СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология моделирования как одно из условий литературного развития младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приёма моделирования способствует литературному развитию младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Технология моделирования как одно из условий литературного развития младших школьников.»

УДК 372.4

Технология моделирования как одно из условий литературного развития младших школьников.
Е.В.Харитонова

Аннотация.
В настоящее время литературное развитие младших школьников находится на низком уровне. У современных детей, которые мало читают, недостаточно развита монологическая речь, узкий словарный запас. В данной статье описывается технология моделирования на уроках чтения, способствующая литературному развитию детей. Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить и проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь. Такая работа с текстом развивает творческие способности ребенка, проявляющиеся при написании сочинений.

Ключевые слова: метод моделирования; знаково-символические средства ; унифицированные модели; авторские модели; блок- схемы.

Одним из основных Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта по литературному чтению является осознание выпускником начальной школы значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Поэтому литературное развитие является одним из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.
В литературное развитие входят следующие понятия: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя. Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов произведений, которые они читают, а также правильно называть произведения, определять их темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте.
Литературное развитие младших школьников представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему,  потому что большинство детей испытывают затруднения в выражении своих мыслей, а их речь не отличается полнотой.
В период начального образования основным показателем развития знаково- символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием. Использование разных знаково -символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.
Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы.
Большую роль моделированию уделял выдающийся детский психолог Л. А. Венгер. Он считал, что моделирование в обучении  - это содержание образования и способ познания, которым учащиеся должны овладеть в обучении и одно из основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности.
А.К. Дусавицкий  в своей книге «Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению» выделяет урок моделирования и преобразования моделей. Такой тип урока  направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма.
Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) предлагается метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений), жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки.  
 Л.А. Ефросинина - автор учебника «Литературное чтение» (система Н.Ф. Виноградовой) в методических рекомендациях предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения. Метод моделирования позволяет проанализировать произведение более наглядно и  доступно. Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику совершенствовать устную и письменную речь.
Однако, осмелюсь утверждать, что модели недостаточно составлены и разработаны с точки зрения практики на предметном материале.
Мною созданы и разработаны новые модели, способствующие повышению познавательных интересов, начитанности младших школьников на основе использования блок – схем; адаптированы и дополнены модели, рекомендованные автором УМК « Начальная школа 21 века» В своей работе, анализируя произведения, я использую не только модели, предложенные авторами учебника.
В связи с этим все модели разделила на группы по принципу создания.
1.Модели,предложенныеавторамиУМК(м-УМК).
2.Унифицированные(усовершенствованные)модели(м-У).
3.Авторские модели(м–А) .
4.Модели, созданные детьми (м-Д).
Модели, предложенные авторами УМК.
Л.А. Ефросинина и М. И. Оморокова – авторы учебника «Литературное чтение» в методических рекомендациях предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения: жанры обозначены геометрическими фигурами, тематика – цветом. Она предлагает моделировать обложку книги, а также составлять план к произведению с использованием блок – схем и таблиц. В рабочих тетрадях « Литературное чтение» даны памятки по составлению моделей обложек на уроках литературного чтения
Унифицированные ( усовершенствованные) модели.
К моделям, предложенные авторами УМК, предложила ввести дополнительные элементы, дополняющие информацию о произведении. В унифицированной модели фамилия автора подчёркнута линией, что означает - участник событий. Буква «Х» обозначает – художественный. Таким образом, вторая модель говорит о том, что произведение «Двойной след» - художественный рассказ о природе, где М.М.Пришвин является участником событий
Можно дать характеристику произведения по модели обложки.


М.Пришвин





Выскочка

М.М.Пришвин





Выскочка











Ю-Х








По м - УМК: «Выскочка» -рассказ о животных. Автор- М. Пришвина.
По м – У : « Выскочка» - юмористический художественный рассказ о животных.
Авторские модели
В эту группу входят модели, составленные мною, развивающие познавательный интерес младших школьников на основе построения логических блок- схем.
В зависимости от целенаправленности использования логических моделей, можно их разделить на несколько видов.
1.Блок- схемы на установление последовательности.

Для проверки восприятия рассказа « Двойной след», можно с помощью блок-схем восстановить последовательность произведения.

Егорка отправилсяв лес

Неудачный поиск

Поиск по следам

Радость отца









4 2 3 1
2. Блок- схемы на установление соответствия.

Анализируя рассказ «Жаркий час», с помощью модели-наблюдения можно проследить поведение зайца во время действий еловой веточки.

заяц

ветка



встаёт

шевельнулась





прислушивается

подпрыгнула





метнулся



слушает

выпрямилась



сел





оглянулся

закачалась



побежал



махнула



мечется




3. Блок- схемы для построения цепи рассуждения

При рефлексии можно использовать блок-схему, помогающую определить главную мысль очерка « Моя Родина».
«А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Здесь ученик поймёт не только идею произведения, но роль человека на Земле.

Родина



Природа

Человек




4. Блок- схемы на осознание значения слов и выражений.

Объясняя происхождение клички главной героини рассказа «Выскочка», можно составить модель- схему.

Вьюшка

Бьюшка

Бия

я






Модели, созданные детьми

В процессе работы над содержанием произведений, связанных с пересказом всего текста или части предлагаю самим создать модели. помогающие успешно выполнить задание. В основном эту работу они выполняют дома при выполнении домашнего задания. Дети с высоким уровнем развития могут составить блок- схемы к большим произведениям, помогающие для установления последовательности содержания ( пересказа) прочитанного текста. Учащиеся со средним уровнем развития справляются с аналогичным заданием, но с небольшими произведениями. С низким уровнем развития создают самостоятельно модели обложек, используя рисунки, отражающие тему произведения.

Прочитав или услышав любое произведение у ребёнка складывается своё восприятие и отношение к героям, событиям. Одно и то же произведение может вызвать разные чувства и настроения (внутреннее психологическое состояние). Проверить личное восприятие детей можно с помощью моделей-настроения в виде смайликов или разноцветных кружков.
С использованием информационных компьютерных средств можно создавать любые модели по сложности и содержанию, учитывая подготовленность класса Моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию произведений с помощью обложек.
Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Литература

Асмолов А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.
Беседы с учителем1,2,3,4 кл начальной школы. М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2010.

Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию moluch.ru Научные конференции Педагогические наукиУфа2408
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 кл. 1,2 ч. М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2015.
ЕфросининаЛ.А. Литературное чтение 3 кл. Рабочая тетрадь 2 ч. М.: Изд. «Вентана – Граф» 2015.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.:Просвещение. 1985.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. Ч.1./ М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. Изд. 3– М.: Просвещение, 2011.


E. V. Kharitonova
Technology of modeling is one of the conditions of literary development of the students of primary school.

Annotation 
Nowadays literary development of the students of primary school has a low level. Today there are pupils who read little. They have got a narrow lexicon and the monological speech have not enough developed. The technology of modeling on the literary lessons is described in this article. This technology promote literary development of pupils. Models are a visual supports. They help the pupil to comprehend and analyze work, to improve speaking and writting skills. Such work with the text develops creative abilities of the pupils, during writing of compositions.

Keywords: modeling method, sign-symbolical means, unified models, author's models, block- scheme.