СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии непрерывного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

концепции развития непрерывного образования

Просмотр содержимого документа
«Технологии непрерывного образования»




Технологии непрерывного образования



Правовыми основами функционирования и развития дошкольного и начального образования в России являются :

· Международная Конвенция о правах ребёнка;

· Конституция Российской Федерации;

· Закон РФ «Об образовании».

Для концепции непрерывного образования особенно важны следующие положения этих документов:

· консультационное право каждого ребёнка как члена общества на охрану жизни и здоровья;

· получение образования, гуманистического по своему характеру;

· бережное отношение к индивидуальности каждого ребёнка;

· адаптивность системы образования к особенностям развития и воспитания обучающихся.

Всероссийское совещание обращает внимание на следующее:

1. В практике работы с детьми дошкольного возраста появилась тенденция дублирования содержания, форм и методов школьного обучения, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и развитии познавательных способностей детей.

2. В ряде общеобразовательных учреждений неправильно понимается назначение собеседований с детьми при приёме в школу. В процессе собеседования часто определяется сформированность у ребёнка узкопредметных навыков (например: «читает - не читает), а не выявляются психологическая, эмоциональная, нравственно-волевая готовность ребёнка к школе. Собеседование превращается в экзамен, на основании которого ребёнка зачисляют в школу, что является грубым нарушением п.1 ст.16 Закона РФ «Об образовании» в частности обеспечения и приёма в общеобразовательные учреждения всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Всероссийское совещание рекомендует:

Рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Реализация преемственности между этими звеньями образования должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учётом:

· сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребёнка; готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования);

· опоры на уровень достижений дошкольного детства; сформированности умений учиться как фундаментального новообразования; освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени образования).

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Одним из существенных результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой - в дошкольном, учебной - в младшем школьном) как важнейшего фактора психического и личностного развития ребёнка и болезненной адаптации к последующей ступени образования.

Необходимо исключить практику приёма в школу, противоречащую интересам ребёнка, нарушающую его конституционные права. Любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения.

Модернизация образования внесла свои серьёзные изменения в системе дошкольного и начального образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования.

Вместе с тем происходящие в системе образования изменения показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной программы обучения и её адекватной реализации. Кроме того, вариативность привнесла в дошкольное образование неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу- многопредметность, что привело к снижению качества образования и перегрузки детей. Серьёзной причиной негативных последствий введения вариативности следует признать отсутствие утверждённых на государственном уровне стандартов образования, что существенно препятствует установлению преемственности в системе образования.

Целью подготовки к школе должно быть формулирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:

· любознательности,

· инициативности.

· самостоятельности,

· творческого воображения, произвольности.

Серьёзной проблемой является игнорирование создателями программ и учебников закономерностей психического развития ребёнка, разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Так, в дошкольных образовательных учреждениях распространена негативная практика недооценки игровой деятельности и излишнее увлечение различными «школьными» формами и технологиями обучения:

· проводятся фронтальные занятия по отдельным предметам,

осуществляется систематический контроль за усвоением знаний и умений.

Эти проблемы усугубляются тем, что явное недостаточное внимание уделяется физическому развитию детей, охране и укреплению их здоровья.

Полноценная, социально-направленная и регулируемая государством реализация положений правовых документов возможна только при обеспечении непрерывности всех ступеней образования.

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов методической системы ( целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения ) на всех ступенях образования, что обеспечивает поступательное развитие ребёнка.

Идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется. Отсутствие единых концептуальных подходов к постановке целей и задач образования на каждой его ступени - построению преемственности и определению их перспектив, затрудняет ориентацию на поступательность развития от предыдущей ступени образования к последующей.

Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

на дошкольной ступени - охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей; развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе;

на ступени начальной школы - физическая культура ребёнка; его познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям; · освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром; сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.

Принцип преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе. Реализует положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка (социально- эмоционального, художественно- эстетического и др.).

Вместе с тем ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала и др. Поэтому очень важно уже в дошкольные годы развить у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Однако это не означает что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.

Определение понятия преемственности.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания.(Философский словарь.-М.,1975.С.327.)

Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперёд ни в бытии, ни в познании.(Философский словарь.-М.,1975.С.327).

Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.



ВЫВОД: есть необходимость обогатить понятие преемственность новыми содержательными компонентами:

1. эмоциональный компонент - учёт специфики эмоциональной сферы личности ребёнка, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций;

2. деятельностный компонент - обеспечение связей ведущий деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода;

3. содержательный компонент - правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе;

4. коммуникативный компонент - учёт особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения.

Обновлённая школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению.