СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "В.А. Жуковский. "Кубок". Благородство и жестокость. Понятие о балладе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "В.А. Жуковский. "Кубок". Благородство и жестокость. Понятие о балладе"»

Технологическая карта урока

Предмет: Литература

Место в учебном плане: урок №24

Тема: В.А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Понятие о балладе

Задачи:

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки, умение рассуждать.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения и рассуждения; любовь к жизни, к искусству, веру в торжество добрых начал.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

создать условия для интерпретации баллады «Кубок» Жуковского, познакомив с творческой историей баллады «Кубок» как жанра литературы; научить выявлять нравственный и психологический смысл баллады, начать учить приемам анализа литературного произведения

создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; обучение самостоятельной организации деятельности, работая с разными источниками информации

формирование духовно-нравственных качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитание на примере литературных произведений вневременных, непреходящих нравственных ценностей, обучение доброжелательности в различных коммуникационных ситуациях

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация познавательной деятельности

Приветствует учащихся, оформляет доску к уроку картинами учеников, настраивает на работу

Приветствуют учителя, рассматривают картины на доске, настраиваются на работу

Актуализация необходимых знаний

Предлагает учащимся рассказать историю возникновения баллады «Кубок»

Предлагает записать в тетрадь определение «баллада»

Рассказывают, как была написана баллада «Кубок», опираясь на материал учебника

Записывают в тетрадь, что такое баллада

Формирование новых понятий и способов действий

Совместно с учениками анализирует содержание баллады при помощи таблицы

Помогает учащимся сформулировать нравственную проблему баллады

Физминутка

Предлагает сформулировать психологическую проблему баллады

Составляют сравнительную таблицу по героям баллады в тетради


Формулируют нравственную проблему


Физминутка

Формулируют психологическую проблему

Применение знаний, формирование умений

Предлагает написать в тетради отзыв о произведении

Пишут отзыв в тетради

Подведение итогов

Интересуется, какие эмоции, чувства, настроение вызвал урок, предлагает совместно с учителем подвести итоги

Рассказывают о своих ощущениях от баллады, помогают подвести итоги урока

Дополнительный материал:

1. Обсуждение содержания баллады по вопросам. Выявление уровня восприятия баллады учениками.

а). Кто главные герои баллады?

б). На какие две группы их можно условно разделить? (положительные и отрицательные).

Ученик на доске чертит таблицу и вписывает в нее положительных и отрицательных героев.

в). Какие поступки совершают герои баллады? (все поступки записываются в соответствующий столбик).

г). Кто проявляет благородство и рыцарство, а кто жестокость и бессердечие? В чем это проявляется? (определения разносятся)

Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.

Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море

Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.

2. Формулировка нравственной проблематики баллады.

Чтобы сформулировать проблему, нужно внимательно посмотреть на доску и в тетради и ответить на самый главный вопрос:

а). Между кем или чем, между какими человеческими качествами происходит борьба в балладе?

Борьба между добром и злом, благородством и жестокостью – вот нравственная проблема баллады

Внести в колонки понятия нравственно (дочь царя) – безнравственно (царь)

есть душа - полное бездушие

(Нравственность - это различение добра и зла при условии, что человеком признаются эти категории, если человек сам себе позволяет творить или зло, или добро).

б). Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили? (Вопрос и ответ в тетрадь)

Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.

Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «...вдруг паж молодой // Смиренно и дерзко вперед...» Автор передает свое отношение к пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «борется, спорит с волной...». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах...» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.

Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой...» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.

Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну... глядит».

в). Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?

Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки.

Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз, а во второй раз нырнул, борясь за свое счастье.

3. Формулировка психологической проблемы баллады.

а). Кого из героев вы приветствуете, а кого осуждаете и почему?

б). Психологическая проблема баллады – это ответ на этот вопрос:

Поступок юноши подвиг или глупость? Психология – наука, изучающая поведение конкретного человека.

Произведение «Кубок» производит двойственное впечатление. С одной стороны, читатель непременно испытывает восхищение доблестью юного пажа, отважившегося на поступок, который заставил дрожать сильных рыцарей. С другой — возникает мысль о бессмысленности подобных подвигов, совершенных во имя демонстрации собственной отваги и ценой которых является жизнь человека. Что же заставило совсем юного мальчика выполнить задание царя? Ведь наверняка царь придумал это задание, чтобы испытать своих опытных воинов, а от простого пажа никто и не ждал геройства. Думается, что не кубок прельщал юного героя. Возможность испытать себя - главная причина этого безрассудного поступка.

в). Для чего Жуковский перевел, а затем и переработал балладу Ф.Шиллера водолаз? В чем ее смысл?

Смысл баллады заключается в том, что не нужно испытывать свою судьбу, как бы благосклонна она ни была. Храбрость храбростью, но в поступках должен преобладать здравый смысл.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание 35, 36, 37 в рабочей тетради

Дополнительные творческие задания: приготовить сообщение о Пушкине