СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ —
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления»
Кафедра человековедения и физической культуры
Итоговый практико-значимый проект
«Технологические карты уроков»
по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики» (72 ч.)
Слушатель:
Ильина С.Ю.,
учитель начальных классов
МАОУ Наро-Фоминская СОШ №3 СУИОП
Московской области
Научный руководитель:
Онишина В.В.,к.п.н.
2015
Введение
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Список модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики». Сначала предмет вводился экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года.
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Другая часть предельно скептически относится к введению предметов, наспех составленных в угоду политических амбиций.
Технологическая карта урока №1
1. Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | «Россия – наша Родина». | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Создавать условия для понимания того, что объединяет всех граждан России и формирования системы нравственных ценностей Создавать условия для формирования умения жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей. пробуждать интерес и любовь к Родине.
| П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, собирать, анализировать и систематизировать информацию, выполнять логические операции.
Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя. К. Умение задавать вопросы. Умение использовать речь для регуляции своего действия. Аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения.
| Формирование у детей представления о образе родной страны, о её многонациональности, географическом положении, природе, населении, культурных традициях, государственной символике. Воспитание в детях чувства гордости, патриотизма, доброжелательности за свою Родину | |||||
Цель урока | Формирование представления учащихся о России, воспитание гражданственности и любви к Родине. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Родина, Отечество, малая Родина, народ, национальность, идеал, ценность, духовный мир, культурные традиции, символ, герб, гимн, флаг, патриот, обычаи. | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | «Что мы Родиной зовём» В.Степанов «Тихая моя Родина» Н.Рубцов «Родная земля» Г.Ладонщиков Отрывок из рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество» Песни «Родина моя» Р.Рождественского,Д.Тухманова «С чего начинается Родина» М.Матусовского,В.Баснера «Гимн России» С.Михалкова Репродукции картин А.М.Васнецов «Родина», И.И.Шишкин «Рожь» Пословицы о Родине. | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Прослушивание песни и просмотр слайдов, на которых пейзажи русской природы
«С чего начинается Родина» М.Матусовского,В.Баснера
| Личностные компетенции: Представление о образе родной страны | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.
Вы прослушали музыкальный отрывок. - Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?
- Что вы знаете о стране, в которой мы живём?
-Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово - «Родина»?
Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Как называется то место, где вы родились и выросли? - Что такое «Родина» ? Попробуйте дать определение.
- А какое определение можно найти в словарях?
Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения.
Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине, объясни их смысл. Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родины нашей. Человек без Родины, что соловей без песни. Родина – всем матерям мать. Береги Родину, как зеницу ока. Родная земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона.
Прослушивание отрывка К.Д.Ушинского «Наше Отечество» Наше отечество, наша родина –матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы о деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. - Почему мы зовем Россию Отечеством?
- Почему мы зовем нашу страну Родиной? - Как еще К.Д. Ушинский называет Россию? - Почему?
| Регулятивные УУД: «Сбор информации».
Познавательные УУД: «Прием информации»
| |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
15 минут | Работа с картой — Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь. – Почему необъятной? – Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса. Работа со стихотворением: Что мы Родиной зовём?
— Вот она какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Задание: Составьте в парах список различий народов России.
Живут в России разные народы с давних пор.
Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод. Отличия: Место проживания Язык Обычаи, традиции Интересы, увлечения Национальная кухня
Работа по учебнику
-Что такое ценности? Идеалы? Давайте сравним ваши определения с определениями, приведенными в словаре учебника. Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода. Идеал – высшая цель, к которой стремится человек,ее трудно достичь, но она является образцом для поведения. - Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»? В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. - Что такое культурные традиции? Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Издавна в России в каждом народе особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи. - Какие традиции существуют в вашей семье? - Что такое “символ”? -Какие государственные символы вы знаете? – К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. - Что такое герб, флаг, гимн? Задание в парах: Необходимо найти Герб России, раскрасить флаг России. - Какие цвета у флага России? Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение. учащимися. Аудиозапись стихотворения Н. Рубцова в исполнении автора. Знакомство с образцом художественного чтения. Беседа по содержанию. – С каким чувством поэт говорит о своей “тихой родине”? – О чем он вспоминает с грустью, с тоской? – Что вспоминает с улыбкой? – Какова главная мысль этого стихотворения? - Какого человека называют патриотом? - Можно ли сказать, что стихотворение написано поэтом- патриотом? Патриот – человек любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающей подвиги во имя интересов своей Родины. Прослушивание песни «Родина моя» Р.Рождественского,Д.Тухманова - Прочитайте стихотворение. -Какие чувства оно у вас вызывает?
Родная земля (Г. Ладонщиков)
|
Познавательные УУД: «Визуализация понятия».
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии
Познавательные УУД: «Прием информации».
Познавательные УУД: «Визуализация понятия».
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».
| |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Работа по группам с репродукциями: А.М.Васнецов «Родина», И.И.Шишкин «Рожь». Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы: - Что вы видите на картине (опишите максимально)? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? - Как чувствует себя витязь на картине?) - О чем нам хотел сказать художник этой картиной? - Как ему это удалось?
Задание: разгадать кроссворд.
| Коммуникативные УУД: работа в малой группе. Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии.
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
| |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
| |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||
5 минут |
Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку) Моя Родина – это…
Прослушивание учащимися Гимна России, сопровождающееся презентацией с видами Москвы
| Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
Познавательные УУД: «Прием информации».
| |||||
Домашнее задание |
1.Найти и записать 3 пословицы о Родине. 2. Подобрать картинки «Наша Родина». 3. Найти песни о родине.
|
Методический материал к уроку
« С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Музыка Вениамина Баснера
Слова Михаила Матусовского
С чего начитается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нм мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес…
С чего начинается Родина?
Отрывок из рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество»
Наше отечество, наша родина –матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы о деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Николай Рубцов
Тихая моя родина.
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
«Родина моя»
слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова
слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова
Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна.
Вместе — дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!
Припев:
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобою добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!
Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна.
Вместе — дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.
Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе,
Как будто праздник!
Припев.
Г. Ладонщиков
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
Кроссворд
Родина
Родина
По горизонтали:
2. Место рождения человека.
4. Столица нашей Родины.
5. Населенный пункт в сельской местности.
6. Главный город страны.
7. Большой населенный пункт.
По вертикали:
1. Население страны.
2. Страна, в которой мы живем.
3. Крупное промышленное предприятие.
Ответы
По горизонтали: 2. Родина. 4. Москва. 5. Деревня. 6. Столица. 7. Город.
По вертикали: 1. Народ. 2. Россия. 3. Завод.
«Гимн России»
Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Технологическая карта урока № 5.
Технологическая карта урока №5
1. Общая часть
Предмет
Тема урока
ОРКСЭ. Основы светской этики
Класс
4
Добро и зло
Планируемые образовательные результаты
ПредметныеМетапредметныеЛичностные
Усвоение новых понятий, П. Овладение умения выделятьФормирование правильного
умение ими пользоваться. главное и второстепенное,представления доброты и
Осознание представлений выстраивать последовательностьмилосердия,
о нравственнойсобытий давать определениедоброжелательности, уважения
ответственности человека понятий, устанавливатьдруг к другу и окружающим,
за содеянное;причинно-следственные связистремление совершать добрые
Доброжелательное иР. Способность выделять ипоступки
уважительное отношение осознавать учащимися того, что
друг к другу.усвоено на уроке (новые понятия)
уметь ими пользоваться
К. Сотрудничество с учителем и
детьми, высказывание своего
мнения, обсуждение
Формирование основ морали – осознанной необходимостиЦель урока
определенного поведения, обусловленного в обществе
представлениями о добре и зле
Добро и зло, раскаяние, милосердие, справедливость, несчастье,Основные понятия,
добрые поступки, плохие поступки, бедаизучаемые на уроке
Компьютер, проектор, экран, электронная презентацияСредства ИКТ,
используемые на уроке
- «Дорогою добра», музыка М. Минкова, словаРесурсы
Ю. Энтина из кинофильма «Маленький мук»;(информационные,
«Если добрый ты» из мультфильма «Кот Леопольд»;литературные, музыка,
«Музыка Добра и Света» из кинофильма «Гостья из будущего»;искусство),
Ф. Шопен «Музыка Великой войны»;используемые на уроке
- В. Осеева «Синие листья»;
Н. Носов «Огурцы»;
Восточная притча «Стакан молока»;
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
А. Барто «За» и «против», «Ни «за» и ни «против»;
- В.Г. Перов «Тройка»;
Н.В. Неврев «Торг».
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного
восприятия нового материала
Длительность Основные формы работы учителя и учащихся
этапа
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.10 минут
Прослушивание песни Б.Савельева на слова М.
Пляцковского «Если добрый ты…»
Создание проблемной ситуации.
-Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
Формируемые УУД
Регулятивные УУД:
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому,
что он под деревом сидит? А если под дерево посадить
Бармалея, он тоже будет добрый?
– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом.
Беседа с классом.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш
сегодняшний урок?
- Хорошо или плохо быть добрым? Почему?
В жизни мы часто используем слова «добро»,
«зло», «хорошо», «плохо». Но всегда ли мы
понимаем, что за этим стоит?
-Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь
отражение наших собственных мыслей, чувств и
желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и
зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие,
радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
- Встаньте, ребята, возьмите зеркало. Подарите себе
свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица.
Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение
наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе,
друг другу.
Учитель предлагает познакомиться с
притчей «Стакан молока».
После знакомства с притчей учащиеся рисуют
мандалу и отвечают на вопросы.
Личностные
компетенции:
«Вижу, слышу,
чувствую».
Личностные
компетенции:
«Вижу, слышу,
чувствую».
Познавательные
УУД: «Рисунок»
(мандала).
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.
Организация обратной связи
Длительность Основные формы работы учителя и учащихся
этапа
7 минут
-. Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то,
ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
Где мы можем узнать определение понятий добра и
зла? (словарь, учебник)
- Итак, добро и зло являются основными понятиями
этики, главными моральными понятиями в жизни. Они
служат нам как бы ориентиром при освоении
огромного морального мира.
«Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета»
Формируемые УУД
Личностные
Подготовка к самостоятельной работе с текстом:
В. Оссева «Синие листья»,
Н. Носов «Огурцы»
компетенции:
«Вижу, слышу,
чувствую».
Формируемые УУД
Познавательные
УУД: «Прием
информации» (навык
смыслового чтения).
Формируемые УУД
Коммуникативные
УУД: форма
групповой рефлексии
(высказывание
собственного
мнения).
Познавательные
УУД: Осуществление
логической операции,
сравнение,
классификации.
Этап 3. Практикум
Длительность Основные формы работы учителя и учащихся
этапа
8 минут
Самостоятельная работа учащихся с текстом
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность Форма проверки полученных результатов,
этапаосуществление коррекции
Ответы учащихся.7 минут
Вывод: доброе поведение, продиктованное
любовью к людям это не доблесть и не заслуга,
это норма для человека.
Когда человек по-доброму настроен, творит
добро, кому от этого становится лучше в
первую очередь, другим людям или ему
самому?
Коллективная работа.
-Я предлагаю вам построить надежный щит на пути
зла. В помощь вам даю слова-кирпичики, из которых
вы сложите стену-щит. Выбирайте кирпичики с умом-
не каждый из них годится. (Кирпичики: добро, любовь,
терпение , зло, уважение, ласка, забота, гнев, улыбка,
сострадание, зависть, честность, благодарность,
гордыня, милосердие, щедрость, взаимопомощь,
радость, трудолюбие, скромность).
-Посмотрите ребята какие слова остались? Почему они
не пригодились? Давайте сделаем вывод: «От зла
можно закрыться только добром».
Работа с пословицами.
-О добре и зле народ сложил много пословиц.
-Какие пословицы вы знаете.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добро помни, а зло забывай
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность
этапа
10 минут
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым
образовательным результатам
Работа в группах
- Добро многогранно. Поищите варианты доброго
поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
1.
2.
3.
4.
расстроенный друг плачет;
приятель в компании часто врёт;
родители несправедливо сердятся;
девочка разбила мамину любимую чашку,
Формируемые УУД
Коммуникативные
УУД: - инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации
обвинила кошку;
5. мальчишки играли в футбол и разбили окно;
6. брат (сестра) надел(а) твою новую куртку,
которой ты очень дорожишь.
-Человек строит свою деятельность таким образом,
чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку
было хорошо, тепло, радостно. В народных
стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё
доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди
старались не допустить зла и боролись с ним.
Притча о добре и зле.
Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало
угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку
положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого
не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что –
то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги,
купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось
взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло - добром.
- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не
отвечайте злом на зло. Однажды Добро пришло в
гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но
вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого
не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что –
то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги,
купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось
взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло - добром.
- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не
отвечайте злом на зло.
Прослушивание песни М. Менкова на слова
Э. Энтина «Дорогою добра», Ф. Шопен «Музыка
Великой войны»
- Что вы представляете, когда слушаете эту
песню?
Личностные УУД:-
самоопределение
Познавательные
- Какие к вам приходят мысли?УУД: «Визуализация
понятия».
Подготовить рассказ с примерами из истории представленийДомашнее задание
человека о добре и зле.3 минуты
Методический материал к уроку №5
Стакан молока Притча
Стакан молока Много лет тому назад жил один мальчик. После смерти родителей
он остался сиротой, голодный бродил по улицам. От невыносимой жажды и голода
он постучался в дверь одной женщины. Попросил стакан воды. Женщина видела,
что ребенок голодный и вместо воды вынесла стакан молока. Мальчик выпил
молоко и сказал: " Я никогда не забуду вашу доброту!" Прошло много лет,
женщина постарела и заболела. Ей нужна была срочная операция на сердце. Ее
увезли в больницу. Врач, который оперировал женщину, узнал в ее лице, ту самую
женщину, которая в трудную минуту помогла и накормила. Операция прошла
успешно. Женщина пришла в себя, но была озадачена вопросом: "Как оплатить эту
дорогостоящую операцию?" . Она попросила счет, со страхом открыла страницу. И
вместо счета она увидела надпись "Оплачено стаканом молока"
"Синие листья" В.А. Осеева
Рассказ для детей про дружбу
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена
Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай
крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку
зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала
за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
Технологическая карта урока №14
Общая часть | ||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||
Тема урока | Дружба. | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Понимание ценности дружбы в жизни человека; Знание отличительных черт дружбы, осознание качеств, которыми должен обладать настоящий друг. | П. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение форм личностной и познавательной рефлексии, умение работать со знаковой символикой. Р. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу, корректировать результаты своей деятельности. Видеть, понимать, оценивать свои чувства и поступки других людей. К. Умение аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения, сотрудничать в поиске и выборе информации в группе. Умение составить свой собственный текс нравственного содержания.
| Воспитание дружеских взаимоотношений, доброжелательности, уважения друг к другу. Развития навыков сотрудничества, уважительного отношения к иному мнению.
| ||||
Цель урока | Формировать представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности. | |||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Дружба, друг, правила дружбы, взаимопомощь | |||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, магнитофон, аудиозаписи. | |||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Песня М. Пляцковский «Настоящий друг». Толковый словарь русского языка. Словарь фразеологизмов, пословиц и поговорок. М. Танич, В. Шаинский «Когда мои друзья со мной». Рассказ «Велосипед». | |||||
Организационная структура урока | ||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
5 минут | Упражнение «Поздороваемся» под песню М. Пляцковского «Настоящий друг». Описание упражнения Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров. -Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? О дружбе, отзывчивости, взаимопомощи. | Личностные компетенции: «Позитивная установка»
| ||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
15 минут | -Опишите чувства, которые вы испытывали во время упражнения «Поздороваемся», какие ощущения происходили в вашем теле, какие появились мысли?
-Поднимите руку, кто считает, что у него есть друзья. Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а все же, что обозначает Это слово? Значит что оно? (выслушиваются ответы детей) Где мы можем уточнить значение этих слов? (в словарях, учебнике) Работа детей в группах. 1 группа – Обратитесь к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение. (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. 2 группа Владимир Иванович Даль «Толковый словарь» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. 3 группа - Найдите определение понятия дружбы в учебнике. Сравните с данными определениями. - Какое понятие для вас ближе. (Обсуждение полученных результатов) -Вспомните, когда и где вы познакомились с вашим другом? Вывод: у друзей есть общие интересы, испытывают симпатию друг к другу. -Послушайте один рассказ про друзей. «Велосипед»
Можно ли назвать этих детей настоящими друзьями? Перечислите поступки которые доказывают, что мальчики настоящие друзья. ( Вместе учили уроки и играли; Саша взял вину за разбитый велосипед на себя; и т.д.) -Попробуйте представить себя на месте Одного и другого мальчика. Какие чувства они испытывали? Насколько достойно они вышли из сложившейся ситуации? Вывод: Дружба бывает истинная и нет
|
Коммуникативные УУД: «Вербализация эмоций», «Форма групповой рефлексии».
Регулятивные УУД: «Сбор информации».
Познавательные УУД: «Прием информации».
Коммуникативные УУД: «Войти в образ»
| ||||
Этап 3. Практикум | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
15 минут | Индивидуальная работа учащихся. Учитель предлагает заполнить пропуски на карточках «Если, …….то»
1.Если друг заболел, то………….. 2.Если друг попросил списать домашнее задание, то ……………….. 3. Если друг получил за работу «5», а я «3» или «2», то……………………………. 4. Если меня пригласил на День рождения общий знакомый, а друга нет, то………….. 5.Если друг меня обманул, то………… И т.д Обсуждение полученных результатов. -Послушайте об это одну притчу. ПЕСОК И КАМЕНЬ(притча)
-Какие выводы можете сделать, прослушав притчу? Вывод: дружбой надо дорожить, друзей прощать и самому уметь просить прощения, идти на компромиссы, помнить хорошее, забывать плохое и т.д. Работа в группах под песню М. Танича, В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». Изобразите символ дружбы, попробуйте придумать девиз.
|
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций»
| ||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||||
5 минут |
Обсуждение результатов работ. Выбор девиза. Разучивание песни «Когда мои друзья со мной».
|
Личностные компетенции: «Якорение».
| ||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам. | Формируемые УУД | ||||
5 минут | - Что понравилось больше всего на уроке? -В какой момент вы испытали самые сильные чувства и какие? -чему вас научило сегодняшнее занятие? Игра «Цветик-семицветик». -У вас на парте лежат лепестки ромашки. Все, наверное, помните сказку про волшебный цветок? Напишите на лепестке пожелание своему другу. И пусть, как в доброй сказке, исполнятся ваши желания. (Из лепестков склеить ромашки и прикрепить к доске или стенду в классе). |
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
Личностные компетенции: «Позитивная установка»
| ||||
Домашнее задание | Составить и записать правила дружбы. |
Методический материал к уроку.
ВЕЛОСИПЕД
Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. Ведь дружат не только они, но их папы и мамы. Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. Они очень любят друг друга. Поэтому всё у них ладится. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как ни друг поймёт и утешит. Это большое счастье иметь настоящих друзей.
Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком. Первым об этом, конечно же, узнал Женя. Он был очень рад за друга, так как такого велосипеда у него ещё не было. Ведь в семье у Жени растёт ещё много маленьких братиков и сестрёнок. А Саша у своих родителей единственный.
– Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – Хочешь, дам тебе покататься? Вот, держи. Будем ездить по очереди. Давай вокруг нашего дома. Ты первый, а я пока на лавочке посижу.
Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.
– Здорово! Даже сердце замирает от радости.
– Ох, попробовать бы побыстрее. Вот это да! Вот это велосипед!
