Просмотр содержимого документа
«Технология проектирования диалога»
Технология проектирования диалога в обучении общению на иностранном языке.
Учитель английского языка Кузнецова С.Г.
В процессе обучения иностранному языку общение выступает
- Потребность, обнаруживающая себя в мотиве общения как деятельности, состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них к самопознанию и самооценке. Если мы намерены формировать личность, то сама учебная деятельность строится таким образом, чтобы любое отношение к любому объекту оформлялось через отношение к другому человеку…. В центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта их деятельности .
Условия для реализации потребности общения
- Одним из необходимых условий является использование диалога, ситуаций общения, в которых на каждом уроке ставятся
познавательные речемыслительные задачи, связанные с преобразованием самого субъекта учебной деятельности, задачи, вытекающие из потребности становления Я-концепции. Такая учебная задача выступает основанием личностно ориентированной ситуации, если она становится для ученика событием, требующим перехода от модели восприятия к выражению, а от него– к воздействию.
- Чтобы заставить учеников решать какую-либо задачу в процессе общения необходима проблема, т.е. по определению известного отечественного психолога, С.Л.Рубинштейна, расхождение между тем, что требуется, и тем, что имеется. Перед человеком возникает проблема, а, следовательно, и речемыслительная задача: как ее решить? Поиск решения, в свою очередь, обеспечит включенность в общение, активность, эмоциональность, контактность.
Проблемы: «Всегда ли правы родители?», «Хорошо ли иметь брата/сестру близнеца?», «Самое лучшее место на земле» и т.п.
- Рассогласование в уровне информированности можно выразить оппозициями: знаю – не знаю, имею – не имею, нравится – не нравится, хочу – не хочу и т.п. Подобные виды рассогласования представляют задачи с жизненно-практическим содержанием, которые наряду с проблемными ситуациями, ситуациями преодоления обыденности, дидактическими играми и т.д. отнесены исследователями к средствам обучения, обладающим наибольшим личностно-развивающим эффектом.
- -Ты обсуждаешь с сестрой/братом как отметить свой день рождения. -Как организовать семейный ужин? -Пригласить к себе друзей на вечеринку? -Пойти в диско-бар? -Отправиться на пикник за город? -Выбери один из вариантов, убедив сестру/брата, что выбранный вариант самый лучший.
-Вы с другом обсуждаете, как провести свободные четыре часа, имеющиеся у вас до того, как отправиться в аэропорт.
- Вести диалог – значит, приобщать другого к своей проблеме. Личностно-развивающий потенциал диалога связан с самой диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самим собой. В ней неизменно своеобразное движение от сознания к мышлению и обратно.
Диалогическое общение, обеспечивающее внутреннюю мотивацию участников эффективно если:
- 1) проблемы, включенные в содержание урока подобранны учителем с учетом готовности учащихся к диалогу и степени сформированности у них толерантности как качества личности, опыта диалогического общения, адекватной реакции на неожиданные и неадекватные суждения;
- 2) субъектам диалога предоставлено равноправное взаимодействие;
3) в учебный процесс включены элементы театрализации;
- 4) проблемное диалогическое общение представляет собой целостную систему знаний, вопросов, ситуаций, предполагающую постепенное, последовательное восхождение ко все большей самостоятельности учащихся: от репродуктивного уровня к проблемному, а от него - к исследовательскому;
- 5) учитель в соответствии с выбранной им моделью диалога систематически диагностирует готовность к нему учащихся, степень их самовыражения;
- 6) учитель отказывается от оценки личности ученика как «плохой» или «хороший», а оценивает эффективность общения в решении коммуникативной задачи.
- Готовность к диалогу – один из универсальных показателей
сформированности индивида как личности.
Уровни готовности к речевому общению на иностранном языке
- Для репродуктивного уровня, как подготовительного этапа к общению, характерны одношаговые речевые действия
- Типичные формулировки заданий: «Узнайте», «Пригласите», «Сообщите», «Подтвердите сказанное», «Примите приглашение», «Откажитесь дать ответ» и т.п.
- Это общение, имеющее коммуникативную мотивацию, разрешающее проблемную ситуацию чтобы убедить другого человека в чем-то, обменявшись мнениями, впечатлениями, воспоминаниями, получив развернутую информацию о причинно-следственных связях.
- Формулировки заданий: «Обменяйтесь сведениями о школе, где вы раньше учились»,
«Обсудите фильм, который вам обоим понравился», «Убедите друг друга в преимуществах того вида спорта, которым занимается каждый из вас» и т.п.
Продуктивный (исследовательский) уровень
- Этот уровень характеризуется постановкой исследовательских задач, предполагающих самостоятельные речевые действия, определяющие личностные цели, смыслы, задачи общения и отражающие интересы, активность, и самостоятельность участника диалога
- Таким образом, речевая деятельность на разных уровнях общения проходит путь: восприятие – выражение - воздействие. Так реализуется смысл речевого общения на иностранном языке, обеспечивающего саморазвитие личности.
- Следовательно, чтобы диалог как педагогическая технология обучения общению на неродном языке содействовал саморазвитию личности, важно не сводить диалоги к формально подготовленному «общению», а конструировать их на основе внутренней мотивации участников.