СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Шляпочные грибы" в 5 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока  биологии по теме "Шляпочные грибы" в 5 классе (УМК "Линия жизни")

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Шляпочные грибы" в 5 классе»

Технологическая карта урока № 20

Предмет

биология

класс

5

Тема урока

Шляпочные грибы


Педагогические цели урока



Продолжить знакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности грибов на примере шляпочных грибов.

Задачи урока



  • углубить знания учащихся о грибах как представителях отдельного царства живой природы;

  • продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  • продолжить формировать научное мировоззрение, интерес к изучению биологии.

Тип урока

Отработки умений и рефлексии

Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов


Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение.


Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

иметь мотивацию к учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию

Условия реализации урока


Информационные ресурсы (ЦОР и интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология, тактические технологии)

оборудование

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).


В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинина, З.Г. Гапонюк. Биология. 5-6 классы (учебник);

В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь.5 класс

В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки.5-6 классы (пособие для учителя).


мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Основные понятия


Мицелий, грибница, микориза, пластинчатые и трубчатые грибы, съедобные и ядовитые грибы


Формы проведения урока


индивидуальная, фронтальная, групповая.

Этап урока: Организационный


Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Предметные

УУД


Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку



Осуществляют самопроверку готовности к уроку


Р: самоконтроль учебной деятельности

Этап урока: Актуализация знаний и мотивация

Организует проверку домашнего задания

Биологический диктант

1. Все грибы растут в лесах

2. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид

3.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей.

4. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные

5. Грибы – это живые организмы, которые занимают промежуточное положение между растениями и животными.

6.В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество – хитин

7. Грибы - автотрофы

8. Из некоторых грибов получают лекарства

9.Грибы – это растения, которые растут в течение всей жизни.

10. Дрожжи – это грибы, которые человек использует в хлебопечении.

Верные утверждения:

2, 3, 4, 5, 6, 8, 10.

Закрепляют первичные знания о строении грибов

Знают признаки грибов, как представителей отдельного царства

Л: развивают способность к самооценке


Организует целеполагание





















Приём ЗХУ

Мы с вами осуществим прогулку по лесу и отправимся на так называемую «тихую охоту» – на охоту за грибами. Более близко познакомимся с вами с этими загадочными и необычными жителями леса.



Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.



Что объединяет эти грибы между собой?



Как мы можем назвать такие грибы?



Значит тема сегодняшнего урока?



Изучали ли вы подробно шляпочные грибы? Значит, какова цель нашего урока?



А что нам нужно сделать, чтобы понять, что такое шляпочные грибы?



















Называют грибы (белый, подосиновик и т.д.)





Выдвигают предположение (наличие ножки и шляпки, грибы – шляпочные)



Называют тему урока.








  • узнать строение шляпочных грибов

  • познакомиться с разновидностями шляпочных грибов

  • выработать правила сбора грибов

  • Познакомится с условиями жизни шляпочных грибов

Знают о многообразии грибов

Р: целеполагание, умение выполнять разнообразные задания;


К: постановка вопросов; выражать свои мысли и идеи.


Л: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.


Этап урока: Локализация и коррекция затруднений




Организует работу в группах

1 группа: строение тела шляпочного гриба


2 группа: типы шляпочных грибов


3 группа: выработать правила сбора грибов


4 группа: взаимодействие шляпочных грибов с деревьями



Выполняют задание в группах, готовят сообщение

Знают особенности строения шляпочного гриба, типы шляпочных грибов, понятие «микориза».

Называют съедобные и ядовитые грибы, знают правила сбора грибов, приёмы оказания первой помощи.

П: Находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Р: уметь выдвигать версии.

К: Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Л: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей


Этап урока: Этап обобщения и коррекции во внешней речи


Организует обсуждение




Представители от группы озвучивают информацию по своей теме



Закрепляю знания об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов

К:

Вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли и идеи

Этап урока: Обобщения затруднений во внешней речи


Предлагает учащимся обобщить полученные знания


Убрать лишнее

ЛОЖНЫЙ ОПЕНОК, МУХОМОР, МАСЛЕНОК, БЛЕДНАЯ ПОГАНКА

БЕЛЫЙ, СЫРОЕЖКА, ПОДБЕРЕЗОВИК, МАСЛЕНОК.

ГРУЗДЬ, ОПЁНОК, БЕЛЫЙ, ДРОЖЖИ, СЫРОЕЖКА



Выполняют задание, объясняют выбор

Закрепляют знания об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов

Вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли и идеи

Этап урока: Этап самостоятельной работы с самопроверкой


Организует самостоятельную работу и проверку по шаблону.

Закончить предложения:



1.Главная часть гриба – __________________________.

2.Грибы, имеющие плодовое тело в виде шляпки и ножки называются __________.

3.По строению шляпки грибы делятся на __________________ и __________________.

4.Чтобы сохранить своё здоровье человеку нужно знать, что грибы бывают _______________ и _________________.

5.Некоторые шляпочные грибы с корнями дерева образуют _______.

6. Грибы – это богатство природы и человек должен относиться к нему _____________.

1 – грибница; 2 – шляпочные; 3 – трубчатые и пластинчатые;

4 - съедобные и ядовитые; 5 – микоризу; 6 –бережно.

Учащиеся выполняют задание. Осуществляют самопроверку, оценивание

Закрепляют знания об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов

Л:Проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; развивают способность к самопроверке, анализу

Этап урока: Рефлексия


Организует рефлексию

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь?

Сегодня я узнал ……

Я научился ………

Больше всего мне понравилось

У меня остались вопросы…….

Участвуют в беседе


П:
ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Л:
проявляют интерес к предмету, приобретению новых знаний.
Р:
оценивают собственную деятельность на уроке.
К:
анализ и обсуждение работы на уроке.

Этап урока: Задание на дом


Даёт и комментирует домашнее задание




§ 12 пересказ

На выбор:

  • Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»

  • Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»

  • Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?


Записывают домашнее задание, задают вопросы



К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы