СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологической карта урока информатики по теме Построение таблиц истинности для логических выражений

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выражений.

Цели урока:

 

  • Обучающая: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с синтаксическими конструкциями циклов с пред- и постусловием; создать условия для формирования у учащихся умений использовать в программах операторы цикла с пред- и постусловием;
  • Развивающая: способствовать повышению информационной культуры обучающихся, интереса к предмету; содействовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, памяти обучающихся;
  • Воспитывающая: способствовать формированию самостоятельности при решении задач; способствовать сплочению коллектива, формированию уважительного отношения друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

  1. Личностные УУД:
    1. способствовать развитию фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
    2. способствовать формированию желания выполнять учебные действия.
  2. Познавательные УУД:
    1. логические действия и операции;
    2. создание и преобразование моделей и схем для решения задач;
    3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  3. Коммуникативные УУД:
    1. формулировать собственное мнение и позицию;
    2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной.
  4. Регулятивные УУД:
    1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Оборудование, необходимое для проведения урока: персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение, необходимое для проведения урока: презентация «Построение таблиц истинности для логических выражений».

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Технологической карта урока информатики по теме Построение таблиц истинности для логических выражений»

Технологической карта урока информатики


Информационный блок

Тема урока: Построение таблиц истинности для логических выражений.

Цели урока:


  • Обучающая: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с синтаксическими конструкциями циклов с пред- и постусловием; создать условия для формирования у учащихся умений использовать в программах операторы цикла с пред- и постусловием;

  • Развивающая: способствовать повышению информационной культуры обучающихся, интереса к предмету; содействовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, памяти обучающихся;

  • Воспитывающая: способствовать формированию самостоятельности при решении задач; способствовать сплочению коллектива, формированию уважительного отношения друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

  1. Личностные УУД:

    1. способствовать развитию фантазии, воображения при выполнении учебных действий;

    2. способствовать формированию желания выполнять учебные действия.

  2. Познавательные УУД:

    1. логические действия и операции;

    2. создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

    3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  3. Коммуникативные УУД:

    1. формулировать собственное мнение и позицию;

    2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной.

  4. Регулятивные УУД:

    1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Оборудование, необходимое для проведения урока: персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение, необходимое для проведения урока: презентация «Построение таблиц истинности для логических выражений».



План урока

Этап

Время, отводимое на данный этап урока

  1. Организационный момент

5 мин

  1. Объяснение нового знания

25 мин

  1. Первичное закрепление

10 мин

  1. Подведение итогов. Рефлексия

3 мин

  1. Домашнее задание.

2 мин




Содержательно-деятельностный блок

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой системы программирования и прикладное программное обеспечение.

  1. Актуализация знаний

Примеры записаны на доске:

      1. Для логических выражений сформулируйте составные высказывания на обычном языке:

А) (Y1 и YYY4) (Ответ: число Y принадлежит промежутку (1,3) и (4,8))

Б) (X=Y) и (X=Z). (Ответ: числа X, Y и Z равны между собой)

2) Приведите примеры составных высказываний из школьных предметов и запишите их с помощью логических операций: литература, биология, география, история.

Какие логические связки вы использовали? (Инверсия, дизъюнкция и конъюнкция)

Мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

Давайте вспомним основные определения и понятия:




Обучающиеся формулируют высказывания на обычном языке и отвечают на вопросы.


А) (Y1 и YYY4) (Ответ: число Y принадлежит промежутку (1,3) и (4,8))

Б) (X=Y) и (X=Z). (Ответ: числа X, Y и Z равны между собой)

Ученики отвечают на вопрос:

Какие логические связки вы использовали? (Инверсия, дизъюнкция и конъюнкция).




  1. Объяснение нового знания

Из составного высказывания составьте формулу, заменяя простые высказывания переменными.

Задача: В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, так как в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.

Решение: Формализуем данное сложное высказывание:

К – это сделал Коля; С – это сделал Саша.

Форма высказывания:

На прошлом уроке мы находили значение составного высказы­вания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, что можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или лож­ность логического выражения при всех возможных комбинациях исходных значе­ний простых высказываний (логических переменных) и, что можно определить значения исходных логических переменных, зная какой нам нужен результат.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Как построить таблицу истинности?»

Мы уже несколько уроков подряд используем понятие “таблица истинности”? так что же такое таблица истинности?

Таблица истинности – это таблица, истинность сложного высказывания при всевозможных значениях входящих переменных.

Еще раз рассмотрим наш пример

и построим таблицу истинности для этого составного высказывания

При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем

  1. Необходимо определить количество строк в таблице истинности.

  • количество строк = 2n,  где n – количество логических переменных

  1. Необходимо определить количество столбцов в таблице истинности.

  • количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций.

  • Необходимо построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов (¬, &, V);

  1. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений

  2. Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.



Ученики решают задачу вместе с учителем.

Решение: Формализуем данное сложное высказывание:

К – это сделал Коля; С – это сделал Саша.

Форма высказывания:























Обучающиеся стараются ответить на вопрос поставленный учителем используя ранее полученные знания.



Обучающиеся записывают определение в тетрадь.





Вместе с учителем рассматривают пример. Записывают этапы построения таблицы и следуя им составляют таблицу.

4. Первичное закрепление

    • разбор примера.

    • практические упражнения.

    • задания для самостоятельной работы.

Построить таблицы истинности для таких составных высказываний:

А)


Б)


В)



Обучаемые с помощью учителя строят таблицы истинности для высказываний:

А).




А

В

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0























Б).




А

В

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

























В)




А

В

С

0

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1


5.Подведение итогов. Рефлексия.

Заготовленные карточки учащимся, в которой надо провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.








На этом уроке мы закрепили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных высказываний, не вникая в смысл самого высказывания.

Вы очень хорошо поработали сегодня.


Сегодня за работу на уроке оценку 3 получили… , 4 получили…, 5 получили…



Ученики решают задание с карточки:

Заполните таблицу истинности:


Ответ:




AА

BВ

CС


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 








AА

BВ

CС


00 

00 

00 

1

 

 0

 1

0

00 

00

11 

0

 

 0

 0

1

00 

11 

00 

1

 

 0

 1

0

00 

11

11

0

 

 0

 0

1

11

00 

00 

1

 

 0

 1

0

11

00 

11 

0

 

 0

 0

1

11

11 

00 

1

 

 1

 1

0

11

11 

11 

0

 

 1

 1

0


После ученики сравниваются с ответом. Рассматривают ошибки (если таковые есть) и оценивают свою работу. Рассказывают, чему научились, что понравилось или не понравилось. Что понятно или не понятно.


6. Домашнее задание.


Всем спасибо! Урок окончен. До свидания!

Д/З не задается, так как урок спаренный, дети приходят через урок и продолжаем изучать тему «Основы логики и логические основы компьютера».

Всем спасибо! Урок окончен. До свидания!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!