«Технологии оценивания в рамках формирующего обучения»
выполнила
Рагель Татьяна Сергеевна, учитель иностранного языка ГБОУ гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения.
Требования к системе оценивания ФГОС
Оценивание
Постоянный процесс
Самооценка
Четкие критерии
Заранее известны участникам образовательного процесса
Могут вырабатываться учителем совместно с учениками
Виды оценивания
- Диагностическое
- Текущее
- Тематическое
- Критериальное
Технология формирующего оценивания
Шаг 1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам
Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся
Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся
Технология формирующего оценивания
Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке
Шаг 5. Оценивать деятельность учащихся по критериям
Шаг 6. Осуществлять обратную связь : УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, УЧЕНИК-УЧЕНИК, УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ для формирующего оценивания обратной связи
Технология формирующего оценивания
Шаг 7. При оценивании сравнить данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений
Шаг 8. Определить место учащегося на пути достижения цели
Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут учащегося
Критерии оценивания учебных достижений учащихся Для более объективной оценки достижений учащихся можно предложить многобалльную шкалу – в частности десятибалльную. Начинать удобно с нуля, чтобы любая отметка записывалась одной цифрой. Соответствие традиционно (в ряде случаев интуитивно) используемой пятибалльной шкалы с «плюсами и минусами» и предлагаемой десятибалльной шкалы выглядит следующим образом.
Мотивационное и пропедевтическое значение курса приводит к тому, что в реальной практике отметки «3» и ниже по обеим шкалам, фактически, должны отсутствовать. «Отрицательной» отметкой может фиксироваться лишь невыполнение работы. Ученику должна быть предоставлена возможность улучшения своего результата на разных этапах вплоть до момента выставления итоговой отметки за четверть (или при завершении большой темы курса).
Виды диагностики достижений учащихся
- Виды осуществления диагностики результатов обучения курсу естествознания можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:
- устные ответы учащихся;
- письменные работы;
- практические задания.
- Устные ответы учащихся – это:
- рассказ о выполнении домашних заданий;
- участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;
- выступление на конференции;
- рецензирование ответов и работ других учащихся.
- Письменные работы – это:
- записи в лабораторном журнале;
- отчеты о выполнении домашних заданий;
- самостоятельные и контрольные работы;
- тестирование;
- рецензирование ответов и работ других учащихся.
- Практические задания – это:
- изготовление приборов;
- подготовка стендовых докладов;
- подготовка презентаций;
- подготовка рисунков «от руки»;
- подготовка рисунков на компьютере;
- создание фото и видеоматериалов.
- Особое место занимает такая форма предъявления достижений учащихся, как проектная работа , сочетающая элементы выполнения письменных и практических заданий и отражающая наиболее системно ученические успехи. Проектная работа – это индивидуальные и групповые проекты.
Рефлексия достижений как неотъемлемый компонент обучения
- Реализация рефлексии представляет собой организацию на итоговых этапах практически каждого занятия и в обязательном порядке на итоговых занятиях обсуждения следующих вопросов:
- «самое удачное в работе», «самое неудачное в работе»;
- «пожелания учителю-организатору и консультантам» (если работа была большая, и в ней участвовало несколько учителей);
- «пожелания себе»;
- «пожелания товарищам по классу»;
- «самое трудное в работе»;
- «самое интересное»;
- «чему я научился в процессе работы»;
- «что понравилось», «что не понравилось».
Формы оценивания достижений учащихся
- Дискуссия
- Наблюдение
- Анализ
- Проверка понимания материала
- Рефлексия
- Портфолио
- Метод проектов
- Система рейтинга
«Правильная» обратная связь (карта для учителя)
Неудачная обратная связь
Что непонятно?
Как улучшить обратную связь
Как это сделать? Куда развить?
Попробуй развить свою мысль
Как, по-твоему, изменится результат, если….?
Что ты мог бы сделать по-другому, чтобы эта работа стала лучше?
Ты должен больше стараться
Что это значит? Что я делаю не так?
Ты очень хорошо отвечал
Хорошая работа: ты привел хороший пример, опирался на факты, проверил много разных источников.
Что именно я делал хорошо?
Как ты думаешь, в чем за последний месяц улучшились твои результаты? Благодаря чему это произошло?
Что значит хороший? Чем я прогрессировал? С какого момента?
Молодец! Хороший прогресс!
Я проверил твою работу и указал на ошибки
И что мне с ними делать? Посмотреть и пойти дальше?
В твоей работе есть такие-то ошибки. Как ты думаешь, почему они возникли? Что нужно сделать, чтобы больше такие ошибки не допускать?
Приёмы оценивания образовательных достижений у учащихся начальной школы
2) Графики
3) Рисунки
4) Символы
5) Личный дневник школьника
6) Таблицы
7) Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения
Портфолио -способ фиксации динамики достижений учащихся
Портфолио – портфель индивидуальных достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки. Портфолио ученика может выступать средством образовательного рейтинга ученика и позволяет:
1) Проследить индивидуальный прогресс учащегося в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. 2) Оценить образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
Портфолио учащегося это:
коллекция работ учащегося, демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Портфолио -способ фиксации динамики достижений учащихся
С помощью портфолио можно конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет моделирующую функцию, «отражая динамику развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося».
Технология портфолио предполагает освоение учащимися:
различных способов деятельности, выводящих их на конкретный продукт;
техник рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования;
методов, позволяющих генерировать личные смыслы и отношения, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию.
Портфолио учащегося – это постоянно пополняемый архив учебных и творческих работ ученика в течение учебного года во время всего обучения. Портфолио может состоять из четырех разделов:
«Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения».
Алгоритм самооценки в начальной школе
Алгоритм самооценки в первом классе
Алгоритм самооценки во 2-4 классах
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
- Как мы различаем отметки и оценки?
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
- Какую себе поставишь отметку?
Листы индивидуальных достижений
Листы индивидуальных достижений
Лист самооценивания навыков сотрудничества
Фамилия, имя________________________________
Отметь галочкой то утверждение, которое считаешь верным
Работая в группе ….
Я выслушивал мнения своих товарищей
Всегда
Я высказывал свою точку зрения
Иногда
Никогда
Я был полезен группе
Я с удовольствием работал в группе
Листы индивидуальных достижений
Самодиагностика учебных умений
Фамилия, имя________________________________
Утверждения
Очень уверенно
Я могу решить задачу на нахождение остатка
Я могу построить схему к задаче данного вида
Уверенно
Я смогу сам (а) придумать задачу на нахождение остатка
Неуверенно
Листы индивидуальных достижений
Самодиагностика работы с партнером
Работа в парах (какие бывают предложения)
Фамилия, имя________________________________
Фамилия, имя партнера________________________
утверждение
верно
Предложения, в которых мы о чем-то сообщаем, называются вопросительными?
неверно
обоснование
Предложения, в которых мы побуждаем что-то сделать (просим, советуем, требуем) называются побудительными
Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, восклицательные и вопросительные
Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные
В конце повествовательного вопросительного предложения нужно всегда ставить точку
Листы индивидуальных достижений
Листы индивидуальных достижений
Приёмы оценивания образовательных достижений у учащихся начальной школы
1) Словесные приемы
- а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
- – Что ты узнал на уроке?
- – Чему научился?
- – За что можешь похвалить себя?
- – Над чем еще надо поработать?
- – Какие задания вызвали интерес?
- – Какие задания оказались трудными?
- – Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
- б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:
- «Сегодня на уроке я…»
- «Мне удалось…»
- «Я могу похвалить…»
- «Я недостаточно…»
- «Я старался…»
«Карточка сомнений»
- + — «Я понял все»;
- - — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
- ? – «Не понял».
- На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
- V – «Уже знал это»
- + — «Новое знание»
- ? – «Не понял, есть вопросы»
- 0 – «Думал по-другому».
«Волшебные линеечки»
- «Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются интересной, необидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ученику измерительный прибор. С помощью этих линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- - позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
- Вот как можно оценить письменную работу
«Светофор»
Применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.
«Говорящие рисунки»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Технологии формирующего оценивания
Спасибо за внимание!
Список литературы
- Веселова Е.В. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/8125-sovremennye-formy-i-metody-otsenivaniya-obrazovatelnykh-rezultatov-shkolnikov-2.html
- Д.Д. Данилов Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Ильина Е.А. Критериальное оценивание. http://festival.1september.ru/articles/588262/
- Линёва Т.Н. Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса. https://infourok.ru/tehnologiya-ocenivaniya-obrazovatelnih-dostizheniy-uchaschihsya-kak-sredstvo-optimizacii-uchebnogo-processa-970968.html
- Оценивание деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей. yar-pk.edu.yar.ru/oid/oid/2.doc
- Польшинская В.У. Мастер-класс по теме: «Контрольно оценочные действия как важнейший компонент в рамках реализации ФГОС. Технологии оценивания образовательных достижений»» https :// kopilkaurokov . ru / nachalniyeKlassi / meropriyatia / tiekhnologhii - otsienivaniia - obrazovatiel - nykh - dostizhienii
- Филимонова Л.Н. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы http://practice.vspu.ru/477
- Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b0249f9-5dfe-4557-9e08-213d30ba8e18/Evaluation.html
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b0249f9-5dfe-4557-9e08-213d30ba8e18/Evaluation.html