Технологии развития критического мышления на уроках русской литературы в классах с казахским языком обучения
Тукушева Зауреш Амангельдиновна
Учитель русского языка и литературы
Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане [1, с. 154]. Действительно, поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.
На это направлена и Программа курсов повышения квалификации первого (продвинутого) уровня, которые я прошла в 2014 году. Ожидаемым результатом данной Программы является «сформированность у учеников навыков тому, как обучаться, и становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением…» [4, с. 110].
Поэтому, пройдя уровневые курсы повышения квалификации, в своей педагогической деятельности особое внимание уделяю применению технологий развития критического мышления (ТРКМ), которые решают следующие задачи: научить детей думать, рассуждать, сопоставлять, критически мыслить.
Точное определение термина «критическое мышление» дать сложно: слишком много различных параметров — умений, видов деятельности, ценностей — он в себя включает. Не случайно один из модулей Программы уровневых курсов, предназначенный для профессионального развития учителей в Казахстане, рассматривает пути адаптации сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей.
Я попытаюсь представить свой опыт работы в свете идей модуля «Обучение критическому мышлению».
Для достижения целей обучения, в первую очередь, каждому критически мыслящему педагогу необходимо, проанализировав собственный педагогический опыт, выявить проблемы в конкретном классе.
В классе, который был выбран мною для примера, проблемы эти связаны с уровнем развития критического мышления учеников, а также с коммуникативными навыками. Действительно, учитывая, что русский язык для учащихся классов с казахским языком обучения является неродным, знаю, они испытывают трудности в выражении своих мыслей, умении анализировать, делать выводы.
Какие стратегии обучения необходимо применять, чтобы развивать критическое мышление учащихся на уроках русской литературы?
Хотелось бы поделиться опытом применения наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов ТРКМ, которые апробировала на своих уроках, и в результате которых происходит «осмысление, оценка, анализ и синтез информации, полученной на основе наблюдения, опыта, размышления или рассуждения» [4, с. 150].
На уроке «Литературное чтение» в 6 классе по теме «Н.Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», для развития критического мышления учащихся использую визуальные организаторы мышления, такие как: «Ассоциограмма», «Кластер» и даже «Мозговой штурм» можно организовать таким образом, что учащиеся сначала склеивают мозаичный рисунок по группам, а затем вспоминают и записывают названия произведений, героями которых были те или иные птицы.
Одна из идей модуля «Обучение критическому мышлению» заключается в том, что «Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания» [4, с. 154]. Данную идею модуля реализую, например, на этапе осмысления и понимания темы данного урока. Учащимся в группах предлагаю, отвечая на вопросы высокого порядка, представить на постерах ответы на эти вопросы. При этом учащиеся решают сами, какую выбирать форму представления: рисунок, схема, таблица.
Применение такого задания дает возможность развивать критическое мышление школьников, так как ученики находят ключевые слова, выявляют основные черты характера героя, анализируют уже имеющий набор знаний и пробуют перенести его в новую ситуацию. Т.е. для приобретения доказательств, критически мыслящий ученик развивает такие навыки, как наблюдение, анализ, вывод и интерпретация. Все эти процессы наблюдаются при работе учащихся с заданием и его защите. При демонстрации постеров, учащиеся высказывают свои точки зрения, дают пояснения. Ответы ребят подтверждали осознанность, понимание ими содержания, идеи произведения. Доказательством служит пример: на провокационный вопрос учителя «Почему вы изобразили на лице Мазая улыбку?», один из учеников объяснил, что «дед Мазай спас много зайчат, поэтому у него хорошее настроение и он улыбается».
На продвинутом уровне критическое мышление включает: сбор релевантной информации; оценку и критический анализ доказательств; обоснованные выводы и обобщения; пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.
Приведу пример того, как реализовывала данную идею на уроке по теме «И.Тургенев. Рассказ «Перепелка». На этапе реализации, помимо приема критического мышления «Дневник двойной записи», использую прием «Чтение с остановками», которые направлены на сбор учащимися релевантной информации, поиск подтверждения своим предположениям, осмысление произведения. Все учащиеся с интересом включаются в групповую работу по листам, с вопросами открытого и закрытого типа, т.к. им легче обучаться в диалоге с другими, более знающими. При чтении рассказа по частям они выделяют основные моменты текста, заранее просматривая ответы на вопросы. Как учитель, наблюдаю за обсуждением в классе. При возникновении трудностей в понимании детьми некоторых моментов сначала корректирую сам вопрос или задание в более упрощенную формулировку, перенаправляю данный вопрос другим ученикам. Таким образом, стимулирую развитие критического мышления учеников, содействую углублению и концентрации мышления и действий посредством разговора и размышлений.
При организации словарной работы возможно применение приема РКМ «Тонкие и толстые вопросы»: учащиеся, прочитав текст, составляют к нему по два «тонких» и «толстых» вопроса при помощи шаблонов. Затем группы выбирают наиболее интересный вопрос и отвечают на него. Этот прием РКМ способствует развитию у учащихся умения управлять информацией, придумывать качественные вопросы, тем самым демонстрируя понимание прочитанного текста. Для себя отметила, что ребята называли интересными те вопросы, которые являются «толстыми», т.е. требующими развернутые ответы: Группа №1: Для чего нужна особая окраска для перепелок? Почему перепелок надо беречь? Группа № 2:В чём различие перепёлок от других птиц? Почему перепёлка строит гнездо на земле?
Таким образом, учащиеся попытались, как критически мыслящие ученики, активно воспринимать информацию, задавать уместные вопросы.
В структуру своих уроков включаю приемы РКМ, которые направлены на развитие таких умений как: сравнивать и различать характерные черты героев произведений, анализировать, оценивать их эмоциональное состояние. Например, «Диаграмма Венна», «РАФТ», «Стоп-кадр». Прием развития критического мышления «РАФТ» формирует ряд умений и навыков учащихся: готовность к импровизации; свободное взаимодействие; анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;учит разбираться в художественных средствах.
На уроке по рассказу И.Тургенева «Перепелка» предложила задание, которое дает учащимся возможность проявить творческие способности. Группы получили конверты с ролями и темами: №1- роль перепелки, тема «Берегите птиц!», №2- роль мальчика, тема «Охота – плохое занятие!». Через некоторое время от каждой группы с монологом выступили спикеры, в своей речи они приводили доказательства, поддерживающие их точку зрения. От 2-ой группы выступили два ученика, которые сначала показали мини-сценку, изображая охотника, подстрелившего птицу, а затем обратились к аудитории по заданной теме («Друзья! Я в детстве любил охоту, но потом понял - это плохое занятие, потому что мы убиваем птиц и животных»). Таким образом, дети проявили творческий подход к заданию, саморегуляцию, т.е. осмысливают свое обучение, что необходимо «для становления таких детей успешными учениками».
Необходимо отметить очень важный момент, что применение вышеуказанных приемов ТРКМ осуществляется в соответствии с определенными моделями взаимодействия - аргументация и диалог. Результаты научных исследований также показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) утверждают, что «диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» [3, с. 244], т.е. посредством диалога формируется познавательная активность учащихся, осуществляется развитие умения выражать свое понимание темы, осознание того, что у людей могут быть разные идеи и т.д.
Действительно, после того, как учащиеся начинают работать с визуальными или устными источниками, они получают возможность путем вовлечения в обсуждение, в диалог практиковать навыки аргументирования, защиты своей точки зрения. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Приведу пример реализации данного тезиса.
На урокепо теме «Ю.Сотник. Рассказ «Как меня спасали» для актуализации имеющихся знаний, выявления «отправных точек» необходимых для «открытия нового знания», учащимся был продемонстрирован флипчарт, на котором был изображен лёд. Затем задаю вопрос «А лед, он враг или друг?» и предлагаю в зависимости от их точки зрения выбрать один из соответствующих стульев с надписью. Данный прием позволяет вовлечь учащихся в диспут, когда ученики конкурируют и не желают принимать точку зрения другого человека. При этом состоявшаяся совместная беседа учеников принесла большую пользу, т.к. она «позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи; содействует аргументированию учениками своих идей» [4, с. 145].
Действительно, когда каждый из учеников встал за один из стульев, то увидел, что есть разные точки зрения, и каждый имеет право ее высказать, а затем и объяснить, почему выбрал эту позицию, т.е. аргументировать свое мнение. Мне этот прием помог понять, на какой стадии находятся мои ученики в процессе обучения: ученики смело высказывают свою точку зрения, приводят доказательства, актуализируют свои знания. Примером этого служат фразы учеников: «Лед- друг, потому что на нем можно кататься на коньках, играться»; «Лед-друг, потому что, если у нас синяк, то можно приложить к нему лед, боль быстро пройдет. Можно положить лед в напиток и охладить его»; «Лед-враг, потому что он тает на реке весной, а ребята могут утонуть» и т.п.
В заключение хочется отметить, что использованные приемы и методы ТРКМ на уроках русской литературы позволили мне достигнуть качественной деятельности обучающихся. На занятиях ученики через осмысление содержания произведений развивали навыки критического мышления, а именно: они сравнивали факты и явления, анализировали, делали выводы, оценивали поступки героев, аргументировали свою точку зрения. Таким образом, создавая условия для развития критического мышления, педагог способствует тому, чтобы каждый ученик был вовлечен в активный познавательный процесс, имел возможность работать совместно в сотрудничестве, проявляя при этом коммуникативные умения, научился анализировать свою деятельность.
Изучая и применяя приемы ТРКМ, я научилась создавать в классе атмосферу открытого и ответственного сотрудничества; использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; грамотно анализировать свою деятельность; более критично подходить к своему преподаванию и постепенно совершенствовать и развивать свои педагогические навыки.