СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока внеклассного чтения не тему "Что такое настоящая красота?" (В.Вересаев «Состязание»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока позволяет сформировать у учащихся представления о нравственно-эстетических понятиях через анализ  художественного произведения и понимание  авторского замысла (на примере рассказа В.Вересаева «Состязание»).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока внеклассного чтения не тему "Что такое настоящая красота?" (В.Вересаев «Состязание»)»

Технологическая карта урока

Предмет


Литературное чтение (внеклассное чтение)

Тема урока

Что такое настоящая красота? (В.Вересаев «Состязание»)

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний, урок анализа художественного произведения

Цель деятельности педагога

Создание условий для формирования у учащихся представления о нравственно-эстетических понятиях через анализ художественного произведения и понимание авторского замысла (на примере рассказа В.Вересаева «Состязание»).

Задачи

  1. Образовательная: обогащать читательский опыт учащихся; формировать умение работать с текстом (анализ сюжета, образов главных героев).

  2. Развивающая: развивать образное и логическое мышление и устную речь детей через работу с текстом и выполнение творческой работы в группах.

  3. Воспитательная: осуществлять нравственно-этическое воспитание учащихся через работу с понятием «внутренняя красота».

Планируемые результаты

Предметные: овладение элементарными приёмами анализа художественных текстов; умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Метапредметные:

познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

регулятивные:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку cобытий.

Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту,

развитие доброжелательности, формирование нравственно-эстетических ценностей

Методы и приемы обучения

Словесные методы: беседа, прием «незаконченные предложения», составление синквейна

Практические методы: комбинированное чтение, выборочное чтение, технология «замедленного чтения»

Словесно-наглядные методы: демонстрация и анализ иллюстраций, составление кластеров

Межпредметные связи

Окружающий мир, ИЗО, русский язык

Образовательные ресурсы

Раздаточный материал – текст рассказа (20 шт.), презентация, подборка иллюстраций «Женская красота», аудиозапись рассказа, ватманы для работы в группах (4 шт.), задания для групп (4 ), рисунок «волшебного зеркала» (20 шт.), аудиозапись для физминутки





Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Формируемые УУД

1.Орг.момент

Цель: проверка готовности

обучающихся, их настрой

на работу


Приветствие. Посадка детей.

Приветствие. Подготовка и проверка готовности рабочего места.

Ф


2.Мотивирование к учебной деятельности

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

-Ребята, я очень рада нашей встрече. Вы все так прекрасно выглядите. Чтобы настроение стало у вас еще лучше, улыбнитесь друг другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Настроимся на работу и произнесём волшебную фразу: «Я все смогу!»


Ф

Коммуникативные УУД: способность выражать эмоциональную поддержку одноклассникам


3.Подготовка к восприятию

Цель: актуализация знаний и представлений, необходимых для восприятия нового материала


























4.Постановка учебной задачи

Цель: подвести учащихся к формулированию

задач урока


- Посмотрите на выставку картин. Что их всех объединяет? Как бы можно было назвать эту выставку?

- Что такое красота?

- Почему тема красоты является такой важной для людей? Почему художники, поэты, музыканты обращались и обращаются к этой теме?

- Можно ли назвать эти женские образы эталоном красоты?

- Почему мы разошлись во мнениях?

-Верно. В различные эпохи все женщины на друг друга не были похожи, но при этом каждая в свое время была эталоном, идеалом красоты. В эпоху средневековья ценилась красота женщины в образе Мадонны, в другую эпоху ценилось то, чтобы женщина была в пышных красивых нарядах. Если мы сейчас будем создавать какой-то эталон красоты, то он тоже будет отличаться от всех других образов, которые мы тут видим. В разные эпохи были разные идеалы, представления о женской красоте, но на протяжении всего времени люди спорят о красоте, и иногда это доходит до состязания и поединков.

Вспомните название произведения и его автора.


-Какой проблемный вопрос ставит автор в своем рассказе? Какой спор должны решить художники?

-Что такое настоящая красота, по мнению Вересаева?



- Поставьте перед собой учебные задачи на урок. Вам поможет слайд, на котором даны незаконченные предложения:

ПРОЧИТАТЬ…

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, ПОНЯТЬ...

УМЕТЬ СЛУШАТЬ … И ВЫСКАЗЫВАТЬ…..





Женская красота





Предположения учащихся




У каждого свои вкусы, свои идеалы














Что такое настоящая красота








Прочитать рассказ В. Вересаева

Проанализировать характер героев, авторский замысел, позицию автора

Уметь слушать друг друга и высказывать свое мнение

Ф

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные УУД:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.













Коммуникативные УУД:

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную цель и задачу, 

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.


5.Проверка первичного восприятия текста

Цель: проверить уровень понимания текста, определить направление дальнейшего анализа текста

- Состязание какого плана описывается в рассказе?






-Что из себя представляет первый соперник?

-Что о нем говорит его имя? (Дважды-Венчанный)?

- Какую красоту он решил изобразить на своей картине? Почему?


-Что вы можете сказать об его сопернике Единороге?


-Какую картину он хочет нарисовать?


-В каких отношениях между собой находятся два эти соперника? Докажите.


- Что вы ожидаете?

- Как вы думаете, кто из этих соперников одержит победу? Почему?



Два художника участвуют в состязании. Они должны изобразить картину настоящей женской красоты. И эту картину выставить на площади.


Прославленный на весь мир художник


Воплотить высшую красоту



Молодой художник. Ученик Дважды-Венчанного


Хочет нарисовать картину своей возлюбленной Зорьки

Один учитель, другой ученик. Между ними добрые отношения


Предположения учащихся

Ф

Личностные УУД:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные УУД:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

проявлять внимание к суждениям товарищей.




Чтение третьей части

Цель: знакомство с содержанием третьей части Анализ текста (3 части)

Цель: анализ сюжета произведения, поступков, образов героев, выяснение авторской позиции

Комбинированное фронтальное чтение



- Какое впечатление произвела картина Дважды-Венчанного на зрителей? Докажите словами из текста.



- Какое впечатление произвела картина на вас? Почему?

- Посмотрите на портретные изображения. Как вы думаете, какое из них подходит к изображению Фиалковенчанной? Почему? Докажите.

- Образ прекрасный, а почему реакция народа гнетущая? Почему прекрасный образ вызвал эмоции грусти, печали, тоски, стыда?







Девы и жены стыдились. Толпа стояла в благоговейном молчании. Тоска пронеслась над народом.


Предположения учащихся





Смотря на себя, люди думают, что они такими красивыми никогда не будут. Это образ несуществующей красоты. От такой красоты, глядя на себя становится стыдно, неуютно.


Ф

Личностные УУД:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные УУД:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

проявлять внимание к суждениям товарищей.


Физминутка

Аудиозапись

Представьте, что мы с вами оказались на горном перевале, где лесные поляны покрыты коврами фиалок. Сделайте глубокий вдох, почувствуйте запах фиалок. Медленно выдохните. Представите себя маленькой фиалкой(присесть).Вы только начинаете расти(руки вверх, поднятие).Вы растете, вши лепестки распускаются (руки в стороны. Подул легкий ветер, ваш цветок покачалсся, покружился. Ветер дует сильнее (ритмичные движения руками).Но вот ветер стихает. Ваши лепестки закрываются(движение руками) и наступает ночь(приседание)


Ф


Чтение четвертой части

Цель: знакомство с содержанием третьей части



Анализ текста (4 части)

Цель: анализ сюжета произведения, поступков образов героев, выяснение авторской позиции

Чтение четвертой (слушание аудиозаписи и чтение про себя)




Прослушивание аудиозаписи( с 17.16 мин.до 18.49)

- Какова была реакция народа, когда открылась картина Единорога? Почему?



Чтение вполголоса


- Почему отношение к картине изменилось?


- Какие чувства возникли у людей?


- Какие чувства возникли у вас?



-Почему картина Единорога победила?

- Какая красота была изображена на его картине?

- Кроме внешней красоты есть и внутренняя красота.

- Что такое внутренняя красота, по мнению автора рассказа?

- Внутренняя красота - это наше внутреннее состояние. Она может выражаться во взгляде, улыбке. Все мы можем быть красивы, благодаря внутренней красоте. Внутренняя красота преображает человека.

- Приведите примеры из текста. В чем заключалась внутренняя красота Зорьки?


-Посмотрите на иллюстрации. Все женские образы имеют различные черты лица (форму носа, цвет глаз). Они считаются образцами красоты из-за их внутреннего состояния (радости, любви, доброты)


- Как вы думаете, действительно ли достойна победы картина Единорога? Докажите.

- Люди, имеющие только красивую внешность, бывают с холодным сердцем. Это проявляется в их жесткости, равнодушии. От такой красоты мало бывает добра. Пример из сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» Образ падчерицы и мачехи. Они обе были красивы. Но мачеха была зла по отношению к людям. Пушкин А.С. пишет о красоте падчерицы, что она была мила, т.е. добрая, послушная, скромная.








Люди все засмеялись. Раздался свист, шипение. Люди хотели закидать Единорога камнями




Люди не рассмотрели истинную красоту Зорьки

Чувство восхищения. Каждый вспоминал свои лучшие минуты любви



На картине Единорога люди увидели внутреннюю красоту



Предположения учащихся







На губах была заметна счастливая улыбка.

Зорька вся светилась изнутри






Предположения учащихся






Ф

И



Ф

Личностные УУД:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные УУД:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

проявлять внимание к суждениям товарищей.


Творческая работа по «следам» прочитанного текста

Цель: развитие творческих способностей учащихся через творческую интерпретацию текста





1 группа: Составление кластера

- Вам нужно составить кластер с ключевым понятием «Настоящая красота». Из предложенных понятий вы должны выбрать подходящие именно к понятию «Настоящая красота». Вам необходимо отразить на кластере авторское понимание «Настоящая красота». В этом вам поможет лист-подсказка: Мы думаем, что автор рассказа «Состязание» Викентий Вересаев считает «настоящей красотой» такие понятия, как…

Мы согласны с автором, потому что…

Мы не согласны с автором, потому что…


2 группа: Составление синквейна

- Вам нужно составить синквейн. Ключевое слово у вас дано – настоящая красота. Вам нужно подобрать 2 прилагательных к понятию, затем 2 глагола, слово-синоним и фразу, крылатое выражение о данном понятии.

3 группа «Цветок красоты»

- Вы должны обсудить и на лепестках ромашки написать имена людей, которых вы единогласно считаете красивыми, и аргументировать свой ответ. Определитесь, кто какой лепесток будет защищать.

- Каких людей вы считаете по-настоящему красивыми?

4 группа «Юные модницы»

- Вам даны фотографии девочек, которые с малых лет участвуют в конкурсах красоты, наносят на себя грим, косметику. Вы должны сформулировать проблему, которая существует в современном обществе, связанную с нашей темой урока. Существует ли опасность в увлечении такой красотой, которую видим на фотографиях. Можете придумать к своему выступлению лозунг или девиз.

- Сформулируйте проблему, которая существует в обществе?


Время на выполнение задания - 7 минут.

Начинаем защиту своих работ…..


Работают в группах

Г

Ф

Личностные УУД:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные УУД:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

проявлять внимание к суждениям товарищей.





















Итог урока

Цель: организовать самоанализ и самооценку учебной деятельности учащихся


Рефлексия

Цель: способствовать умению выражать мысли, чувства, эмоциональную поддержку одноклассникам

-В начале урока вы поставили перед собой учебные задачи. Оцените свои читательские действия с помощью незаконченных фраз:

Мне было трудно на уроке...

Я узнала / хотела бы узнать …..

Мне было интересно ….

«Зеркало»

У каждого из вас лежит листочек с изображением волшебного зеркала и указанием имени какого-то человека из вашего класса. Напишите на рисунке, в чем заключается настоящая красота этого человека и подарите ему это волшебное зеркало.


Ф







И

Личностные УУД: уметь оценивать свою работу на уроке

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

проявлять внимание к суждениям товарищей.