И вдруг – бабах!
Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. Врезался в посаженное посредине дерево и упал. С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь. Ныло и щипало плечо, опухал разбитый нос. Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём. Да и ещё и красивый блестящий щиток лопнул и тоскливо свисал над колесом. У Жени от ужаса замерло сердце. Что же теперь делать? Как быть?
А к клумбе уже спешил встревоженный долгим отсутствием друга Саша.
– Саша, я не специально. Ты меня прости, пожалуйста! Я что-нибудь придумаю, ты только не переживай. Ладно?!
Но глаза Саши наполнились слезами. О, если бы он знал, что так случится. Ведь он даже ещё не успел накататься на своём велосипеде.
Тут, откуда ни возьмись, к мальчикам подбежал их сосед Стёпа. Его давно уже злила их дружба. Или, может быть, завидовал мальчишка, так как не имел своих друзей.
– Вот это да. – Стёпа удивлённо присвистнул. – Говорил я тебе Саша, зря ты с Женей дружишь. Он же это специально сделал. Ведь у него такого велосипеда нет. Что ты теперь своим родителям скажешь?
Женя, чуть не плача, возмутился:
– Неправда. Я не мог специально. Не верь ему, Саша.
Жене из-за всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и пошёл к дому. А рядом с ним, громко крича, шёл Стёпа:
– Да, я сам в окно видел, как он разогнался и в клумбу заехал. Вот тебе и дружок.
Женю душили слёзы обиды и бессилия. Когда он вернулся домой, мама была на кухне. Мальчик потихонечку шмыгнул в свою маленькую комнату. Жене сейчас так хотелось побыть одному, обо всём подумать, помолиться... Он попросил у Господа помощи. Как бы хотелось Жене, чтобы Саша ему поверил и простил, чтобы всё было, как и прежде. Да, такого между друзьями ещё не бывало.
Всю ночь Женя плохо спал. Он часто встревоженно просыпался. Только под утро Женя крепко заснул, и тут его разбудил будильник: пора в школу. Вчерашние события врезались в память, как острый нож. Как же быть?
Женя заглянул в комнату папы. Отец читает. Лицо спокойное и доброе. Папе можно верить.
Женя шагнул к нему, еле сдерживая слёзы.
– Папа, помоги, у меня беда.
Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.
– Сегодня я работаю. Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе. Деньги, сынок, я даю тебе взаймы. Летом в трудовом лагере заработаешь и отдашь. Согласен?
– Согласен, папочка! Спасибо тебе!
– Собирайся быстрее, чтоб тебе успеть в школу.
В свой класс Женя вошёл радостный. Взглядом поймал хмурые Сашины глаза. Улыбнулся ему.
После уроков Женя бежал домой как на крыльях. Новый блестящий уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. Какой же чудесный у Жени папа. Он всегда готов выручить сына из беды. Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. Удивилась. Женя быстро поздоровался, как можно короче и понятней всё объяснил, хотя ему показалось, что тётя Клара ничего не поняла.
– А кто разбил велосипед? Ты? Разве не Саша? Странно.
Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. Как всё удачно! Женя успел до возвращения Саши из школы. Повезло. Теперь у них с папой впереди интересное дело – технику ремонтировать. Вдвоём они обязательно справятся. В этом Женя не сомневался. Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. Не выдал его родителям. Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. Досталось же бедняге, наверное. Ничего. Женя этого никогда не забудет. Зря, выходит, старался Стёпа. Слава Богу!
Не успел Женя обо всём хорошенько подумать, как в дверь позвонили. У двери стоял Саша. Молчит. И Женя молчит. Сейчас они только смотрят друг на друга. Да и зачем им слова? И так всё ясно.
Великая вещь – дружба.
ПЕСОК И КАМЕНЬ(притча)
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Технологическая карта урока №18.
