Технология критического мышления
Основы методики критического мышления включает три стадии:
- Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия размышления
1. Стадия вызова.
- Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера , в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями.
- Приём мозгового штурма , который активизирует внимание всех учеников.
- На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.
2.Стадия осмысления.
- Даёт возможность познакомиться с новой информацией , идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.
- Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом) .
Пометки на полях учебника
- V – это я уже знал;
- + - узнал новое ;
- ? - не понял.
- По окончани и чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? - не понял.
3. Стадия размышления (рефлексия)
- Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.
- Используются приёмы: групповая дискуссия , написание мини-сочинения эссе , составление схем или подготовка своего законодательного предложения .
Кластер
- Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации , который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)
Кластер. Первый этап работы:
- ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. ( Возникает некий хаос различных данных ) .
Деятельность «импрессиониста»
Кластер. Второй этап работы :
- Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация.
- Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт…
Деятельность аналитика
Пример составления кластера
Состязание
сторон
Милиция
Заседатель
Гражданские дела
Прокурор
Судья
Уголовное дело
Суд
Правоохранительные органы
Адвокат
Обвинение
Адвокатура
Прокуратура
Следствие
Закон
Права человека
Защита
Пример составления кластера
Участники судебного
процесса по уголовным
делам: судья, прокурор,
адвокат, заседатель .
Правоохранительные органы:
адвокатура, прокуратура,
суд, милиция
Правоохранительные
органы
Участники судебного
процесса
по гражданским
делам: судья,
адвокат
и заседатели.
Задачи правоохранительных
органов: защита закона,
защита прав человека
Способы поиска истины,
способы защиты прав
человека и закона: следствие,
судебное состязание.
СИНКВЕЙН
Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом,
синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
СИНКВЕЙН
Существительное, обозначающее тему синквейна .
Первая строка
Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Вторая строка
Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению, предмету.
Третья строка
Четвертая строка
Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.
Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
Пятая строка
Пример составления синквейна
Закон
Справедливый, суровый
Предупреждает, защищает, наказывает
Необходимое условие существования общества
Необходимость
Синквейн
Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи.
Основные характеристики критического мышления. Схема 1
Умение видеть
проблемы
Интеллектуальные
умения
Готовность к их решению
Умение найти
нестандартное
решение
Умение
отказаться от
стереотипов
Умение
анализировать
проблему
Умение
аргументировать
позицию
Умение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность
Обнаружение ошибок
Анализ положительных и отрицательных
последствий своего решения
Готовность отказаться от принятого решения
Открытость для новых идей
Умение делать объективные выводы
Понимание неоднозначности мира
Основные характеристики критического мышления Схема 2
Нравственные качества
Рефлексия на
собственную нравственную позицию
Умение брать на
себя ответственность
Понимание ответственности
за принятое решение
Уважение к чужому мнению
Признание права другого
человека на ошибку
Признание права другого человека на
свою точку зрения и свою позицию
Толерантность
«Мозговой штурм»
Этот вид работы используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо их оценки или обсуждения. Идеи фиксируются учителем на доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится время, отведенное для задания.
Правила проведения «мозгового штурма»:
- нельзя оценивать какие бы то ни было идеи;
- называя идеи, нельзя повторяться:
- чем больше список идей, тем лучше;
- ,,разрабатывайте” проблему: подходите к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы.
Для высказывания любых идей по проблемам членам групп отводится 5 минут.
Благодарю за внимание!