СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Словосочетание как единица синтаксиса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта составлена к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема урока: "Словосочетание как единица синтаксиса" . Это урок -путешествие в город Синтаксис, где ребята попадают в гости к словосочетаниям и открывают для себя новые знания.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе»

Технологическая карта урока

Составитель: Панова Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы МАОУ лицей №7 г. Томска

Класс: 5 класс

УМК: Русский язык 5 класс. С.И. Львова, В.В. Львов

Тема урока: Словосочетание как единица синтаксиса.

Вид урока: урок-путешествие

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: знакомство со словосочетанием как с синтаксической единицей.

Задачи: дать понятие о словосочетании, структуре и его видах, показать отличия словосочетаний от слова и предложения;

формировать у учащихся умения реализации новых способов действия;

развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах и группах, умение формулировать вопросы, систематизировать материал.


Этап урока

Время для этапа

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Нестандартный вход в урок Цель этапа: акцентирование внимания учащихся.

(видеофрагмент из передачи «Шишкина школа», песенка)

10 сек

смыслообразование



2. Оргмомент Цель этапа: выяснение готовности к уроку и психологического настроя учащихся на урок, подготовка учащихся к работе, создание ситуации успеха.

- Приветствие учителя

- Настроение на урок (дети и учитель карточками-сигналами показывают настроение на урок)

? учителя: Почему с этой песенки я начала урок? Дети отмечают главную мысль песенки: «Что? Как? Почему? только в школе я пойму!»

Учитель просит открыть путевые дневники (тетради), записать в них дату, классная работа. Дежурный комментирует орфограммы в словах.

40 сек.

поиск и выделение необходимой информации

принцип психологической комфортности


умение слушать и вступать в диалог


саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

3. Разминка. Цель этапа: проверка усвоения предыдущей темы и включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Учитель объявляет о новом путешествии и о том, что перед дальней дорогой необходимо провести разминку:

А) Минутка чистописания.

Б) Дежурное слово «синтаксис» (ассоциативный ряд)

В) Покупка путёвки в новое путешествие (цифровой диктант)

В) Проверка в парах.

5 мин.

анализ истинности утверждений


поиск и выделение необходимой информации


умение работать в паре

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

4. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации.

Просмотр видеофрагмента из передачи АБВГДейка «Словосочетание» (до объявления темы)

? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

? Какова цель?

? Какие задачи нам придётся решать на сегодняшнем уроке?

4 мин.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока

владение монологической и диалогической формами речи

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Целеполагание



5. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализация учебного содержания, необходимого для изучения нового материала.

Учитель: Молодцы, ребята! И вот мы с вами оказались в городе Синтаксис. Перед вами карта этого города.

? Что вы видите на карте? Запишите существительные в 1-й столбик (площади, улицы, парки, скверы, дома…)

? Что вы можете сказать о том, какие они? Запишите во второй столбик полученные сочетания.

? Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о предметах? В том, где записаны одни слова или сочетания слов?

(ребята делают вывод). А теперь проверьте правильность вашего суждения с высказыванием в рубрике «Обратите внимание!» на стр. 106.

Сейчас мы поработаем в парах: Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать




На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

Дети объединяются в пары и обсуждают свои записи. Одна из пар зачитывает информацию. Затем ребята ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Учитель: Итак, прошу вас пройти на площадь Словосочетаний!

Здесь вас встречают Главные и Зависимые слова. Мы видим фонтан Вопросов, озеро Окончаний и ярчайшую клумбу Предлогов.

8 мин

поиск и выделение необходимой информации


анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание


самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов


синтез — составление целого из частей


структурирование знаний

планирование учебного сотрудничества с учителем и соседом по парте


управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий


умение формулировать и аргументировать

своё мнение


владение монологической и диалогической формами речи



саморегуляция


выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить


выполнение пробного учебного действия



6. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: фиксация преодоления затруднения.

Учитель: Чтобы ближе познакомиться с жителями этого города, предлагаю прочитать информационный текст из учебника (стр. 104.) и провести маркировку данного текста.