Общая часть | ||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||
Тема урока | Род и семья – исток нравственных отношений. | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Понимание ценности семьи, осознание себя частичкой (членом) семьи, рода, формирование и развитие чувств любви, благодарности к своим родителям | П. Формирование причинно-следственных связей и установки связей между объектами. Освоение форм личностной и познавательной рефлексии. Р. Умение планировать, контролировать и оценивать свою познавательную деятельность и деятельность одноклассников. К. Умение слушать собеседник, вести диалог, формулировать свое мнение. Умение быть сдержанным и не навязывать свою точку зрения | Понимание и принятие роли члена семьи (рода). Воспитание чувства любви к родителям, к семье, чувства благодарности к родителям. | ||||
Цель урока | Формирование интереса к семейной родословной, воспитание уважения к своей семье и семейным традициям; формирование мира чувств: любви, ответственности. Знакомство с символами рода.
| |||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Семья, род, родословная, родители, предки. | |||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, магнитофон, аудиозаписи. | |||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | «Гимн семье» (Петр и Феврония муромские) «Семь правил» И. Молчанова (стихотворение); Репродукция картины П. Рыженко «Государь император с семьей» В.М. Васнецова «С квартиру на квартиру». Притча «Семейное счастье».
| |||||
Организационная структура урока | ||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
10 минут | Звучит «Гимн семье». - Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей). -Посмотрите внутрь себя, прочитайте слово СЕМЬЯ Что ты видишь на экране внутреннего взора? Что ты слышишь? Что ты чувствуешь? О чем ты думаешь? (вслушиваются ответы детей)
Давным-давно жил-был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича (слайды №2-3). И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса (слайд №4). Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано(слайд №5). Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии (слайд №6). Они неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой (слайд №7). Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии/. Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов. Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу 25 июня (по новому стилю 8 июля) (слайд №8). С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. День их памяти — 8 июля — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах (слайд №9).
|
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую»
Регулятивные УУД: «Прием информации».
| ||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
10 минут | - До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения - не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ (7-Я)(слайд №10). В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Ведь одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья – это главное богатство в жизни. - Международный день семьи отмечается 15 мая (слайд №11). - А когда отмечают День Семьи в России? (ответы детей) Верно в России День Семьи отмечается 8 июля. Вы становитесь, год от года старше, и придёт время, когда вы тоже будете создавать семью. - А как вы понимаете, что такое семья? Что значит для вас семья? (Ответы детей). - Тема семьи находила свое отражение не только в творчестве поэтов и писателей, но и в творчестве, конечно, же, художников. Давайте рассмотрим несколько картин разных живописцев с похожими названиями. Работа с картиной В.М. Васнецова «С квартиру на квартиру». - Что вы видите? Чувствуете? - О чем подумали? - Как вы думаете, почему они оказались в таком положении? - А в наше время бывают люди в таком положении - Как им можно помочь? Просмотр репродукции картины П. Рыженко «Государь император с семьей». -Кто такой император? -Какой вам кажется семья императора?... -Вспомните символы государства. -Какие символы может иметь род, семья? (герб, родословную,…) -Давайте рассмотрим родословную императора. -У кого из вас в семье составляли генеалогическое дерево?
|
Регулятивные УУД: «Сбор информации»
| ||||
Этап 3. Практикум | ||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||
15 минут | -Кто хочет рассказать о своей семье: сколько человек в семье, кто главный, кто выполняет какие обязанности…? Для чего человеку нужна семья? (выслушиваются ответы детей) -Давайте прочитаем текст учебника и дополним наши ответы. Итог: семья дает защиту, помощь,…главный в семье—самый старший член семьи ….) -Какую роль выполняют родители? -Послушайте песню К. Шедар «Родители» Беседа по прослушанной песне. - Как вы понимаете фразу из песни “Родители – икона из икон…”? (Ответы детей) - Часто ли вы говорите своим родителям теплые слова? (Ответы детей) - Сейчас у вас есть возможность рассказать о том, как вы любите своих родителей, как вы относитесь к ним, как вы благодарны им. У вас на парте лежат листочки в виде конверта. Разверните их и напишите теплые слова, слова благодарности – все, что хотите своим родителям. Не забудьте подписать конверт, для того, чтобы он нашел своего адресата. (работы можно раздать родителям на собрании). - Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (Ответы детей) - А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении “Семь правил”. Групповая работа «Заповеди семьи». Работая в группе, постарайтесь написать семейные заповеди, выполнение который поможет сохранить мир в семье. Правила из стихотворения можно дополнять.
|
Регулятивные УУД: «Сбор информации»
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций»
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
| ||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||||
5 минут | Обсуждение работ . - При соблюдении всех этих правил, семья будет крепкая. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным. Послушайте притчу «Семейное счастье». -Какой вывод можете сделать? (лучше лишний раз прощение попросить, чем всегда себя правым считать)
|
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
| ||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам. | Формируемые УУД | ||||
5 минут | -С каким настроением вы уходите с урока? -Чему научил вас урок? Предлагаю вам сочинить синквейн на тему «Семья». |
Познавательные УУД: «Синквейн»
| ||||
Домашнее задание | На выбор: Составить генеалогическое дерево или придумать и изобразить герб семьи (рода). |
Методический материал к уроку.
Слова песни К. Шедар «Родители»
Дали жизнь и тебе, и мне
Эти славные два человека.
Они главные в нашей судьбе
Повелось так от века к веку.
И когда ты родился и рос,
Они были всегда с тобой рядом.
И они согревали ваш дом
Своим теплым и ласковым взглядом.
И семья без них не семья,
И, конечно, же, лето – не лето.
Ты запомни эти слова,
Навсегда ты запомни это.
Всё что в жизни есть у тебя,
Дорогое и самое милое,
Это родители! И их теплота!
Мама и папа любимые!!!
Слова песни «Гимн семьи».
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.
Семья - источник изначальный
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
И. Молчанов “Семь правил”.
Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень – очень важны
Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
А пятое – ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива, где полностью.
Притча «Семейное счастье».
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
-Какой вывод можете сделать? (лучше лишний раз прощение попросить, чем всегда себя правым считать)
Генеалогическое дерево рода Романовых.
Список литературы
1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова, Г. С. Байгулова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 38-42. - Библиогр.: с. 42 (7 назв.)
2. Богуславский, М. Не отчужденные, а освоенные знания / М. Богуславский ; материал подготовила Я. Сартан // Управление школой : газ. издательского дома «Первое сентября». — 2009. — № 20. — С. 33-34.
3. Двоенко, В. В. Обобщение первого опыта преподавания курса «Светская этика» / В. В. Двоенко
// Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 7. — С. 45-48. — ISSN 2071-9515.
4. Дидур, Е. А. «Основы религиозных культур и светской этики»: региональный опыт / Е. А. Дидур // Народное образование. — 2011. — № 8. — С. 174-180.
5. Зарецкая, И. И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников / И. И. Зарецкая // Методист. — 2010. — № 8. — С. 17-20.
6. Косарецкий, С. Г. «Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»: учимся взаимодействовать с родителями. / С. Г. Косарецкий // Народное образование. — 2010. — № 7. — С. 249-254.
7. Леонтьева, Е. В. Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах России / Е. В. Леонтьева // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 46-52.
8. Леонтьева, Е. В. Вопросы апробации комплексного учебного курса основ религиозной культуры и светской этики в 19 субъектах Российской Федерации / Е. В. Леонтьева // Методист. — 2010. — № 5. — С. 2-6.
9. Масликова, Т. Как не поссорить этику с культурой? Нужен не только контроль, но и реальная помощь / Т. Масликова // Учительская газета. — 2010. — № 13. — С. 7.
10. Метлик, И. В. Введение изучения основ религиозных культур и этики: вопросы и ответы / на вопросы редакции журнала отвечают И. В. Метлик, Т. И. Петракова, Т. В. Склярова //Преподавание истории и обществознания. — 2010. — № 5. — С. 43-47.
11. Об апробации в 2010-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики: распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 N 1578-р. // Вестник образования России. — 2010. — № 1. — С. 26-32.
12. Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» информация). // Методист. — 2010. — № 1. — C. 2-7.