Учитель: Мироничева Наталья Леонидовна учитель технологии МБОУ «Раздольненская школа – лицей № 1»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Класс: 8
Дата:
Предмет: Технология. Программы по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
УМК: учебник 8класс О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. Рабочая тетрадь 8 класс.
Тип урока: комбинированный
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ.
Выполнение раскладки выкроек на ткани.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Описание модели. Анализ и чтение чертежа. Подготовка ткани к раскрою; раскладка и обмеловка выкроек; припуски на швы.
ЦЕЛИ УРОКА: усвоение учащимися информации о технологии раскроя плечевого изделия; формирование умений и навыков работы с выкройкой и подготовки ткани к раскрою; научиться производить раскладку и обмеловку выкроек на ткани; придерживаться правил техники безопасной работы и сан. гигиены, организовывать рабочее место закройщика. Совершенствовать навыки чтения чертежа, подготовки ткани к раскрою, раскладки выкроек на ткани, обмеловке и раскрою деталей плечевого изделия.
Дидактические:
Закрепить умения обучающихся читать чертеж плечевого изделия и формулировать требования к изделию.
Закрепить знания обучающихся по теме «Технология изготовления плечевого изделия» и обобщить знания способами работы с выкройкой и тканью.
Образовательные:
Ознакомить учащихся с этапами подготовки выкройки и ткани к раскрою, расположению деталей выкройки на ткани в зависимости от ширины и вида ткани.
Научить рационально расходовать ткань.
Способствовать формированию у обучающихся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
Расширить знания о раскрое симметричных деталей и способствовать развитию пространственного воображения, творческого
мышления, эстетического вкуса;
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету,
Воспитательные:
Способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, точности при выполнении работы, элементам самоконтроля и рациональность при раскладке выкроек на ткани.
Способствовать правильной организации рабочего места и соблюдению правил техники безопасности.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса, уважения к труду и интереса к профессиям швейного производства.
Развивающие:
Развивать комплекс знаний умений и навыков во время раскладки и раскроя швейного изделия (развивать логическое мышление).
Развивать умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
Развитие творчества и фантазии; точности и абстрактного мышления посредством работы с чертежами.
Развитие способности анализировать свою деятельность.
Развивать умения в подготовке ткани к раскрою; закрепить умения экономной раскладки лекал на ткани, выбора величины
припуска на швы;
Методическое оснащение урока:
Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, выкройки в М 1:1 и в М 1:4, инструкционно – технологические карты, линейка, ткань, портновский мел, булавки, шаблоны выкроек М1:4.
Оформление классной доски: Тема урока, новые термины. Выкройка плечевого изделия М 1:1
Методы обучения: познавательные, объяснительно-иллюстративный, демонстрация изучаемых объектов и средств наглядности, частично-поисковый, исследовательский, практический, вводный инструктаж, целевые обходы, инструктажи, работа с печатным материалом.
Формы работы: дифференцированная, групповая, фронтальная.
Приёмы обучения: опрос, демонстрация приёмов работы, использование наглядных пособий, воспроизведение учащимися приемов работ, чтение инструкционных карт.
Оборудование материалы и наглядности: Таблицы изображением настилов ткани и раскладки выкроек; ткань 2 метра 20 см.; М 1:1 шаблоны выкроек; рабочие коробки учащихся; карточки – памятки.
Объект труда: плечевое изделие –блуза или халат.
Межпредметные связи: математика, технология 5-8 кл., биология.
ПЛАН УРОКА:
Этапы урока:
I этап. Организационный этап. (2 мин)
Приветствие, положительный настрой обучающихся на урок.
Проверка наличия учащихся и их готовности к уроку.
Формирование целей и задач урока.
II этап. Проверка домашнего задания и знаний обучающихся о целях и задачах урока. (5 мин)
Проверка выполнения задания по моделированию с учетом представленных эскизов халата или жилета.
Опрос по прошлой теме “Моделирование плечевого изделия ” – постановка проблемы и её решение.
