СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемно-диалогического обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Технология проблемно-диалогического обучения"

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемно-диалогического обучения»

Технология проблемно-диалогического обучения


Клюев В.Н.


Находчивость, сообразительность, способность к нестандартным ситуациям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, а зачастую – чувство юмора, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающей информации и ее компетентному использованию в практике, самоответственность, любознательность, активность, смелость, стремление к открытию нового для себя – вот основные параметры современной личности.

Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке.

Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного?

При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.

Что же такое технология проблемного обучения?


Проблема – это препятствие в деятельности и мышлении, непреодолимое наличными средствами.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Это могут быть противоречивые факты; столкновение разных мнений учеников на одну и ту же проблему; противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.

Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Разрешение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в данном случае просто не эффективны.

Главные цели проблемного обучения:

- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть и разрешать нестандартные проблемы; способного не только их определить, но и проговорить в ходе диалога с учителем и товарищами в группе и в процессе выдвижения гипотез и решения проблемы всем классом.

- развитие профессионального проблемного мышления.

Главные условия успешности проблемного обучения:

- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать достаточный интерес к содержанию проблемы;

- обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

- значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;

- необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказываниям учащихся относятся с пониманием и поощрением.

Проблемное обучение, как процесс предполагает создание проблемной ситуации и выход из нее, т.е. решение проблемы.

В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит учителю. Он должен заинтересовать, увлечь учащихся работой.

Для создания проблемной ситуации необходимо соблюдение таких правил:

Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.

Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

Проблемными заданиями могут быть:

а) усвоение,

б) формулировка вопроса,

в) практические задания.

Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

- выявление проблемы,

- формулирование,

- поиск решения,

- решение.

Проблемный монолог ученика является крайне редким случаем, и на него на реальном уроке не приходится рассчитывать.

Существует несколько приёмов постановки учебной проблемы:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог,

-подводящий к теме диалог,

-сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Побуждающий к проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Наиболее эффективным является побуждающий диалог, при котором учитель побуждает учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

Формулировка темы.

На проблемном уроке нужно создать все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем обязательно проговорить алгоритм решения и применить его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций способствует:

- повышению интереса к учебе;

- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;

- не допускает переутомления на уроке;

- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;

- развивает речь, логическое мышление;

- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;

- вырабатывает активную позицию детей,

что помогает учителю выполнить одну из важных задач — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!