СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология обучения в сотрудничестве и её использование на уроках русского языка и литературы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет понять, что такое технология обучения в сотрудничестве и как её использовать на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения в сотрудничестве и её использование на уроках русского языка и литературы»














Технология обучения в сотрудничестве

и её использование

на уроках русского языка и литературы

в старших классах




доклад на заседании городского методического объединения филологов учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 24 Страданченковой Ирины Александровны, учителя высшей квалификационной категории




























































Содержание:


  1. Вступление. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе – одно из главных условий повышения качества современного образования.


  1. Теоретическое обоснование и сущность технологии обучения в сотрудничестве.



  1. Описание собственного опыта использования данной технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах.


  1. Заключение. Выводы по теме.

































1. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе – одно из главных условий повышения качества современного образования.


До сравнительно недавнего времени считалось, что российское образование - одно из лучших в мире. Однако, с выходом России на международный уровень и участием в международных исследованиях по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников, выяснилось, что это далеко не так.

По результатам последних исследований, проведённых среди обучающихся 40 стран, учащиеся России заняли лишь 30 место. Такие невысокие результаты показывают, что выпускники российских школ в большинстве своём не готовы к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Почему так получается? Ответ, по-моему, очевиден: современное общество, современная жизнь и современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась действующая система образования, поэтому, я думаю, все согласятся с утверждением, что учить современных детей по-старому уже нельзя.


Новые социальные требования к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, звучат следующим образом: «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

На смену традиционной – формирующей – образовательной парадигме пришла парадигма гуманистическая, ориентированная на развитие внутреннего мира ребёнка, его индивидуальности, сохранение его психического и физического здоровья, на межличностное общение и диалог.


Такие установки определяют приоритет в реализации современного образовательного процесса технологий развивающего и личностно ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями. Именно они обеспечивают высокий уровень фундаментальных знаний и ключевых компетенций учащихся, развитие способности самостоятельно решать проблемы в разнообразных сферах деятельности, принимать собственные ответственные решения и быть готовыми к эффективному самообразованию в течение всей жизни.






2. Теоретическое обоснование и сущность технологии обучения в сотрудничестве.


Технология обучения в сотрудничестве - это одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам, обеспечиваются необходимые условия для активизации познавательной и коммуникативной деятельности каждого ученика.


Теоретическое обоснование технологии

Возникновение идеи обучения в сотрудничестве относится к 20-м годам XX века и принадлежит американцу Дж. Дьюи, но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 70-е годы. Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: группой Дж. Аронсона ( штат Калифорния), группой Роджера Джонсона и Дэвида Джонсона ( университет Миннесота), группой

Р. Славина ( университет Джона Хопкинса).


Сущность технологии

  • Обучение сотрудничеству происходит через организацию совместной деятельности детей в малой группе на уроке, когда дети активно общаются друг с другом в процессе решения общей познавательной или творческой задачи

  • Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, то есть учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!


Цели обучения в сотрудничестве

  • Овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития;

  • Развитие интеллектуальных умений и способностей;

  • Формирование коммуникативной компетенции.


Благодаря общности целей и задач (одно задание и одно поощрение на группу) успех команды зависит от вклада каждого, что стимулирует, с одной стороны, индивидуальную ответственность каждого перед группой, а с другой, ответственность группы за каждого своего члена. Каждый учится в силу своих способностей, поэтому оценивается наравне с другими по затраченным усилиям для достижения своего уровня и общего результата.. Взаимная ответственность порождает потребность в эффективном взаимодействии, в процессе которого формируются культура общения, развиваются коммуникативные умения, навыки самостоятельного учения, высказывания в групповом диалоге собственных суждений и принятия ответственных решений, в результате чего успешно осуществляется социализация личности и развитие интеллектуальных способностей.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Отсюда вытекают принципы, на основе которых строится обучение в сотрудничестве -

Принципы обучения в сотрудничестве

1. Научился сам – научи другого.

2. Принцип индивидуальной ответственности.

3. Принцип равных возможностей для достижения успеха.


Сегодня в мировой педагогике известно большое разнообразие вариантов этой технологии.

Наиболее популярные из них:

  • Обучение в команде

  • Командно-игровая деятельность (турнир)

  • Индивидуальная работа в команде

  • Пила – 1

  • Пила – 2

  • «Учимся вместе» (США)

  • Исследовательская работа в группах (Израиль)

  • Обучение в парах сменного состава (Россия)

  • Коллективные способы обучения


Несмотря на большое разнообразие вариантов технологии сотрудничества, они сходны в главном:

- основные идеи - общность цели и задач,

- индивидуальная ответственность и

- равные возможности успеха.





















Алгоритм работы по технологии обучения в сотрудничестве


Разнообразие вариантов организации групповой работы, применяемых на практике, можно представить в виде обобщенной процедуры, в которой представлена система действий от создания целевой установки до представления результатов работы группы:

1) Сообщение ученикам темы, цели и задач учебной деятельности. Чтобы повысить активность и заинтересовать учащихся предварительно можно создать ситуацию: проблемную, представляющую личностный смысл, профессионально или социально значимую.

2) Для решения поставленных задач класс разбивается на группы, оптимальный состав которых не более пяти человек. В зависимости от цели и содержания групповой работы принципы комплектования групп могут быть двух видов (гомогенные и гетерогенные), на основе самых разнообразных признаков (возраста, интересов, успеваемости, уровня интеллектуального развития, склонности и способности к тому или иному предметному содержанию или видам деятельности, взаимной симпатии). Кроме того, группы могут быть стабильными в течение длительного срока обучения и вариативными, меняться на каждом уроке и даже в течение урока. Оптимальным является сочетание этих способов. Для каких-то инвариантных задач группы желательно создавать постоянные в течение определенного промежутка времени, а временные группы для решения ситуативных, проблемных задач.

3) Для групповой работы нужно так расставить столы, чтобы детям было удобно слушать учителя, работать в группе, не мешая друг другу при необходимости перемещаться из группы в группу.

4) Для повышения взаимной ответственности учащихся необходимо четко распределить задания и ролевые обязанности как между группами, так и внутри групп. У каждого ученика должно быть свое задание и своя роль, за выполнение которых он несет ответственность перед группой.

5) Для лучшей организации работы в группе необходимо оформить групповые и индивидуальные задания на карточках, с указанием стоимости каждого задания в баллах, чтобы группа могла целенаправленно спланировать свою работу и осуществить промежуточный самоконтроль.

6) Учет работы групп ведется открытым способом в специальной таблице, представленной на части доски, куда заносится суммарное количество баллов, полученное каждой группой. Учет и проверку правильности выполняемых заданий может осуществлять группа независимых экспертов. Эксперты могут назначать штрафные санкции в соответствии с заранее оговоренными правилами, например, за получение помощи извне, за нарушение правил сотрудничества, за недостаточную активность отдельных членов группы.

7) Представитель от каждой группы озвучивает и объяснят выполнение своих заданий. Учитель организует рефлексивное осмысление учащимися своего отношения к изучаемому материалу и к своей деятельности.

8) После этого целесообразно провести индивидуальный опрос по всей теме или предложить самостоятельную проверочную или творческую работу, индивидуальные баллы за которую приплюсовать к суммарному баллу группы.



3. Описание собственного опыта работы по данной технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах.


Используя данную технологию в практике своей работы уже более 5 лет, я пришла к выводу, что она чрезвычайно удобна и эффективна как в классах среднего, так и в классах старшего звена школы, как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, причём не только при изучении лирики и небольших по объёму литературных произведений, но особенно при работе над крупными по форме произведениями русской классики, когда объём материала огромен, а времени всегда не хватает.

Применение данной технологии, особенно в старших классах, позволяет не только уложиться в отведённые программой сроки, но и решить проблему перегрузки обучающихся путём дозирования домашнего задания, когда каждый обучающийся для подготовки дома получает не всю сумму вопросов или тем, а только ту часть, которую должна подготовить его группа. Таким образом, объём домашнего задания уменьшается, а качество его выполнения возрастает, так как обучающийся видит реальность получения положительной оценки. На уроке же, слушая выступления других групп и участвуя в обсуждении темы в целом, ученик осваивает всю сумму необходимого материала.


Чтобы увидеть данную технологию в действии, хочу предложить вам варианты двух уроков литературы и двух уроков русского языка.


На уроках литературы чаще всего я использую такие варианты технологии обучения в сотрудничестве, как «Учимся вместе» и «Исследовательская работа в группе».

Технологические этапы организации урока по каждому из вариантов следующие:

Урок литературы

«Учимся вместе» «Исследовательская
работа в группе»

  • Формирование однородных (по уровню обученности) групп, распределение обязанностей

  • Каждая группа получает одно задание, являющееся частью большой темы, над которой работает весь класс

  • Выполнение задания (каждый учащийся высказывает своё мнение по предложенной теме или вопросу, затем организуется обсуждение и выработка единой версии)

  • Отчёт о проделанной работе

  • Обобщающие выводы по теме урока на основе работы каждой группы

  • Формирование групп, распределение обязанностей, ролей

  • Группа получает или выбирает подтему общей темы, над которой работает весь класс

  • Внутри группы подтема разбивается на отдельные задания для каждого ученика

  • В ходе выполнения заданий внутри группы могут организовываться дискуссии

  • По результатам индивидуальной работы каждого составляется общий доклад

  • Презентация доклада



В качестве примера использования технологии «Учимся вместе» предлагаю план урока литературы в 10 классе по теме «Истоки бунта Родиона Раскольникова», рассчитанного на 2 учебных часа.


  • Тема: «Истоки бунта Родиона Раскольникова»

(по материалам 1-ой и 3-ей частей романа)

  • Цель: выяснить причины, толкнувшие героя на преступление.

  • Организация работы:

- класс делится на 5 групп, каждая из которых получает эпизод, тему для анализа:


гр.№ 1 – «Город, в котором живёт главный герой»

гр.№ 2 – «Знакомство с Мармеладовым и его семьей»

гр.№ 3 – «Письмо матери»

гр.№ 4 – «Встреча с обесчещенной девочкой»

гр.№ 5 – «Теория Раскольникова»


  • Работа в группах по плану:

1.Краткий пересказ эпизода или небольшой рассказ по теме.

2.Как данный эпизод помогает понять натуру Раскольникова?

3.Какие причины бунта героя вскрывает данный эпизод?

* Если состав группы слабый, учитель может предложить обучающимся карточку с вопросами, которые помогут проанализировать данный эпизод или тему и прийти к нужным выводам.


  • Выступления представителей групп.

  • Выводы по теме.

  • Оценивание работы.

  • Рефлексия.


Работа в группах организуется следующим образом:

  1. Каждый учащийся в группе рассказывает, что он знает по данной теме, на какие моменты предлагает обратить особое внимание, делает собственные выводы (руководитель группы следит за тем, чтобы возможность высказаться была предоставлена каждому, а секретарь фиксирует основные моменты высказываний участников обсуждения).

  2. Организуется дискуссия, в ходе которой группа должна решить, о чём будет говорить выступающий и какие выводы он должен сделать.

  3. Итоговый доклад оформляется на отдельном листе и после выступления сдаётся учителю.

  • Всем группам для подготовки даётся одинаковое количество времени (от 10 до 20 минут).

  • Учитель в это время ходит по классу, наблюдает за работой групп; слушает, как идёт обсуждение, но не вмешивается в его ход; отвечает на вопросы, если они возникают; оказывает консультативную помощь.

  • Когда время, выделенное на работу групп, истекает, обсуждение прекращается и весь класс слушает итоговые выступления каждой группы, после которых можно задать вопросы, высказать сомнения, свою точку зрения, выступить с дополнениями.

  • Затем принимается решение о том, согласиться ли с выводами, сделанными группой, или нет (при необходимости учитель может помочь сформулировать или откорректировать полученные выводы).

  • Выводы по каждой теме или вопросу записываются учащимися всего класса.

  • После прослушивания представителей всех групп делаются обобщающие выводы по теме урока.

  • Обязательными и очень важными элементами такого занятия являются оценка результатов работы и рефлексия.


Оценка результатов работы происходит следующим образом:

- руководитель каждой группы имеет список членов группы, где есть колонки «самооценка» и «оценка группы»;

- в конце занятия эти колонки заполняются и список сдаётся учителю, который выставляет в журнал средний балл (оценку получает каждый!);

- учитель дополнительно может поставить ещё одну отметку наиболее активным учащимся, может поощрить за оригинальность суждений или высказываний;

- если оценка кого-либо из учащихся вызывает явные подозрения, его можно опросить индивидуально или предложить работу по карточке дома или во время опроса на следующем уроке.


Рефлексия – важнейший этап занятия, во время которого необходимо выяснить, чему научились дети во время урока, какие этапы работы особенно понравились, а какие вызвали наибольшие затруднения.



В качестве примера использования технологии «Исследовательская работа в группе» предлагаю план урока литературы в 10 классе по теме «Двойники» Раскольникова и их роль в романе», рассчитанного также на 2 учебных часа.


  • Тема: «Двойники» Раскольникова и их роль в романе»

  • Цель: дать развёрнутую характеристику образов Лужина, Свидригайлова и Дуни и определить роль данных персонажей в идейном замысле романа.

  • Организация работы:

- класс делится на 3 группы, каждая из которых получает одну из подтем общей темы урока:

гр.№ 1 – образ Петра Петровича Лужина

гр.№ 2 – образ Аркадия Ивановича Свидригайлова

гр.№ 3 – образ Дуни Раскольниковой


  • Каждая группа получает план ответа по теме:

    1. Развёрнутая характеристика персонажа, подкреплённая примерами из текста.

    2. Выводы, отвечающие на вопросы:

- почему данного героя можно назвать «двойником» Раскольникова?

- какова роль данного персонажа в идейном замысле романа?


  • Организация работы в группе:

- работая над первым вопросом плана, каждый участник группы получает индивидуальное задание: проанализировать определённый эпизод из жизни героя (список эпизодов может подготовить учитель или их определяют сами дети) и сделать вывод: какие качества личности персонажа иллюстрирует данный эпизод?

- затем на основе индивидуальной работы каждого составляется обобщающая характеристика персонажа и делаются выводы по второму пункту плана.


Последующая работа ведётся так же, как и по технологии «Учимся вместе»:

  • Выступления представителей групп.

  • Выводы по теме.

  • Оценивание работы.

  • Рефлексия.



На уроках русского языка в 10 и 11 классах во время подготовки к написанию сочинения удобно использовать несколько модифицированную технологию «Учимся вместе», а именно:

  1. Класс делится на группы по 4-5 человек.

  2. Все учащиеся получают одинаковые тексты для анализа и внимательно их прочитывают несколько раз.

  3. План, алгоритм анализа текста записан на доске и уже знаком учащимся:

А) Определите проблемы, поднятые автором текста. Назовите основную, главную. Свой выбор обоснуйте.

Б) Сформулируйте позицию автора.

В) Прокомментируйте позицию автора.

Г) Согласны вы или не согласны с точкой зрения автора. Объясните, почему.

Д) Аргументируйте свою точку зрения.

Е) О чём заставил вас задуматься данный текст?

4. Работа организуется отдельно по каждому пункту плана с обсуждением полученных результатов и записью наиболее удачных вариантов.

5. Домашнее задание после такой работы – сочинение по прочитанному тексту.



На уроках повторения, а также изучения нового материала в любом классе можно использовать такие варианты технологии обучения в сотрудничестве, как «Пила-1» и «Пила-2».

Принцип организации деятельности в этих вариантах один и тот же, отличаются они лишь формой контроля знаний.

Технологические этапы организации работы:

  1. Организация групп (количество участников зависит от количества вопросов, блоков, которые необходимо изучить или повторить).

  2. Вся группа работает над одной темой, но каждый участник имеет свой индивидуальный вопрос, который он разрабатывает особенно тщательно, становясь в нем «экспертом».

  3. Встреча «экспертов» из разных групп, которые обмениваются информацией и консультируются друг с другом.

  4. «Эксперты» возвращаются в свои группы и обучают остальных участников всему тому, что узнали сами. Так поступает каждый член группы.

  5. Отчёт о проделанной работе:

«Пила-1»

«Пила-2»

Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом (учитель может попросить любого участника группы ответить на любой вопрос темы)

Проводится контрольный срез знаний по всей теме в целом


  1. Рефлексия.



В качестве примера предлагаю рассмотреть схему урока русского языка в 10 классе «Правописание имён существительных».

1. Сообщение темы и целей занятия.

2. Деление класса на группы по 4 человека, где каждый участник получает номер.

3. Распределение вопросов темы между членами группы:

уч-ся № 1 – «Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор существительного».

уч-ся № 2 – «Правописание падежных окончаний имён существительных»

уч-ся № 3 – «Гласные в суффиксах имён существительных»

уч-ся № 4 – «Правописание сложных существительных»

  1. Используя любой учебный и справочный материал по своему вопросу, учащиеся изучают свою тему и делают записи в тетрадях.

  2. Встреча «экспертов».

  3. Эксперты возвращаются в свои группы и обучают остальных.

  4. В конце занятия проводится контрольный срез знаний.

  5. По такой же схеме может быть задано и домашнее задание – в таком случае следующий урок следует начинать сразу с п.5.













  1. Заключение. Выводы по теме.

Безусловно, чтобы добиться каких-либо ощутимых результатов, необходимо обучать учащихся работать в группе, необходимо время, чтобы они привыкли к такой форме работы и осознали её явные преимущества.

Исходя же из своего опыта работы, могу сказать, что при систематическое применение данной технологии имеет ряд преимуществ, а именно:

- значительно увеличивается активность учащихся, их самостоятельность, занятость (в работе группы так или иначе задействованы абсолютно все, нет возможности отсидеться и отмолчаться, каждый должен в любом случае хоть что-то сказать);

- повышается положительный настрой учащихся, их мотивация, так как внутри группы важен успех каждого и возможность получить положительную отметку значительно возрастает;

- благодаря обсуждению материала внутри группы, уровень его осмысления и осознания значительно повышается;

- многие учащиеся, работая в малой группе, легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны, обнаруживают способности, которые раньше ускользали от внимания и педагогов, и товарищей по классу;

- учащиеся учатся культуре общения, сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, умению организовать свою работу, распределить время;

- развиваются навыки само- и взаимооценки, умение выслушать критику и признать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения, принимать ответственные решения, делать выбор.

Все эти качества на языке современной педагогической науки называются ключевыми компетенциями, развивать которые – основная задача современной школы.

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве – это одна из наиболее эффективных педагогических технологий, обеспечивающих качественное образование и отвечающих требованиям современной педагогической науки.

12