Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Проверяет готовность к уроку | Демонстрируют готовность к уроку |
Формулирование обучающимися темы урока с опорой на предложенные учителем цели | -Попробуйте, опираясь на цели сегодняшнего урока сформулировать его тему. Какое ключевое слово вы обнаружили в формулировке целей? Что станет объектом нашего исследования? Творчество и природа творчества. Человек - творец… каков он? Как рождается настоящее искусство и нужны ли для этого специальные условия? Вот круг проблем, обозначенных нами сегодня. ( Звучит фонозапись голоса Шаляпина.) | Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. Формулируют и записывают тему урока. |
Постановка проблемного вопроса | В 1916 году во МХАТе отмечали юбилей И.С. Тургенева. В постановку по его «Певцам» на роль Якова Турка пригласили Ф.М. Шаляпина. Роль небольшая, но Федор Иванович очень волновался и долго репетировал: сыграть Якова -Турка так, как его изобразил автор, представлялось задачей чрезвычайно трудной… Роль удалась…. -В ходе урока попытайтесь объяснить, почему роль Яшки - Турка казалась Шаляпину трудной. | Фиксируют в тетрадях вопрос. |
3.Актуализация опорных знаний | - Зачем собираются люди в Притынном кабаке? Что за люди? | Работают с текстом произведения, выявляют уровень первичного читательского восприятия. |
4.Работа с текстом произведения | - А где же главные действующие лица? Где певцы? - Как автор описывает внешность обоих до предстоящего состязания? -Какие психологические наблюдения можно сделать исходя из портретных описаний? Портрет Яшки- Турка свидетельствует о страстной и впечатлительной натуре Автор показывает «большие беспокойные серые глаза,..нос с тонкими подвижными ноздрями,…выразительные губы». Соперник же - «рябой и курчавый, с тупым вздернутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородкой» «Удалой фабричный малый» явно находится в другой социальной категории и проигрывает в одежде щеголю- рядчику. - Какие детали в поведении героев говорят о разном отношении к предстоящему событию? «бойко поглядывал кругом,…беспечно болтал и постукивал ногами…» «мигал глазами, нервно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке» | Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Применяют навыки выборочного и поискового чтения. |
4.Выразительное чтение подготовленным учеником пения Рядчика | | Реализация индивидуального домашнего задания |
5.Исследовательская работа по тексту | Здесь автором подчеркивается техническая сторона пения, особенное старание, искусные манипуляции голосом, мастерство певца, даются весьма сдержанные авторские оценки, в которых порой сквозит ирония. Появляется очень неуклюжее сравнение с юлой -Какова реакция аудитории? Найдите реплики, которые сопровождают пение. Первоначально очень сдержанная и безэмоциональная, аудитория, после продолжительной раскачки все же проникается духом разудалой народной песни. И тогда «ободренный знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился, и уж такие начал отделывать завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что, когда, наконец, утомленный, бледный и облитый горячим потом, он пустил последний замирающий возглас – общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом» Если внимательно вчитаться в этот отрывок, можно увидеть, что процесс творчества для рядчика - довольно утомительный, но вместе с тем увлекательный акт по развлечению аудитории, продиктованный самолюбованием и азартом. Показательно, что после своей партии он «достал из шапки полотенце начал утирать лицо» -Выделите определяющую реплику, связанную с реакцией аудитории «Лихо!» «Хорошо!» - Почему не сразу начинает петь Яков? Чем вы можете объяснить его слова: « Не знаю. Право, что-то того…»? Это не кокетство исполнителя, это сомнение в собственных силах, полное отсутствие самоуверенности и опасение - вдруг ничего не получится? | Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Применяют навыки выборочного и поискового чтения. |
5. Выразительное чтение учителем пения Якова (образец) | -Что происходит с текстом в этом фрагменте? Повествование незаметно для нас превращается в стихотворение в прозе - Докажите, что это лирическое произведение (отражены переживания самого автора: «нам сладко становилось и жутко...») Уже первый звук надтреснутого, слабого и неровного голоса привел в трепет всю аудиторию (песня еще не звучит!). Он «принесся откуда-то издалека» и живет своей собственной, не зависящей от личности исполнителя жизнью. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный…, дрожащий, как струна. И только после третьего ЗВУКА полилась песня. Описывая звучание голоса Якова, Тургенев вновь использует прием, применяемый на протяжении всего рассказа,- контраст: «он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже отзывался сначала чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно- беспечная, грустная скорбь…» И теперь уже не звук, а песня живет самостоятельной жизнью, «растет, разливается», а Яков в упоении весь отдается «своему счастью». И теперь уже не юла , а большая белая чайка представляется автору, наблюдающему за позабывшим всех и вся вокруг ТВОРЦОМ | Работают с текстом, подтверждают свои аргументы цитатами. Применяют навыки выборочного и поискового чтения. |
5.Работа в группах | Проследите за реакцией слушателей на пение рядчика и Яшки - Турка 1 группа – реакция рассказчика 2 группа - Обалдуя 3 группа - Николая Ивановича 4 группа - Дикого Барина 5 группа - жены Николая Ивановича 6 группа - Моргача | Строят продуктивное взаимодействие со сверстниками в процессе совместной деятельности. |
6. Эвристическая беседа | - Чем вызвана такая разная реакция? Когда реакция столь разных типажей, каковыми являются слушатели, совпадает? Все герои единодушны, когда речь идет о настоящем искусстве. И есть четкий индикатор в определении того, что же все-таки им является – древние греки называли это состояние катарсисом, очищением души. Искусство - уникальное творение человеческой души и сердца, а отнюдь не виртуозная техника исполнения (мастерское владение техникой - всего лишь ремесло) - Почему автор говорит, что «Яков наслаждался своей победой, как дитя»? Как преобразилось его лицо? В детях отсутствует самолюбование, они искренни во всех своих проявлениях и бесхитростны. | Выдвигают гипотезы, аргументируют свою точку зрения. |
7. Рефлексия | -Почему роль Яшки - Турка казалась Шаляпину трудной? - Какие картины последуют в рассказе за признанием победы Якова? Обратите внимание, что ни рассказчик, ни Бешеный Барин (настоящие ценители) не остались в кабаке «чтобы не испортить впечатления». Спустя несколько часов «все было пьяно - всё, начиная с Якова». Мне почему-то вспомнился Пушкинскинский «Поэт»: Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он… Похоже, оба художника одинаково понимали природу творчества и роль в ней творца… Почему капризная Муза посещает пьяницу - Якова и при этом обходит стороной самоуверенного щеголя - рядчика - загадка. Настоящее искусство - это то, что не подвластно разуму, имеет надчеловеческую, Божественную природу и преображает вокруг себя все пространство: слушателя (зрителя) и самого художника, обычного человека, живущего в суетном мире. Он только проводник, «имеющий уши» и трепетное сердце, способное чувствовать. | Аргументируют свою точку зрения, подводят итог учебной деятельности. |
8. Дифференцированное домашнее задание | (один из вопросов на выбор) Неоднократно на протяжении рассказа автор характеризует голоса слушателей. Сливаются ли они в единую гармоничную мелодию, образуя полифоническое звучание? Почему роль Яшки - Турка казалась Шаляпину трудной? Какие черты народной души раскрываются в рассказе «Певцы»? | |