Воспроизведение знаний по теме раскройные работы. Работа по карточкам.
III этап. Подготовка учащихся к усвоению новой темы.
(Актуализация опорных знаний) (2 мин)
Формируются тема и цели урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и настраиваются на индивидуальную и фронтальную работу.
Вопросник:
IV этап. Этап усвоения новых знаний. (16 мин)
Сообщение теоретических сведений. Работа учащихся (фронтальная беседа).
Обобщение ответов. Записи в тетради. Закрепление знаний по раскройным работам:
Работа с технологической картой по подготовке выкройки и ткани к раскрою.
Проводят сравнительную работу, обсуждают результаты работы, готовятся отвечать на поставленные вопросы.
V этап. Практическая работа
Организация исследовательской, самостоятельной деятельностью учащихся по изучению и закреплению материала.(15 мин)
Настрой обучающихся на индивидуальную работу.
Самостоятельная работа учащихся по заданию в масштабе 1:4: Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка шаблонов выкройки на бумаге. Обвести выкройки по контуру шаблона затем с учетом припусков. (использование инструкционных карт).
Самоконтроль: проверка качества выполненных раскладок.
VI этап. Заключительная часть: анализ результатов работы, допущенных отклонений, рефлексия (обучающиеся делают выводы что узнали, чему научились),
оценка работы, д/з и уборка рабочего места.(5 мин)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. (2 мин.)
-приветствие; формирование позитивного настроя на урок,
-проверка наличия и готовности учащихся к уроку;
-цель нашего урока: познакомить вас с этапами подготовки выкройки и ткани к раскрою, расположению деталей выкройки на ткани в зависимости от ширины и вида ткани. Научимся рационально расходовать ткань, научимся аккуратности, внимательности и точности при выполнении работы, элементам самоконтроля.
Способствовать правильной организации рабочего места и соблюдению правил техники безопасности при раскладке и раскрое.
II. Проверка домашнего задания и проверки знаний по цели урока. (8 мин.)
На прошлом уроки мы изучили тему “Моделирование плечевого изделия ”, выполнили практическую работу, подготовили выкройки для своих изделий с учетом эскизов. Теперь давайте вспомним и ответим на вопросы по этой теме.
Работа по карточкам:
-Рисунок будущей модели это (ЭСКИЗ)
-Изменение чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью это ……… (МОДЕЛИРОВАНИЕ)
Виды моделирования бывают -…….. (Художественное и техническое.)
Изменение выкройки моделированием дает возможность ….(Изменить длину изделия, изменить форму выреза горловины, моделирование кокеток, параллельное и коническое расширение низа юбки и рукава.)
Из каких главных деталей состоит плечевое изделие (Детали переда и спинки)
Чем отличаются детали выкроек друг от друга (Формой горловины, нагрудной и плечевой вытачкой, шириной деталей)
III этап. Подготовка учащихся к усвоению новой темы.
(актуализация опорных знаний) (2 мин)
Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях сегодняшнее число и
Тему урока: «Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Раскрой изделия.
Практическая работа: «Подготовка выкройки к раскрою»
Цель практической работы урока – научиться выполнять этапы подготовки ткани к раскрою, расположение деталей выкроек на ткани в зависимости от её ширины и вида; научиться наиболее экономному способу расположения деталей.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Учащиеся ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ –
требования к готовой выкройке, к раскладке (обмеловке) выкроек на ткани, понимать значение формул расчёта плечевого изделия.
Учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ –
организовывать рабочее место для раскроя. Внимательно раскладывать крупные детали, затем мелкие «СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ». Выбирать рациональную раскладку, готовить ткань к раскрою.
-Сегодняшняя тема вам знакома из предыдущих классов. Давайте попробуем вспомнить и ответить на вопросы
-Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?
-Как учитываются дефекты ткани при раскрое?
-Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?
-Какие детали раскладывают в первую очередь?
