Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1.Организационно - мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Изучая раздел «Земля планета Солнечной системы», мы узнали о том, что Земля: - возникла из … - имеет форму … - имеет размеры… Форма и размеры Земли характеризуют внешние ее особенности. О каких особенностях нам еще пока ничего неизвестно? Какие вопросы в связи с этим у вас появились? Я предлагаю добавить еще вопросы: Для чего человеку (и нам с вами в том числе) необходимо знать внутреннее строение? Как называется наука, изучающая внутреннее строение Земли? Какими методами она пользуется? | Отвечают на поставленные вопросы: Возникла из газово-пылевого облака, вращающегося вокруг звезды Солнце. Имеет форму шара, немного сплюснутого у полюсов. Радиус шарообразной Земли составляет 6700 км О внутреннем строении. Задают вопросы (примерно такие): Как устроена Земля изнутри? Из чего состоит? Что происходит внутри Земли? И т.д. | | |
Создание мотивационной установки | Просмотрите видеофрагмент «Почемучка. Строение Земли» http://video.mail.ru/mail/ilya_guzey/Pocemuchka/4587.html и сформулируйте цель нашей работы на этом уроке. | Знакомятся с фрагментом фильма и формулируют цель своей работы на данном уроке: - Определить особенности внутреннего строения Земли с помощью модели. | Формулируют цель свой деятельности на уроке | |
Формулирование задач урока | Определите, какие задачи нам понадобится решить для достижения этой цели. Для этого выделим элементы для анализа: А) состав и структура Б) механизм работы В) возможности изучения | Совместно с учителем составляют задачи по ее достижению: Изучить внутреннее строение Земли. Выявить изменения, происходящие в недрах Земли. Определить способы изучения недр Земли. | | Определяют задачи урока |
2.Процессуально - содержательный этап урока |
Недра Земли | Используя рис. 12 «Внутренне строение Земли» на стр.30 учебника, ответьте на вопросы: - Из каких частей состоит Земля? - Какую форму они имеют? - Каковы размеры каждой из них? Вычислите их мощность. - Используя текст учебника стр. 29-30 и рисунок, заполните таблицу задания №1 в рабочей тетради (стр.15). В строке «Объем» добавьте в скобках «мощность». В строе «Удаленность границ от центра Земли» замените слово «центра» на слово «поверхности». Добавьте еще одну строчку в таблицу «Происхождение названия оболочки». - Проанализируйте таблицу и ответьте на вопрос: - Какая внутренняя Земли имеет наибольшую мощность? - Какая оболочка самая горячая? - Какая оболочка самая удаленная от поверхности Земли (самая глубокая)? | Работа с рис. 12 - Ядро, мантия, литосфера. - Ядро – шар, мантия – мощная оболочка, земная кора – тонкая оболочка. 1225 – внутреннее ядро 2246 – внешнее ядро 1530 –мантия 625 – верхняя мантия 45 – земная кора Заполняют таблицу | | |
Школа географа-следопыта | - Прочитайте задание на стр. 33, задайте уточняющие вопросы учителю. Возможный размер модели (зависит от количества пластилина): Внутреннее ядро – 1 см Внешнее ядро – + 0,5 см (вместе с внутренним ядром должен получиться шарик примерно 1,5 см) Мантия - +1 – 1,5 см (вместе с ядром и мантией должен получиться шарик примерно 2,5-3 см) Земная кора -+ 0,3 - 0,5 см (диаметр итоговой модели будет где-то 3 – 3,5 см) - Поместите одну модель в холодильник, другую оставьте у батареи, третью на парте. Разрежьте модели. Опишите разницу процесса резки и результатов. О каких земных процессах нам подсказал эксперимент с моделью? | Задают вопросы. Определяются с размерами модели и цветом. Готовят модель | Выносят смысл использования моделирования для изучения особенностей объекта (ввиду его огромных или наоборот микроскопических размеров и т.д.) | Создают модель внутреннего строения Земли и проводят эксперимент |
Рефлексия деятельности | - Чтобы определить особенности внутреннего строения Земли мы (что сделали?) …. и (что узнали?) … | Школьники отмечают, что - Изучили рисунок и текст учебника, провели необходимые вычисления и заполнили таблицу, которую проанализировали и выявили следующие особенности внутреннего строения Земли: Земля состоит из ядра, мантии и земной коры. Ядро находится в центре Земли (состоит из внутреннего и внешнего ядра) и покрыто мантией, далее находится земная кора. Самой мощной оболочкой является ядро Ядро имеет самую высокую температуру и чем дальше от центра Земли, тем температура становится меньше. Построили модель и выяснили | Анализ своей деятельности | |
