б) развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; способствовать формированию грамотной математической речи в рассуждениях, развивать психические качества личности (внимание, память, воображение, интеллект);
в) развивать познавательный интерес через радость открытия нового, игровые моменты взаимоконтроля и взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, формированию настойчивости в достижении цели, умению аргументировать свою точку зрения.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и пожелаем интересной, увлекательной и успешной работы на уроке. Садитесь - Давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке? - Вспомните определения правильных и неправильных дробей, приведите примеры и сравните их с единицей | Включаются в деловой ритм урока Мы узнали, что дроби бывают правильными и неправильными, научились их различать, сравнивать с единицей Дают определения правильных и неправильных дробей, приводят примеры, сравнивают дроби с 1 | Личностные: сомоопределение (выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять активность, инициативу) Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, целеполагание | Актуализация опорных знаний и способов действий, обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия, фиксирование затруднения, поиск путей выхода из затруднения, принятие цели урока учащимися и формулировка темы урока | Демонстрируются слайды с заданиями: 1. -Что вы видите на слайде? - Среди данных дробей выберите правильные и обоснуйте правильность выбора - Среди данных дробей выберите неправильные и обоснуйте правильность выбора - Назовите дроби, меньшие 1 и обоснуйте ответ -Назовите дроби, большие 1 и обоснуйте ответ - Назовите дроби, равные 1 и обоснуйте ответ - Сделайте вывод о том, как можно 1 представить в виде дроби и приведите примеры 2. Решим задачу : Маша и Коля пришли на день рождения к своему другу Андрею. На десерт им предложили торт, который был разделен на 8 равных частей. Маша съела 2 куска, а Коля – 3 куска торта. Какую часть торта съели дети? - Что для этого нужно сделать ? - Какую часть всего торта составляют 5 кусков? - А как можно решить задачу другим способом? - Давайте мы это запишем: + - А умеем ли мы ребята выполнять это действие? - А хотите вы научиться выполнять действия с дробями? - Значит какая задача, цель стоит перед нами? - Молодцы, ребята! А теперь давайте мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадях | Дроби Называют дроби и доказывают свой выбор: числитель меньше знаменателя Называют дроби и доказывают свой выбор: числитель больше знаменателя или равен знаменателю Называют правильные дроби Называют неправильные дроби, числитель которых больше знаменателя Называют неправильные дроби, числитель которых равен знаменателю 1 можно представить в виде любой дроби, числитель и знаменатель которых равны Надо узнать сколько всего кусков съели: 2+3 = 5к. Пять восьмую часть торта Ответ: съели часть Сначала надо найти какую часть торта съела Маша, потом какую часть торта съел Коля и сложить полученные части Выполнять действия с дробями мы еще не умеем Конечно, хотим Научиться складывать и вычитать дроби с равными знаменателями и применять эти знания при решении задач Тема урока «Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями» | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение проблемы и формулирование цели урока и темы урока |
3.Первичное усвоение новых знаний | Применяя частично – поисковый метод, вывести правила сложения и вычитания дробей с равными знаменателями | - Итак, ребята, вернемся к нашей задаче и к действию, которое нам нужно было выполнить: + . Ответ задачи мы получили, решив ее 1 способом, значит какое равенство мы можем записать? - Посмотрев на ответ, сделайте вывод о том, как его можно получить - А теперь сформулируем правило сложения дробей - Прочитаем это правило по учебнику - Это правило, ребята, применяется для сложения любых дробей с равными знаменателями, поэтому мы можем записать это правило с помощью букв - Продолжим работать над нашей задачей с тортом, немного изменив условие задачи: 3. Маша и Коля пришли на день рождения к своему другу Андрею. На десерт им предложили торт, который был разделен на 8 равных частей. Маша съела 2 куска, а Коля – 3 куска торта. Какую часть торта осталась? -Что для этого нужно сделать ? - Какую часть всего торта составляют 3 куска? - А как можно решить задачу другим способом? - А как мы можем 1 представить в виде дроби? А умеем ли мы ребята выполнять это действие? - Посмотрев на ответ, сделайте вывод о том, как его можно получить - А теперь сформулируем правило вычитания дробей - Прочитаем это правило по учебнику - Это правило, ребята, применяется для вычитания любых дробей с равными знаменателями, поэтому мы можем записать это правило с помощью букв | + = Сложить числители дробей, а знаменатель оставить без изменения Чтобы сложить дроби с равными знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить тот же Проговаривают вполголоса правило в парах + = Надо узнать сколько всего кусков съели: 2+3 = 5к. Потом узнать сколько кусков осталось: было – 8 к, съели – 5 к, осталось 8 – 5= 3 к Три восьмую часть торта Ответ: осталась часть Сначала надо найти какую часть торта съела Маша, потом какую часть торта съел Коля и сложить полученные части: + = (ч)- съели Целый торт – это 1 целое, значит надо из 1- 1= Получим действие: - Нет, но у нас есть ответ задачи, полученный при ее решении первым способом, значит мы можем записать: - = Из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить без изменения Чтобы вычитать дроби с равными знаменателями, надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить тот же Проговаривают вполголоса правило в парах - = | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: уметь добывать новые знания, опираясь на ранее полученные знания, жизненный опыт, догадку и смекалку Регулятивные: уметь работать по алгоритму |
4.Первичная проверка понимания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | -Повторим, как найти сумму дробей с равными знаменателями - Каждый придумайте пример на сложение дробей и решите его - Обменяйтесь тетрадями и выполните правильность выполнения задания товарищем -Повторим, как найти разность дробей с равными знаменателями - Каждый придумайте пример на вычитание дробей и решите его - Обменяйтесь тетрадями и выполните правильность выполнения задания товарищем | Несколько учащихся еще раз проговаривают правило сложения дробей Учащиеся придумывают простые примеры на сложение дробей, решают их Выполняют взаимопроверку, объясняют ошибки, если есть таковые Несколько учащихся еще раз проговаривают правило вычитания дробей Учащиеся придумывают простые примеры на вычитание дробей, решают их Выполняют взаимопроверку, объясняют ошибки, если есть таковые | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: уметь обобщать и систематизировать свои знания, выявлять пробелы в знаниях, затруднения и причины затруднений Регулятивные: уметь работать по алгоритму, уметь вносить коррективы в первично усвоенные знания |
5. Первичное закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи | Установление правильности и осознанности первично усвоенных знаний, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу | - Решим задачи № 1005,1006,1007 по учебнику (задачи в одно действие на сложение дробей) - Итак, давайте еще раз посмотрим решение этой задачи Остальные задачи решаются самостоятельно с последующей самопроверкой - Решим задачи № 1008,1009,1010 по учебнику (задачи в одно действие на вычитание дробей) -Итак, давайте еще раз посмотрим решение этой задачи Остальные задачи решаются самостоятельно с последующей самопроверкой | Учащиеся решают задачу № 1005, обмениваются тетрадями и сверяют правильность решения задачи с решением, помещенным на слайде. При обнаружении ошибки делают исправления и выполняют пояснения Делается вывод о решении задачи и еще раз проговаривается и закрепляется правильное решение Учащиеся решают задачу № 1008, обмениваются тетрадями и сверяют правильность решения задачи с решением, помещенным на слайде. При обнаружении ошибки делают исправления и выполняют пояснения Делается вывод о решении задачи и еще раз проговаривается и закрепляется правильное решение | Регулятивные: контроль, оценка и коррекция первично усвоенных знаний Коммуникативные: управление поведением партнера, умение сотрудничать с ним, оценка действий партнера, умение аргументировать и доказывать правильность решения Познавательные: уметь обобщать и систематизировать свои знания, выявлять пробелы в знаниях, затруднения и причины затруднений, выбор наиболее рациональных способов решения задачи |
6.Включение в систему знаний и повторения | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | - Что изучили сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать правило сложения дробей с равными знаменателями? - Кто желает сформулировать правило вычитания дробей с равными знаменателями? - Что еще нового узнали на уроке? Оценить отдельных учащихся | Правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями Учащиеся формулируют правило, уточняют, исправляют товарищей, если есть в этом необходимость Учащиеся формулируют правило, уточняют, исправляют товарищей, если есть в этом необходимость | Регулятивные: оценка и осознание уровня и качества усвоения учебного материала, контроль |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 1.№ 1039,1040,1041(а,б,в,г) 2.Составить задачу в два действия, включающую действия сложения и вычитания дробей с равными знаменателями и решить ее. Инструктаж домашнего задания: Задания 1 обязательны для всех, 2- по желанию учащихся | | |
8.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятий) | Инициировать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем, другими детьми в классе | -На доске у нас яблоня, на которой пока нет плодов. Яблоки у вас на столах 3 цветов: красные, желтые и зеленые. Если вы считаете, что хорошо поняли материал сегодняшнего урока, то повесьте на яблоню красное – самое вкусное яблоко, если недостаточно усвоили материал, то повесьте на яблоню желтое яблоко, если считаете что совсем не поняли тему урока, то – зеленое яблоко | Учащиеся выходят к доске и прикрепляют к яблоне плоды | Личностные: уметь осуществлять адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
