ІІІ. Введение в тему урока | - Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения. Осуществлять взаимо- и самоконтроль. (Р.) | | – Замените выделенные слова именами прилагательными. Лестница из мрамора, стужа зимой, утро летом, платок из шёлка, забота матери, следы зверей, руда из свинца, погода осенью, солнце зимой, статуя из бронзы, лапы ели, листья из золота, каша из перловки, тигр в полоску. (Дети записывают словосочетания, объясняют написание окончания прилагательных, указывают их род.) – Подберите к подчеркнутому слову синоним и антоним. | Объясняют значения слов, выявляют строение, выделяют однокоренные, анализируют звуковой состав, группируют слова. |
ІV. Работа по теме урока. | Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. (Л.) - Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Осуществлять взаимо- и самоконтроль. (Р.) - Читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач. (П-1.) Анализировать, сравнивать факты языка, конструировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы. Классифицировать слова по заданным признакам, группировать их; действовать по алгоритму, подводить под понятия. (П-2.) | СЛАЙДЫ | 2. Упражнение 492 выполняется по заданию учебника. 3. Знакомство с новым материалом из упр. 493. – Что нового вы узнали из этого сообщения? 4. Работа в парах. (Детям предлагается составить словосочетание с прилагательными, отвечающими на вопросы: «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?». Вопросы записывают.) След лисы, портфель папы, яйцо голубя, берлога медведя, хвост зайца, глаз орла, шкура зверей, юбка бабушки, бельё дедушки, пасть волка. – Какое слово в данных словосочетаниях является командиром? – Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам.) 5. Выполнение упр. 494. – Какие названия падежей пропущены? – Назовите вопросы падежей. – Как называется изменение по падежам? – Продолжим запись в тетради, изменяя слова по падежам. – Понаблюдайте за постановкой ь в прилагательных. Сравните с постановкой знака в вопросах. – Что заметили? 6. Задание записано на доске. Ранн.. .. весной, пухов.. .. цыплёнок, по зимн.. .. скучн.. .. дороге, весёл.. .. песней, на зим.. .. одежде, неуклюж.. .. медведь, летн.. .. ночью, над нов.. .. книгой. – Можно ли в данных словосочетаниях у прилагательных определить род? Как это сделать? – Как нужно действовать, чтобы правильно определить окончания? – Запишите словосочетания, обозначьте род и падеж прилагательных. IV. Самостоятельная работа. Выполнение задания из учебника: упр. 495. Проверка. – Назовите слова из текста, написание которых надо запомнить. – Какие слова потребовали подбора проверочных слов? – Что помогло определить окончания прилагательных? V. Развитие речи. – Запишите с данными прилагательными предложения. Соседней, соседний, поздней, поздний, дальний, дальней. – Укажите, в каком падеже употреблены существительные и прилагательные в предложениях. | Обсуждают особенности частей речи, анализируют, сравнивают и классифицируют слова; читают учебник и углубляют свои знания об именах существительных и именах прилагательных, сопоставляют части речи, проверяют свои решения по таблице на обложке в конце учебника; пользуются общим способом действия при определении частей речи; расширяют представление о тех семантических группах слов, которые относятся к именам существительным, доказывают принадлежность слов к группе имён существительных, оперируют для этого всем набором признаков: вопрос, значение, изменение. Объясняют значения слов, выявляют строение, выделяют однокоренные, анализируют звуковой состав, группируют слова. Сравнивают значение и изменение однокоренных имён существительных и прилагательных, выявляют различие этих частей речи по признаку рода, делают умозаключение о способе разграничения этих имён. |