Строение литосферы | - На протяжении своей истории человек непосредственно взаимодействовал, с какой оболочкой Земли? - Найдите в учебнике определение – что такое литосфера? - Вспомните ролик, который мы смотрели в начале урока. Как назывались подвижные участки земной коры? - Откройте рабочую тетрадь с. 16. Выполните задание №2, используя содержание статьи учебника на стр.30-31 и рис. 13 стр. 31 учебника. Для уточнения правильного расположения стрелок нам необходимо ответить на вопросы: почему литосферные плиты перемещаются? - в каких направлениях они могут перемещаться? - с какой скоростью происходит их перемещение в горизонтальном и вертикальном направлении? - при встречном движении плиты… - при противоположном движении плиты … - Выскажите свое предположение, что может происходить на поверхности Земли в результате сближения литосферных плит? а в результате расхождения? | - литосферой - земная кора и верхняя часть мантии - литосферные плиты - Учащиеся индивидуально пробуют карандашом нарисовать стрелки в рабочей тетради. Через 5 минут желающие рисуют стрелки на интерактивной (или обычной) доске с заготовленным рисунком и дают пояснения, почему именно так они показывают движения плит. - Плиты лежат на пластичном верхнем слое мантии - В горизонтальном и вертикальном - В горизонтальном 1-6 см в год, в вертикальном - несколько мм в год. - сближаются - расходятся Возможно, кто-то сможет предположить: - поднимаются горы - образуются впадины | | |
Рефлексия деятельности | - Какие формы работы мы использовали на уроке для определения изменений, происходящих в недрах Земли? - Какие изменения вы установили? | Самостоятельно работают с текстом и рисунком учебника по внесению изменений в схему задания №2 рабочей тетради Коллективно работают на доске и обсуждения предположений по направлению стрелок, объяснения причин. Отвечают на вопрос: - Движения плит друг к другу и врозь в горизонтальном направлении, друг на друга или друг под друга в вертикальном направлении. | Анализ форм работы | |
Как изучают внутреннее строение Земли | Прочитайте текст статьи стр. 31-32 и подготовьте вопросы к статье. Какая внутренняя оболочка Земли наиболее изучена человеком? - Найдите в видеофильме «Как исследовали строение Земли» http://video.yandex.ru/users/lionheart-07/view/154/ примеры использования человеком различных методов изучения недр Земли. Используя их, предложите вариант схемы «Способы исследования Земли», сравните с рисунком в задании 3 рабочей тетради с.16 | Как называют специалистов изучающих внутреннее строение Земли? Как называется наука, которая занимается изучением внутреннего строения Земли? Какой возраст у этой науки? Как человеку удается открывать секреты Земли? Почему ученые называют национальный парк в США «Большой Каньон» учебником геологической истории? Где находится самая глубокая буровая скважина? И какова ее глубина? Какие прямые методы изучения недр Земли (помимо бурения скважин и доступных обнажений ущелий и каньонов) сегодня еще существуют? Какие есть косвенные методы изучения недр Земли? - Приводят примеры, подтверждающие известные методы и называют новые с примерами (…..). - Составляют схему «Способы исследования Земли» и заполняют ее методами исследований и примерами. | | Составляю схему «Способы исследования Земли»… |
Рефлексия деятельности | Для того чтобы определить способы изучения недр Земли я использовал следующие ресурсы: … | Завершают предложение: - текст учебника, к которому составил вопросы - видеофрагмент, который позволил закончить заполнение схемы - видеофрагмент … в котором я узнал дополнительные факты о… | Анализ | |
3.Этап закрепления и первичной проверки |
Закрепление | 1. Тестирование: Выбери правильное утверждение. 1).В центре Земли находится А) мантия Б) ядро В) земная кора 2).Литосфера не является цельной сферической оболочкой, а состоит из нескольких: А) литосферных плит Б) литосферных поясов В) литосферных зон 3). Геология- наука, изучающая: А) особенности Земли Б) проявление внутренних процессов С) состав и строение земной коры 2. Выполните задание по рис. 2 с. 15 рабочей тетради 3. Составьте коллективный рассказ «Внутреннее строение Земли» | Записывают ответы и проверяют их правильность по ключам 1.Б, 2.А, 3.С Делают зарисовки в рис.2 рабочей тетради, текстом учебника По очереди формулируют в одном предложении то, что узнали на уроке о внутреннем строении Земли, стараясь продолжить предыдущее высказывание по смыслу или сделать связку для следующего | | |
4. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Используя содержание параграфа 6, выполнить задание № 3 в рабочей тетради. | Выполняют задания в рабочей тетради | | Составляют фото коллаж о внутреннем строении планет Солнечной системы, используя интернет - ресурсы |
По желанию | Прочитать книгу Ж.Верна или Обручева «Путешествие к центру Земли» | Совершают мысленное путешествие к центру Земли (создают карту путешествия) | | |
5.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия эмоциональная | Прием «Радуга Успеха» | Отвечают на вопросы «радуги успеха» | - Анализ своего эмоционального состояния. | |