Ответы учениц:
Выявить дефекты,
определить лицевую и изнаночную сторону ткани,
определить направление долевой нити,
сложить ткань, разложить выкройки, обвести детали.
Отмечают мелом или стежками дефекты, чтобы они не попали на выкройки деталей.
Детали обводят мелом рядом с контуром выкройки – по этой линии будет проходить швы, второй контур на ширину припуска на швы. Основные - крупные
Молодцы!
IV этап. Этап усвоения новых знаний (13 мин.)
Организация исследовательской, самостоятельной деятельностью учащихся.
Изучение нового материала.
вопросник: (приложение1)
Из скольких деталей состоит чертеж основы женского легкого платья?
Какие линии ограничивают сетку чертежа? Название линий и срезов.
По каким линиям соединятся детали изделия на фигуре? (макет лифа).
Чем отличается росток от горловины? Почему?
Почему глубина проймы на детали переда глубже, чем на детали спинки?
Сколько вытачек по линии талии, их назначение?
Скажите назначение плечевой вытачки и нагрудной вытачки?
Назовите на чертеже отрезки: линия талии по спинке и переду.
Линия бокового шва, линия плеча, линия середины переда и спинки?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (эмпирический опыт и знания антропометрического строения фигуры человека).
На макете из картона М 1:1 (1\2 лифа) провожу АНАЛИЗ:
При сравнении деталей выкройки спинки и полочки платья, обращаю внимание на отличительные особенности их по размерам: (ширина детали выкройки переда больше чем спинки) и по форме: (горловина, пройма)

Раскладка выкроек на ткани.
Рассказываю об индивидуальном и массовом пошиве изделий, по каким типовым таблицам ведется массовый раскрой, отличие и особенности индивидуального кроя:
различием в припусках на швы и шириной деталей выкроек,
боковой шов расположен ближе к спинке (что придает изделию более обтекаемую форму)
из-за особенностей телосложения фигур:
1.НОРМАЛЬНО СЛОЖЕННАЯ ФИГУРА ИМЕЕТ:
ДС=ДПТ и ШС=ШГ
2.УСЛОВНО ПЕРЕГИБИСТАЯ ФИГУРА
ДС
3.УСЛОВНО НАКЛОННАЯ ФИГУРА (сутулая )
ДС ДПТ и ШС ШГ
Деталь переда может быть выше или (ниже) детали спинки (по модели)
Отличия проймы и горловины из-за особенностей строения туловища.
Общие точки и особенности соединения рукава с изделием и воротника с горловиной
Названия контурных линий воротника и рукава,
Выясняю: почему и что влияет на изменение их формы (МОДА)
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
На столах учащихся карточки: «ОПИСАНИЕ МОДЕЛЕЙ» (приложение 2)
Задание: По указанному алгоритму устно описать изделие.
1.Для какого времени года изделие?
2.Назначение изделия?
3.Телосложение и возраст (индивидуальный подход)
4.Силуэт изделия.
5.Покрой рукава.
6.Отделка ткани, цвет, рисунок.
7.Направление нити основы.
8.Аксесуары (дополнения).
ПРОВОЖУ УСТНЫЙ ОПРОС по «описанию моделей». Вместе формулируем вывод, почему при раскрое изделия важно работать с эскизом и понимать, что изображено на эскизе.
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Способы промышленного раскроя изделия.
Особенности раскроя во время индивидуального и массового
изготовления швейных изделий.
Правила Т.Б. и сан. Гигиены, организация рабочего места.
ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ЭТО СЛЕДСТВИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАШЕГО (РАБОЧЕГО) ВРЕМЕНИ.
Прежде чем заниматься раскладкой выкроек на ткани необходимо: уметь точно рассчитывать количество ткани, необходимое на ИЗДЕЛИЕ.
ВОПРОСНИК:
Для чего необходимо знать ТОЧНОЕ количество ткани для изделия?
Как вы думаете, почему на платье нужно больше ткани, чем на блузу?
Какую ширину ткани называют «узкой»? (45 - 115 см.) Какие широкими
(120-180 см.)?
*-
4. Ширина ткани измеряется по УТОЧНОЙ нити. Почему?
5. Какие мерки необходимы для расчёта количества ткани на:
(ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ)
ПЛАТЬЕ: ДПТ + Диз + Дл рук. + 30-50 см.
(на обработку) при шир. 140-2000 см.
БЛУЗКУ: ДПТ + Дл бл. (20-25 см) + Дл рук. + 20-50 см.
(на обработку) = 140-2000 см
Расход кол-ва ткани зависит от фасона выбранного изделия, от ширины и отделки ткани (ворсовые-вельвет, бархат и т.д.); при узкой ширине (45-115 см.) кол-во ткани увеличивается вдвое.
РАБОТА С ВЫКРОЙКОЙ: (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
нанесение на выкройку наименований линий и срезов;
нанесение фасонных линий (по выбранному эскизу);
обозначение направления нити ОСНОВЫ;
техническое моделирование: разрезание по линиям модели, разведение параллельное или лучевое, закрытие растворов вытачек при необходимости.
РАБОТА С ТКАНЬЮ (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Проверка ткани с целью выявления ткацких пороков,
Декатировка ткани с целью полной усадки (увлажнение и высушивание влаги)
Определение лица и изнанки
Определение нити основы и утка
Определение рисунка и отделки ткани.
Определяю вид настила ткани(4 основные вида настила)–объясняю: рациональность и преимущества выбранного настила.
Раскладка и обмеловка выкроек по контуру на ткани,
Припуски на обработку швов и соединение деталей,
Раскрой деталей производится по линиям припусков на швы вначале раскраиваются крупные детали, затем мелкие.
ВЫТАЧКИ НА ТКАНИ НЕ ВЫРЕЗАТЬ !!!
ПРАВИЛА РАСКРОЯ: (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
1.Определение расхода ткани.
2.Подготовка выкройки к раскрою.
3.Подготовка ткани к раскрою.
4.Раскладка выкроек на ткани с учетом фасона изделия и крупного рисунка.
5.Уточнение нитей основы и рациональность раскладки выкроек.
6.Самоконтроль раскладки выкроек и припусков на обработку?
7.Раскрой изделия ведется стоя, отрезаемый кусок в левой руке.
9.Узкий конец лезвия ножниц проходит под тканью.
10.Рекомендуется ткань не передвигать, закройщик сам двигается вокруг стола во время раскроя.
САМОКОНТРОЛЬ
Учет рисунка и отделки.
Совпадение нитей основы и утка (выкройки и ткани)
Точность обводки деталей
Величина припусков и их равномерность по всей длине среза.
Совпадение деталей кроя с выкройками
Нанесение контрольных линий и срезов на деталях кроя .
Работа с карточками пооперационного контроля.
Учащиеся выполняют работу раскладки выкроек на цветной бумаге (имитация ткани) в М 1:4.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
«РАСКЛАДКА ВЫКРОЕК» М 1:1 практическая работа.
1. Анализ задания практической работы
2. Обеспечение необходимыми материалами и инструментами.
3. Соблюдение правил ТБ и сан.гигиены, организация рабочего места во время практической работы.
4.Самостоятельность выполнения работы.
5.Контроль с целью выявления и устранения недочетов.
6. Текущий инструктаж.
7.Самоконтроль и взаимоконтроль учащимися.
8.Подведение итогов практич. задания: демонстрация и анализ лучших работ. Оценивание работ учащихся.
Рефлексия: «я научилась,
я узнала,
у меня получилось/ не получилось»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Где можно применить знания и умения? Выставление оценок.
МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК
Д/З: записи в тетради, швейные принадлежности, повторить подготовку и раскладку выкроек на ткани, в рабочую тетрадь зарисовать второй вариант раскладки.
И повторить из 7 класса подготовку деталей кроя к сметыванию.
Прошу вас убрать рабочие места.
Спасибо за урок! До свидания!