Дополнительный материал: 1. Обсуждение содержания баллады по вопросам. Выявление уровня восприятия баллады учениками. а). Кто главные герои баллады? б). На какие две группы их можно условно разделить? (положительные и отрицательные). Ученик на доске чертит таблицу и вписывает в нее положительных и отрицательных героев. в). Какие поступки совершают герои баллады? (все поступки записываются в соответствующий столбик). г). Кто проявляет благородство и рыцарство, а кто жестокость и бессердечие? В чем это проявляется? (определения разносятся) Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз. Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море. 2. Формулировка нравственной проблематики баллады. Чтобы сформулировать проблему, нужно внимательно посмотреть на доску и в тетради и ответить на самый главный вопрос: а). Между кем или чем, между какими человеческими качествами происходит борьба в балладе? Борьба между добром и злом, благородством и жестокостью – вот нравственная проблема баллады Внести в колонки понятия нравственно (дочь царя) – безнравственно (царь) есть душа - полное бездушие (Нравственность - это различение добра и зла при условии, что человеком признаются эти категории, если человек сам себе позволяет творить или зло, или добро). б). Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили? (Вопрос и ответ в тетрадь) Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу. Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «...вдруг паж молодой // Смиренно и дерзко вперед...» Автор передает свое отношение к пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «борется, спорит с волной...». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах...» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее. Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой...» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека. Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну... глядит». в). Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»? Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз, а во второй раз нырнул, борясь за свое счастье. 3. Формулировка психологической проблемы баллады. а). Кого из героев вы приветствуете, а кого осуждаете и почему? б). Психологическая проблема баллады – это ответ на этот вопрос: Поступок юноши подвиг или глупость? Психология – наука, изучающая поведение конкретного человека. Произведение «Кубок» производит двойственное впечатление. С одной стороны, читатель непременно испытывает восхищение доблестью юного пажа, отважившегося на поступок, который заставил дрожать сильных рыцарей. С другой — возникает мысль о бессмысленности подобных подвигов, совершенных во имя демонстрации собственной отваги и ценой которых является жизнь человека. Что же заставило совсем юного мальчика выполнить задание царя? Ведь наверняка царь придумал это задание, чтобы испытать своих опытных воинов, а от простого пажа никто и не ждал геройства. Думается, что не кубок прельщал юного героя. Возможность испытать себя - главная причина этого безрассудного поступка. в). Для чего Жуковский перевел, а затем и переработал балладу Ф.Шиллера водолаз? В чем ее смысл? Смысл баллады заключается в том, что не нужно испытывать свою судьбу, как бы благосклонна она ни была. Храбрость храбростью, но в поступках должен преобладать здравый смысл. |