Технологии непрерывного образования
Правовыми основами функционирования и развития дошкольного и начального образования в России являются :
· Международная Конвенция о правах ребёнка;
· Конституция Российской Федерации;
· Закон РФ «Об образовании».
Для концепции непрерывного образования особенно важны следующие положения этих документов:
· консультационное право каждого ребёнка как члена общества на охрану жизни и здоровья;
· получение образования, гуманистического по своему характеру;
· бережное отношение к индивидуальности каждого ребёнка;
· адаптивность системы образования к особенностям развития и воспитания обучающихся.
Всероссийское совещание обращает внимание на следующее:
1. В практике работы с детьми дошкольного возраста появилась тенденция дублирования содержания, форм и методов школьного обучения, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и развитии познавательных способностей детей.
2. В ряде общеобразовательных учреждений неправильно понимается назначение собеседований с детьми при приёме в школу. В процессе собеседования часто определяется сформированность у ребёнка узкопредметных навыков (например: «читает - не читает), а не выявляются психологическая, эмоциональная, нравственно-волевая готовность ребёнка к школе. Собеседование превращается в экзамен, на основании которого ребёнка зачисляют в школу, что является грубым нарушением п.1 ст.16 Закона РФ «Об образовании» в частности обеспечения и приёма в общеобразовательные учреждения всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Всероссийское совещание рекомендует:
Рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Реализация преемственности между этими звеньями образования должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учётом:
· сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребёнка; готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования);
· опоры на уровень достижений дошкольного детства; сформированности умений учиться как фундаментального новообразования; освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени образования).
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Одним из существенных результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой - в дошкольном, учебной - в младшем школьном) как важнейшего фактора психического и личностного развития ребёнка и болезненной адаптации к последующей ступени образования.
Необходимо исключить практику приёма в школу, противоречащую интересам ребёнка, нарушающую его конституционные права. Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения.
Модернизация образования внесла свои серьёзные изменения в системе дошкольного и начального образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования.
Вместе с тем происходящие в системе образования изменения показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной программы обучения и её адекватной реализации. Кроме того, вариативность привнесла в дошкольное образование неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу- многопредметность, что привело к снижению качества образования и перегрузки детей. Серьёзной причиной негативных последствий введения вариативности следует признать отсутствие утверждённых на государственном уровне стандартов образования, что существенно препятствует установлению преемственности в системе образования.
Целью подготовки к школе должно быть формулирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:
· любознательности,
· инициативности.
· самостоятельности,
· творческого воображения, произвольности.
Серьёзной проблемой является игнорирование создателями программ и учебников закономерностей психического развития ребёнка, разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Так, в дошкольных образовательных учреждениях распространена негативная практика недооценки игровой деятельности и излишнее увлечение различными «школьными» формами и технологиями обучения:
· проводятся фронтальные занятия по отдельным предметам,
осуществляется систематический контроль за усвоением знаний и умений.
Эти проблемы усугубляются тем, что явное недостаточное внимание уделяется физическому развитию детей, охране и укреплению их здоровья.
Полноценная, социально-направленная и регулируемая государством реализация положений правовых документов возможна только при обеспечении непрерывности всех ступеней образования.
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов методической системы ( целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения ) на всех ступенях образования, что обеспечивает поступательное развитие ребёнка.
Идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется. Отсутствие единых концептуальных подходов к постановке целей и задач образования на каждой его ступени - построению преемственности и определению их перспектив, затрудняет ориентацию на поступательность развития от предыдущей ступени образования к последующей.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:
на дошкольной ступени - охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей; развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе;
на ступени начальной школы - физическая культура ребёнка; его познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям; · освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром; сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.
Принцип преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе. Реализует положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка (социально- эмоционального, художественно- эстетического и др.).
Вместе с тем ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала и др. Поэтому очень важно уже в дошкольные годы развить у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Однако это не означает что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.
Определение понятия преемственности.
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания.(Философский словарь.-М.,1975.С.327.)
Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперёд ни в бытии, ни в познании.(Философский словарь.-М.,1975.С.327).
Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
ВЫВОД: есть необходимость обогатить понятие преемственность новыми содержательными компонентами:
1. эмоциональный компонент - учёт специфики эмоциональной сферы личности ребёнка, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций;
2. деятельностный компонент - обеспечение связей ведущий деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода;
3. содержательный компонент - правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе;
4. коммуникативный компонент - учёт особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения.
Обновлённая школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению.