СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Условия обособления деепричастного и причастного оборотов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока содержит дополнительный материал

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Условия обособления деепричастного и причастного оборотов"»

Тема: Условия обособления деепричастного и причастного оборотов.

Деепричастный оборот. Синтаксический разбор предложений.

Цель деятельности учителя

Познакомить с деепричастным оборотом и условиями его обособления, учить находить деепричастный оборот и одиночное деепричастие в предложении. Учить производить синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Формируемые УУД

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его

Личностные: формирование сознания того, что знание языка- показатель важнейшей культуры человека.


Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов

Коммуникативные: владеют грамотной письменной речью

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Нетбук

Наглядно-демонстрационный материал

Записи на доске

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой

Слушают учителя, готовятся к работе

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассмотрим предложение.

Суда в море не выходили, отстаиваясь в гавани.

- Почему здесь стоит запятая?

- Поставьте цель и задачи на урок.

Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок

Регулятивные:

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

3) Актуализация знаний

- Что называется причастным оборотом?

- Может ли деепричастие иметь при себе зависимые слова? Докажите на примере словосочетания «отстаиваясь в гавани».

Отвечают на вопросы.

Формулируют выводы.

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Физкультминутка

Просит показать физкультминутку «Растет высокая береза» (показывает сам)

Выполняют за одноклассником (учителем)

Личностные – забота о здоровье

4) Первичное усвоение новых знаний.

- Вернемся к предложению.

Суда в море не выходили, отстаиваясь в гавани.

Чтение и проговаривание правила из параграфа 44.

Дополнительная информация

Условия обособления деепричастного оборота

Деепричастные обороты не обособляются в следующих случаях:

1. Если это фразеологизмы.

Переводчик работал спустя рукава и налетел на штраф. Редактор работал не покладая рук и получил за это премию.

2. Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и».

Можно неплохо зарабатывать и не делая халтуру.

3. Если деепричастие утратило глагольное значение.

Начиная с сегодняшнего дня буду вести свой ЖЖ. Он не будет отнимать у меня много времени и я буду это делать шутя.

4. Если деепричастие тесно связано по значению (т.е. неразделимо по смыслу) со сказуемым.

Он разговаривал не вытаскивая «бычок» изо рта.

5. Если деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством.

Быстренько (обстоятельство) и не мешкая (деепричастие) лишний раз перед дамами я рассказал очередной похабный анекдот.

6. Если одиночное деепричастие (образа действия) по своему значению приближается к наречию или сочетанию существительного с предлогом, то оно тоже не обособляется.

Я забрал «бабки» не пересчитывая (=без пересчета).

Он тараторя выпалил перевод (=быстро).

7. Если два одиночных деепричастия тесно связаны со сказуемым или приближаются по смыслу к наречию, то они также не обособляются.

Хихикая и причмокивая они запивали пиццу пивом.

Читают теоретический материал, задания упражнений, находят новые слова, определение понятий. Выполняют задание и проверяют себя.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.

5) Первичная проверка понимания

Упр. 506 – комментированная работа.

Дополнительные тренировочные упражнения:






Отвечают на вопросы учителя, находят в книге необходимый материал, выясняют непонятное в тексте, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6) Первичное закрепление.

Упр. 508 – комментированная работа

Упр. 509 – СР с последующей самопроверкой

Упражнение. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их.

  1. Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклоняясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.

Синтаксический разбор предложений

1) Он снял рюкзак и неспешно обошел поляну, внимательно все рассматривая. 2) Едкий пот стекал по лицу, смывая грязь, и комары начинали наглеть. 3) Посидели на поваленной березе, сбросив рюкзаки. 4) Вода, разлившись метра на три в ширину, бойко журчала по каменистой россыпи. 5) Все трое стали быстро спускаться по склону, раздвигая руками густые ветки кустарника. 6) Всякому приятно оказаться в центре внимания, когда тебя слушают разинув рот.

7) За окном, не переставая, выла пурга. 8) Он плотно задернул шторы, будто отгораживаясь от бурана, и снова сел, опустив руки. (В. Пронин) 9) И опять самолет рванулся в небо, раскалывая и дробя мерзлый воздух.(В. Пронин) 10) Выйдя на опушку леса и не увидев своего коня, он прислушался. 11) Звуки голосов, мешаясь под сводами, превращались в густой и нестройный шум. (А. Казанцев)

Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задание

Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 44 выучить правила, упр. 507, 509 (синтаксический разбор второго предложения) выполнить

Синтаксический разбор предложений:

  • Высокий ствол, качнувшись, косо пошел вниз, обламывая ветки. (Д. Балашов)

  • Все до боли в глазах всматривались в слепящую даль, надеясь увидеть приближающийся корабль.

  • Окно, завешенное толстым ковром, не давало света. (И. Ефремов)

  • Свет заполнил комнату, увешанную картинами.

  • Платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него.

  • Через несколько минут вышли к вершине и, чуть спустившись по противоположному склону, вышли к обвалу.

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- В чем возникли затруднения?

- Над чем нужно поработать дома?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.