

Личностные: умеют применять при работе сопоставительный анализ

Регулятивные: осознают не- достаточность своих знаний

Коммуникативные: задают

вопросы с целью получения

необходимой для решения

проблемы информации

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.


4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа:

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).


Следующая остановка городок «Звук». Его жители, звуки, хотят, чтобы вы разгадали их шарады.

Я сборник карт, от ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь, превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я.

(Атлас - атлАс)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение -

И превращусь в конфету я.

(Ирис - ирИс)

Я много-много лет

Давала людям свет,

Теперь меня употребляют редко,

Меня затмила яркая соседка.

Смените С на О, не рассержусь,

Коль шерсть нужна вам - пригожусь.

(СВЕЧКА - ОВЕЧКА)

Моих три первых буквы произносят,

Когда врага мышей к себе манят,

Вторых три буквы в дом приносят

На Рождество, когда особенно хотят

Детей порадовать. А целое- едят.

(Кисель)


Перед нами кафе «Привал». Мы немного устали и хотим отдохнуть. Чтобы попасть в кафе, нам нужно преодолеть речку «Фонемку». Чтобы перейти через мостик, мы должны сделать фонетический разбор отгаданных слов. Можем мы приступить к работе? Нет. Почему? Мы не знаем порядка фонетического разбора слова. Поэтому сворачиваем в поселок «Учебный», чтобы добыть нужные нам знания.

Физкультминутка:

Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.


Разгадывают шарады, отвечают на вопросы.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.


5.Этап построения проекта выхода из затруднения.


Прочитайте параграф.

Изучите схему фонетического разбора. Выполните фонетический разбор слова кисель.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Коммуникативные: умеют отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные:

формирование критического мышления.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.



6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи


Впереди нас встречает город «Алфавитск». У жителей этого города есть главная книга – орфографический словарь. Они предлагают выполнить задания по группам.

1 группа: выписать из словаря 10 существительных в алфавитном порядке.

2 группа: выписать 5 слов, в которых звуков больше, чем букв.

3 группа: выписать 10 существительных с удвоенной согласной.

4 группа: выписать 10 существительных с непроизносимой согласной.

5 группа: выписать 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.

6 группа: выписать 10 слов, в которых буквы е, е, ю, я обозначают два звука.

Отчет групп, коллективная проверка.


Выполняют задания

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи


Выполнение упражнения по учебнику.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Познавательные:

умеют использовать учебную задачу, используя алгоритм.


8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепить полученные знания


Мы с вами закончили путешествие. Чтобы подвести итоги, выполните тест.



Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.


9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности


- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние.

Личностные:

формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: оценивают

свою работу

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания


Домашнее задание

Выполните фонетический разбор любых трех слов.