Просмотр содержимого документа
«Технологические карты к урокам биологии»
Технологическая карта урока
Предмет Биология.
Класс: 7
Учебник (УМК, программа): _Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин, издательство Мнемозина.Москва 2012г.
Тема урока: Тип Кольчатые черви.
Тип урока : Комбинированный
Оборудование: доска, презентация «Черви», приложение с заданиями, ТПО у учащихся.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: Умение формулировать вопросы по теме на основе опорных слов; выделять и структурировать информацию, существенную для усвоения темы; строить логическое размышление; развивать познавательный интерес, развитие интеллектуальных творческих способностей; умение сотрудничать, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | - воспроизведение знаний о внешнем строении дождевых червей; - раскрыть особенности строения систем внутренних органов в связи с их местом обитания; - создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов | 1 уровень: узнавать ранее полученную информацию при повторном воспроизведении; уметь объяснять понятия своими словами 2 уровень: уметь воспроизводить информацию и применять ее для решения проблемы и находить ответы на поставленные вопросы; 3 уровень: уметь преобразовывать знания и приспосабливать их к новой ситуации. |
Регулятивные | - целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно; - оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; | 2 уровень: совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними 3 уровень: самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний |
Познавательные | - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; - выделение наиболее важной информации; - структурирование знаний; - установление причинно-следственных связей; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | 1 уровень: понимать значение слов, терминов и других знаков, используемых на уроке. 2 уровень: самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень: совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | - слушать и слышать других - участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблемной ситуации - представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | 1 уровень: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные | - осознание ответственности за общее дело - формирование умения нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания | 2 уровень: выполнение учебного действия с использованием полученных знаний |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап (5 мин) | - Организовать самоопределение учащихся к деятельности на уроке - Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме урока - Актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме – «Общая характеристика Типа Черви» | беседа | Фронтальная | - Проверяет готовность детей к уроку . - Задает вопросы с целью выяснения знаний по теме «Тип Черви». - Показ изображений червей разных типов.(Какие из данных представителей имеют более высокую организацию). Что общего у представителей этого типа? | -Размышляют над вопросами учителя, отвечают на них. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания Регулятивные УУД: - определять цели и задачи учебной деятельности Личностные УУД: - проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Коммуникативные УУД: - включаться в коллективное обсуждение вопросов Предметные УУД: - развитие познавательных интересов |
Ориентировочный этап (опрос учащихся) (10 мин) | - Организовать проверку и закрепление знаний об особенностях внешнего строения дождевых червей и выделять их приспособления к среде обитания | Рассказ. Беседа. Показ слайдов. | Фронтальная, парная, индивидуальная. | - Опрос учащихся по теме «Места обитания и внешнее строение дождевых червей». (Слайд №1 – историческая справка Ч.Дарвина.) Вопросы: Где и когда вы встречали дождевых червей? Почему Ч.Дарвин так писал о дождевых червях? - Дает объяснение как выполнить задание №54 (Приложение №2). - Оценивает работу учащихся у доски. - Корректирует работу учащихся в парах. | - Выполняют задание № 54 по карточкам.(Работа в паре). - У доски 3 учащихся заполняют кластер(среда обитания и внешнее строение дождевого червя). - Дают характеристику червя. - Проверяют заполнение таблицы. - Аргументируют свою точку зрения. - Анализируют заполнение таблицы. - Выявляют задачи урока, записывают тему урока. | Познавательные УУД: - выделяют необходимую информацию, ее анализ и синтез. Предметные УУД: - воспроизводят знания о внешнем строении дождевого червя, его приспособленности к среде обитания. Личностные УУД: - выявляют границы собственных знаний и незнаний. Коммуникативные УУД: - вступают в диалог, выражают свое мнение. Регулятивные УУД: - выделяют и осознают то , что уже узнали и что необходимо узнать. |
Поисково-исследовательский этап (20 мин) | - Организовать осмысленное восприятие знаний о внутреннем строении кольчатых червей на примере круглых червей. - Создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов. | Применение приема «таблица-синтез» | Групповая, коллективная | - Объясняет ученикам как изучать материал, какие способы организации использовать. - Корректирует работу учащихся в группах. - Предлагает сформулировать выводы по результатам работы. | - На основе таблицы о круглых червях изучают системы внутреннего строения дождевых червей (карточка №56). - Обмениваются информацией в группе. - Выполняют работу ТПО №44, раскрашивая системы органов разным цветом. - Находят новые ключевые слова при работе с текстом учебника. - Один учащийся от группы докладывает о результатах работы. - Формулируют выводы. | Познавательные УУД: - построение из рассуждений логических цепочек. Коммуникативные УУД: - умение работать в группе, участвовать в обсуждении. Регулятивные УУД: - определять последовательность целей с учетом составления действий плана. Личностные УУД: - осознание необходимости получения новых знаний. Предметные УУД: - учащиеся конкретизируют полученные знания, которые становятся самостоятельно приобретенными |
Практический этап (7 мин) | - Обеспечить осмысление, усвоение и закрепление знаний | Выполнение теста(слайд), решение задачи ТПО №47 | Фронтальная, индивидуальная. | - Предлагает выполнение теста и решение задачи . | - Выполняют задания учителя, проверяют. | Познавательные УУД: - синтез и анализ информации, использование знаний по математике. Коммуникативные УУД: - строить взаимодействие со сверстниками. |
Рефлексивно-оценочный этап (3 мин) | - Осмысление процесса и результата деятельности | Диалог | Фронтальная, групповая | -Оценить достижение цели урока; - предлагает закончить предложение Меня удивило… Сегодня я понял… Сегодня на уроке я узнал… -Задает домашнее задание. | - Оценивают степень достижения цели урока. - Высказывают свое мнение об уроке. | Регулятивные УУД: - контроль и коррекция результатов работы. Личностные УУД: - способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха. Предметные УУД: - умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. |
Приложение №1

Приложение №2


Приложение №3
Тест
Подберите к следующим вопросам правильные ответы.
1)Тело у кольчатых червей: А-круглое в поперечном сечении, разделенное на членики
Б-круглое в поперечном сечении, не разделено на членики
В- плоское, разделено на членики
2)Мускулатура кольчатых червей образована мышцами : А-кольцевыми, продольными и спинно-брюшными
Б- кольцевыми и продольными
В- только продольными
3)Среда, к жизни в которой приспособлены кольчатые черви: А- почва, толщина воды и дно водоема.
Б- почва, богатая перегноем
В- водоемы, разные органы животных и человека.
4)Кровеносная система у кольчатых червей:
А-замкнутая
Б-незамкнутая
В- отсутствует
5)В каком зародышевом листке закладывается вторичная полость тела?
А- эктодерма
Б-энтодерма
В- мезодерма
6)Где находится анальное отверстие у дождевого червя?
А-голова
Б- середина тела
В-хвост
7)Какие структуры служат для выделения продуктов обмена из полостной жидкости червей?
А-почка
Б- метанефридии
В-поры
8) Где начинается брюшная нервная цепочка у дождевого червя?
А- надглоточный нервный узел
Б- подглоточный нервный узел
В- окологлоточное нервное кольцо
Задача (Задание 47)
В наиболее благоприятных условиях (чаще всего это широколиственные леса) численность дождевых червей достигает 500-800 особей на 1 м2 почвы, а биомасса – 290 г на 1м2.
Подсчитайте, сколько примерно червей обитает на одном гектаре широколиственного леса?
Какова биомасса дождевых червей на 1 га широколиственного леса?