2. По выбранной теме разработать 5 заданий базового уровня и 1 задание повышенного уровня для оценки уровня сформированных предметных и метапредметных результатов по математике
Задания | Предметные результаты | Метапредметные результаты (УУД) |
1.Выполните сложение: + | Знание правила сложения обыкновенных дробей с равными знаменателями, умение выполнять сложение дробей согласно правилу, сформированность навыков безошибочного выполнения действия сложения дробей с равными знаменателями | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, определять необходимое действие в соответствии с учебной задачей, анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль своей деятельности Познавательные: уметь применять знания и алгоритмы для решения учебных задач Коммуникативные: представлять в устной и письменной форме план собственной деятельности , высказывать и обосновывать свое мнение, прислушиваться к мнению партнера |
2.Выполните вычитание: | Знание правила вычитания обыкновенных дробей с равными знаменателями, умение выполнять вычитание дробей согласно правилу, сформированность навыков безошибочного выполнения действия вычитания дробей с равными знаменателями | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, определять необходимое действие в соответствии с учебной задачей, анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль своей деятельности Познавательные: уметь применять знания и алгоритмы для решения учебных задач Коммуникативные: представлять в устной и письменной форме план собственной деятельности , высказывать и обосновывать свое мнение, прислушиваться к мнению партнера |
3.Решить задачу: За 2 дня отремонтировано км дороги. В первый день отремонтировано км. Сколько километров дороги отремонтировано за второй день? | Умение решать задачи на нахождение остатка, знание правила вычитания обыкновенных дробей с равными знаменателями, умение выполнять вычитание дробей согласно правилу, сформированность навыков безошибочного выполнения действия вычитания дробей с равными знаменателями | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, определять необходимое действие в соответствии с учебной задачей, анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль своей деятельности Познавательные: уметь применять знания и алгоритмы для решения учебных задач, определять логические связи между предметами Коммуникативные: представлять в устной и письменной форме план собственной деятельности , высказывать и обосновывать свое мнение, прислушиваться к мнению партнера |
4.Решить уравнение: х - = | Знание понятия уравнения, что значит решить уравнение, умение определять какой компонентой является неизвестная переменная, зависимости между компонентами разности, знание правила сложения обыкновенных дробей с равными знаменателями, умение выполнять сложение дробей согласно правилу, сформированность навыков безошибочного выполнения действия сложения дробей с равными знаменателями, умение выполнять проверку при решении уравнений | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, определять необходимое действие в соответствии с учебной задачей, анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль своей деятельности Познавательные: уметь применять знания и алгоритмы для решения учебных задач, определять логические связи между предметами |
5. Вычислите значение выражения + у, если у= | Знание понятия буквенного выражения, значения буквенного выражения, умения находить значения буквенного выражения при данных значениях буквы, знание правила сложения обыкновенных дробей с равными знаменателями, умение выполнять сложение дробей согласно правилу, сформированность навыков безошибочного выполнения действия сложения дробей с равными знаменателями | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, определять необходимое действие в соответствии с учебной задачей, анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль своей деятельности Познавательные: уметь применять знания и алгоритмы для решения учебных задач, определять логические связи между предметами |
6*.Длина первой веревки 3 м, а второй 5м. Каждую веревку разрезали на 14 равных частей. На сколько метров каждая часть первой веревки короче каждой части второй веревки? | Понятие обыкновенной дроби, что означают дроби, умение выражать часть от целого обыкновенной дробью, умение решать задачи на сравнение, знание правила вычитания обыкновенных дробей с равными знаменателями, умение выполнять вычитание дробей согласно правилу, сформированность навыков безошибочного выполнения действия вычитания дробей с равными знаменателями | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели, определять необходимое действие в соответствии с учебной задачей, анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль своей деятельности Познавательные: строить алгоритм действия для решения учебной задачи, уметь применять знания и алгоритмы для решения учебных задач, определять логические связи между предметами |