Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
«Качество мышления –
основной ресурс успешности»
«В способности думать заключена основа человеческой деятельности»
Э. де Боно
Эдвард де Боно
Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа.
Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира.
Эдвард де Боно
На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.
Эдвард де Боно
В сентябре 1996 года в Мельбурне начал свою работу "Институт де Боно" - всемирный центр нового мышления. Фонд Адрюса пожертвовал на это 8,5 миллионов долларов.
Что такое «Шесть шляп мышления»?
Это - 6 различных режимов, рамками которых человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту, бизнесе или педагогической деятельности, чтобы направить её развитие в лучшую сторону.
Концепция «Шести шляп»
Это - простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем.
Боно разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным.
Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективнее использовать шляпы мышления.
Концепции Эдварда де Боно применяются крупнейшими корпорациями мира. «Шесть шляп мышления» ясно иллюстрирует, почему они сочли важным применить эти идеи в своих техниках менеджмента
Концепция «Шести шляп»
Э.Боно считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить.
В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латерального). При традиционном мышлении мы полемизируем, дискутируем….
Концепция «Шести шляп»
Что понимается под параллельным мышлением?
Это боковое, латеральное, конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации?
Эмоции (часто мы склонны опираться на чутье, эмоции ,предрассудки).
Беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать).
Путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу)
Почему «Шесть шляп»?
Во-первых , каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных,
поэтому , меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;
Во-вторых , шляпу очень легко надеть и снять,
поэтом у надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций;
В-третьих , «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.
- Главное : метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов , каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Белая шляпа
Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
Красная шляпа
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
Чёрная шляпа
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
Жёлтая шляпа
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы .
Зелёная шляпа
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
Синяя шляпа
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Шляпа предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. Использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.
Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у обучаемых:
- творческое мышление
- критическое мышление
- толерантность
Варианты мышления
- 1) Красная шляпа: посочувствуй
- 2) Белая шляпа: выясни конкретные факты
- 3) Черная шляпа : учти все риски
- 4) Желтая шляпа : найди возможности в сложившейся ситуации
- 5) Зеленая шляпа : проведи мозговой штурм и найди множество решений
- 6) Синяя шляпа : переключись