Напоминаю знаки для маркировки текста:

V - это я знаю

! - это новое для меня

- - думал иначе

? - есть вопросы

(Индивидуальная работа с текстом и заполнение 2 и 3 столбика таблицы).

А теперь познакомьтесь с теоретическим материалом из упражнения 229 (виды СЛСЧ).

Предлагаю посмотреть видеофрагмент из передачи АБВГДейка «Словосочетание» - устойчивые словосочетания и записать новую для вас информацию в путевой дневник.

Прочитайте, что у вас получилось.

9 мин.

постановка и формулирование проблемы


анализ, сравнение, обобщение


смысловое чтение


определение основной и второстепенной информации

подведение под понятие

моделирование


умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Постановка вопросов: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром


принятие решения и его реализация





предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик



коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия

7. Физкультминутка и первичное закрепление

Цель этапа: применение здоровьесберегающих технологий, смена вида деятельности и закрепление темы «Виды СЛСЧ»

Игра на внимание. Условие игры: учитель читает словосочетания, а ребята выполняют действия, услышав

А) именное СЛСЧ – ходьба на месте;

Б) глагольное СЛСЧ – наклоны в правую и левую стороны;

В) наречное СЛСЧ – рывки руками

1 мин



соотнесение информации с действиями


8. Применение нового знания в нестандартной ситуации

Цель этапа: закрепление новой темы, выявление творческих способностей учащихся и определение пробелов в усвоении темы.

Задачи этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания, закрепить полученный материал через творческие задания в группах.

Учитель: Я предлагаю вам объединиться в творческие мини-группы (ребята объединяются в 4-ки) и выполнить «задания из конвертов»:

1. Нарисуйте главных действующих лиц сегодняшнего урока и дайте им характеристику.

2. Попробуйте найти в сочетаниях слов, составленных в начале урока, главные и зависимые слова, поставить вопросы, выделить окончания у зависимых слов, определить падеж, выяснить структуру и составить схему каждого словосочетания, определить вид СЛСЧ.

3. Придумайте грамматическую сказку: расскажите о жизни словосочетаний в городе Синтаксис, используя полученные теоретические сведения.

4. Составьте алгоритм разбора СЛСЧ.

5. Составьте кластер по изученной теме.

6. Составьте синквейн.

7. Инсценируйте стихотворение

В.А. Дрягина «Словосочетание».


Ребята выполняют задания в группах.

6 мин










































поиск и выделение необходимой информации

умение структурировать знания

составление алгоритма действий




выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия


высказывание и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений


управление поведением партнёров в группе — контроль, коррекция, оценка действий


учет разных мнений


принятие решения и его реализация



выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью


.

составление плана и последовательности действий




контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона






















9. Контроль знаний, обратная связь.

Выступления 1-5 групп и оценка их деятельности (одноклассники оценивают работу каждой группы сигнальными карточками).

6 мин


умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Грамотное построение устного высказывания; владение монологической и диалогической формами речи

оценка деятельности одноклассников в рамках этого этапа урока

10. Подведение итогов.

Цель этапа: обобщение полученной информации

Выступление ребят 7 группы и оценка их деятельности (одноклассники оценивают работу группы сигнальными карточками).

1 мин


владение монологической и диалогической формами речи


умение слушать и вступать в диалог

оценка деятельности одноклассников

11. Домашнее задание (выдаётся на листочках). Комментарий учителя

1. всем: Записать опорный конспект в тетрадь «Готовимся к ГИА»

2. на выбор:

1. Упр. 232 (1,3) (базовый уровень);

2. Упр. 234 – сочинение-миниатюра (повышенный уровень);

3. Упр.232 – мини-исследование (парное или групповое) (высокий уровень).

2 мин

решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и дополнительных источников информации; умение самостоятельно закреплять полученные на уроке знания.

оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

11. Рефлексия и самооценка

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности и самооценка результатов деятельности.

? Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

? Какие задачи вам удалось решить?

Закончите фразу…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Поставьте себе отметку за работу на уроке и покажите карточкой-сигналом.

2 мин

рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью


учет разных мнений

оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы