И. В. Ануфриева
МБОУ «СОШ № 11»,
г. Киселевск,
Кемеровская обл.
I.V.Anufrieva
MBOU "secondary school № 11",
Kiselevsk,
Kemerovo region
E-mail: [email protected]
«Технология анализа художественного текста младшими школьниками на уроках литературного чтения»
"Technology analysis of literary text"
Аннотация: в данной статье рассматривается анализ художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах. В качестве одного из эффективных средств работы с детьми младшего школьного возраста предлагается технология литхаус.
Abstract: this article discusses the analysis of the art text at lessons of literary reading in primary school. As one of the effective means of work with children of primary school age are invited technology lithous.
Ключевые слова: литературное чтение, анализ художественного текста, младший школьный возраст, технология, литхаус.
Keywords: literary reading, literary text analysis, younger school age, the technology, the literary house.
В условиях современной школы перед учеником стоит первостепенная задача: овладеть основной компетенцией - «научиться учиться». А это значит, учителю начальных классов необходимо по завершении курса начального обучения сформировать универсальные учебные действия.[5] Это умение позволит школьнику овладеть всеми компонентами учебной деятельности: ориентироваться в общем потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, выделять главное и отсекать неактуальное, а при необходимости и осуществлять поиск недостающей информации. Эти задачи целиком и полностью учитель может решать на уроках литературного чтения.
Не всегда уроки литературного чтения являются любимыми уроками для большинства школьников. Это, в первую очередь, обусловлено отсутствием сформированности навыка структурирования прочитанного текста, что не позволяет отчетливо уяснить идейное содержание и художественные детали произведения.
Обучить детей этим навыкам, а в результате чего научить младших школьников читать литературные произведения осмысленно и с интересом – цель, которая становится приоритетной при работе в данном направлении.
При организации такой работы на уроках литературного чтения с учащимися старших классов авторы - составители УМК по предмету кандидат филологических наук Ю.В.Малкова, доцент Т.В.Рыжкова в Тетради по литературе для 7 класса предлагают использовать, например, такую технологию как словесный диафильм. Прием анализа диафильм заключается в составлении серии словесных картинок и титров к ним на изучаемое литературное произведение.[3] Для работы по анализу художественного произведения в начальной школе Г.В. Королева в своей книге Технология эффективного чтения описывает технологию выделения опорных смысловых пунктов. В результате такой работы содержание текста сводится к существенным логическим фрагментам, центральным понятиям в этих фрагментах, составлению единой логической цепи понятий.[1]
При организации работы над литературным произведением с младшего школьного возраста использую разработанную мной технологию анализа литературного произведения, которая носит название «литхаус» (литературный дом).
Обучение работе по анализу текста начинается уже в первом классе на уроках Обучения грамоте. Как только ученик овладел первыми навыками чтения, у него появляется возможность осмысленного восприятия прочитанного, а у учителя уже на данном этапе, может организовать работу на уроке в зоне ближайшего развития каждого ученика с учётом уровня его индивидуального развития и личных интересов.
На первом этапе организации работы представляю детям схематичное изображение шаблона литературного домика, в котором «живет» какое-то литературное произведение. Для начала предлагаю ученикам прочитать Заглавие произведения, с которым они будут знакомиться на уроке.
После чего на крыше этого домика размещается Заглавие произведения, подтверждается, чей это домик.
Анализ произведения начинаем с выдвижения гипотезы (о ком или о чем может рассказываться в тексте), озвучивания ее возможных вариантов. Затем прочитываем текст. Причем, на начальном этапе первичное чтение ведется учителем, далее - хорошо читающими детьми, и «спускаемся» под крышу схемы - домика, определяем и записываем Тему текста, выясняем, насколько верными были наши предположения.
Затем «спускаемся» на этаж ниже и вносим информацию об авторе.(рис.1) После чего ученикам необходимо вспомнить и/или, используя рассказ учителя и/или дополнительную литературу, записать краткую информацию об авторе. Ученики первого, второго классов фиксируют только годы жизни автора. При организации работы с учениками третьего и четвертого классов предлагаю использование технологии уровневой дифференциации. Для этого делю учеников на группы (на начальном этапе деление проходит под контролем учителю, затем младшие школьники по желанию выполняют определенный объем задания). Первая группа, используя информацию, предоставленную учителем, фиксирует годы жизни, эпоху. Вторая группа – выполняет работу первой группы и отмечает основные этапы жизни и творчества писателя. Далее используется информация Содержания учебника и Содержания хрестоматии по литературному чтению, определяется, с какими литературными произведениями этого автора уже знакомы и с какими еще познакомимся. Для формирования информационной грамотности и расширения читательского кругозора, начиная с третьего года обучения, знакомлю школьников с устройством библиотечного аппарата: системой поиска литературы в библиотеке, каталожными карточками. Ведется работа по выработке навыка составления библиографического описания книги под одним автором. После чего предлагаю ученикам составить библиографическое описание книги под одним автором и отыскать ее в библиотеке.
Далее проводится анализ художественных образов, который выявляет главные особенности характера и поступков героев. Работу начинаем с выявления главных героев и героев – помощников. На данном этапе перечитываем произведение, выясняем, кто является героями этого произведения, даем им краткую характеристику: описываем внешность, качества личности, выясняем отношение автора к герою и личное отношение. Учитывая то, что в детской литературе основной образ - это образ-персонаж, то в характеристике героя обращаем внимание и на сюжет произведения, и на взаимоотношения героев. Учитель заостряет внимание учеников на то, что при оценке поступков учитываем причины такого поступка в той или иной ситуации.
Затем проводим стилистический анализ произведения: определяем жанр произведения и используемые в данном тексте изобразительные средства и приемы художественной литературы (сравнение, аллегория, олицетворение, эпитет, юмор, ирония). Задачей этого этапа является определение мыслей и чувств автора, выраженных в образных словах текста.
После чего переходим к анализу развития действия. В первые два - три года обучения анализ организуется по фактическому (событийному) уровню, на четвертом - (по возможности и на третьем году обучения) можно проводить анализ и по идейному (подводить к подтексту) уровню. В анализе рассматриваем сюжет (возможно использование приема словесного рисования), композицию: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.[4] На начальном этапе обучения анализу развития действия записи в схему «литхаус» не ведутся, вся информация обсуждается, анализируется, выводы делаются только в устной форме (1-2 класс). На третий и четвертый год обучения для формирования навыков написания письменного сочинения возможна запись основных аспектов данного анализа.
В конечном итоге школьники делают вывод о смысловой нагрузке текста: «Чему учит этот текст? Какова главная мысль текста?».
В результате проделанной работы учащиеся первого и второго классов только определяют, а второго, третьего и четвертого классов записывают Основную мысль произведения. Завершением работы может стать устное или письменное сочинение на тему «Мой вариант развития событий».
Организованный таким образом анализ произведения позволяет ученикам приобрести навык структурирования прочитанного текста, направленного на отчетливое уяснение идейного содержания и художественных деталей произведения. В ходе организованной таким образом познавательной деятельности ученик младшего школьного возраста научится видеть изобразительные средства и осознавать их роль, грамотно характеризовать героев произведения, осмысленно обобщать и делать выводы по прочитанному.
Список литературы
Королева, Г.В. Технология эффективного чтения [Текст] / Г.В. Королева. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 307 с.
Леонтьев А.А. Речевая деятельность. Основы теории речевой деятельности. [Текст] / Под редакцией А.А. Леонтьева. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
Малкова Ю.В., Рыжкова Т.В., Гуйс И.Н. Тетрадь по литературе для 7 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование / Ю.В.Малкова, Т.В. Рыжкова, И.Н.Гуйс: в 2 ч. Ч. 1; под ред. И.Н.Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 80 c.
Шалатонова, Н.П. Развитие речи младших школьников в процессе чтения–анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе. Пособие для учителя [Текст] / Н.П. Шалатонова. - Брянск: БИПКРО–, 2003. - 61 с.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.