Технологическая карта урока
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТ и ОЭР «Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг.». Ф.И.О. учителя, категория, место работы - Андрианова Татьяна Сергеевна, высшая категория. Школа - МБОУ Сосновская СШ № 1. Регион - Нижегородская область. Структура урока. Предмет, класс | История России. 10 класс | Тема урока, № урока по теме Тип урока | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг № 3 изучения нового материала. | Актуальность использования средств ИКТ | Разнообразие средств и методов изучения материала на уроке, развивающая технология ИКТ, наглядность на уроке. | Цели урока: Выяснить причины политики императора в эти годы | Задачи - обучающие | развивающие | воспитательные | выяснить итоги и цели проведения политики Александра I после Отечественной войны 1812 г., выработать собственное мнение учащихся по данному вопросу | развивать умение работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы. | воспитывать интерес к личности, культуру общения. | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет) | Презентация, Интернет. | Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства | Организационная структура урока | Этап 1 Организационный, мотивационный | Задачи | Настроить учеников на работу | Длительность этапа | 5 мин. | Форма организации деятельности учащихся | Приведение в порядок рабочего места, настрой на урок. | Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Приветствие, работа с журналом, создание рабочего настроя. | Этап 2 Изучение нового материала | Задачи | Приобретение новых знаний, формирование собственной позиции. | Длительность этапа | 30 | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Просмотр презентации, выполнение заданий с помощью интерактивной доски, выход в Интернет. Ссылка на ресурс http://fcior.edu.ru/card/21457/lichnost-v-istorii-aleksandr-i.html | Форма организации деятельности учащихся | Создание творческих групп, обсуждающих задание и выполнение задания. Приложение 1. | Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Направление деятельности в нужное русло, подведение итогов, мотивация. | Промежуточный контроль | С помощью оценок, тестирование. | Этап 3. Подведение итогов | Задачи | Оценить деятельность учеников, сделать выводы. | Длительность этапа | 10 | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Ответы на вопросы в презентации по итогам урока, ответы на тесты. | Форма организации деятельности учащихся | Оценивание деятельности группы и собственной работы. | Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе | Дать объективную оценку работе учеников | Промежуточный контроль | Подведение итогов работы на этапе оценки работы групп. | Итоговый контроль, подведение итогов | Проведение итогового тестирования. | Домашнее задание | Дать оценку политики Александра 1, охарактеризовав его деятельность в 1815-1825 гг | |
|
Деятельность учеников и учителя.
Описание этапов деятельности.
Этап (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. (5 мин) | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (3 мин.) | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи. (2 мин.) | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения. (20 мин.) | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Первичное закрепление. (5 мин.) | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин.) | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Приложение 1.
Задания для групп. Работа с документами.
Для 1-ой группы. Вопрос: проанализировать документы и дать ответ: объясните причины реформ царя.
1. Из письма 1797 года воспитателю Лагарпу: «Мой отец, вступив на престол, хотел все реформировать. Начало было действительно довольно блестящим, но затем все пошло иначе. Все пошло прахом ... Интересы государства никогда не принимаются во внимание, самодержавная власть творит все, что хочет ... Моя бедная родина находится в неописуемом состоянии: земледельцы измучены, торговля стеснена, личная свобода и благосостояние уничтожены; вот картина России».
2. Лагарп, состоящий в переписке с Александром I, до самой кончины последнего призывал Александра I, дабы «избежать ужасов Французской революции», провести серию упреждающих реформ «сверху» - конституционных, образовательных, госаппарата, упразднить петровскую «табель о рангах», ввести «просвещенную бюрократию», а также осуществить реформу купеческую и особенно крестьянскую. «Без освобождения Россия может подвергнуться такому риску, как при Стеньке Разине и Пугачеве. Когда я думаю об этом неразумном пожелании (русского) дворянства, которое не хочет понять, что оно живет на краю вулкана ... Я не могу не чувствовать живейшего беспокойства».
3. Историческая справка: после разгрома Наполеона в 1814 году Россия достигла такого могущества, которого она не имела ни при Петре I, ни при Екатерине II, ни позднее. Сохранять свой авторитет методами военного правления, как это делал Наполеон, значило обречь Россию на постоянную вооруженную конфронтацию с другими державами. Чтобы сохранить лидирующее положение, Россия должна участвовать в Священном союзе. Но для реализации подобной цели Александру I необходимо было укрепить «тылы», уравнять социально- политический режим России с европейским.
Примерный ответ учеников: Таким образом, Александр I хорошо осознавал необходимость проведении реформ, четко представлял задачи, стоящие перед Россией. Что – то иное помешало ему осуществить их.
Для 2-й группы. Задание: Изучив материал пакета, ответьте на вопрос: почему императору не удалось решить насущный вопрос первой четверти XIX века?
1. Из архива Александра I. «В 1819 году большинство дворян Витебской губернии просят, чтобы по примеру Прибалтики было образовано и их сословие крестьян».
2. 1816 - 1820 г.г. - из писем мелкопоместных дворян царю следовало, что крепостники не желают ничего менять и с большой злобой накидываются на реформаторов. «Крестьяне на господскую работу должны являться летом с восходом солнца и уходить домой с захождением солнца; зимою же до рассвета обмолачивать хлеб». Ответы на вопросы:
1. Какие настроения у помещиков встретил Александр I, проехав всю страну с севера на юг? 2. Почему он не решил крестьянский вопрос?
Примерный ответ: Таким образом, император столкнулся с сильнейшей оппозицией в лице дворян. Помня о судьбе отца, Павла I, не решился на «перестройку» в российских селах.
Для 3-ей группы. Проблема: Как решался вопрос о Конституции при Александре I? Задание: Исследуйте документы и определите, что остановило Александра I в решении этого вопроса.
1. Н.М. Карамзин защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием». Он считал, что России нужны не реформы, а «патриархальная власть». Он призывал, вопреки Сперанскому, быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующее и думая более о людях, нежели о формах». (Из записки Н.М. Карамзина Александру I.)
2. Предводитель калужского дворянства: «Нежели еще не вразумились, что вольность, сей идол чужеземных слепцов, влечет неминуемо к пагубному своевольству, буйству, разврату и ниспровержению всех властей? ...Во Франции не стало дворянства, - она пала, в России оно было - и Россия восстала, восторжествовала и блаженствует».
Ответ на вопрос: почему Александр 1 не решил вопрос о Конституции? Примерный ответ: Александр I не сумел «перестроить» государственную машину русского абсолютизма: во-первых, из-за неготовности большинства российского общества изменить политическую систему; во-вторых, он хотел оставить неизменной собственную власть, что противоречило реформам.