СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектирования диалога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединении.

Просмотр содержимого документа
«Технология проектирования диалога»

Технология проектирования диалога в обучении общению на иностранном языке. Учитель английского языка Кузнецова С.Г.

Технология проектирования диалога в обучении общению на иностранном языке.

Учитель английского языка Кузнецова С.Г.

В процессе обучения иностранному языку общение выступает

В процессе обучения иностранному языку общение выступает

    Потребность, обнаруживающая себя в мотиве общения как деятельности, состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них к самопознанию и самооценке. Если мы намерены формировать личность, то сама учебная деятельность строится таким образом, чтобы любое отношение к любому объекту оформлялось через отношение к другому человеку…. В центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта их деятельности .
    • Потребность, обнаруживающая себя в мотиве общения как деятельности, состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них к самопознанию и самооценке. Если мы намерены формировать личность, то сама учебная деятельность строится таким образом, чтобы любое отношение к любому объекту оформлялось через отношение к другому человеку…. В центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта их деятельности .
     Условия для реализации потребности общения Одним из необходимых условий является использование диалога, ситуаций общения, в которых на каждом уроке ставятся  познавательные речемыслительные задачи, связанные с преобразованием самого субъекта учебной деятельности, задачи, вытекающие из потребности становления Я-концепции. Такая учебная задача выступает основанием личностно ориентированной ситуации, если она становится для ученика событием, требующим перехода от модели восприятия к выражению, а от него– к воздействию.

    Условия для реализации потребности общения

    • Одним из необходимых условий является использование диалога, ситуаций общения, в которых на каждом уроке ставятся

    познавательные речемыслительные задачи, связанные с преобразованием самого субъекта учебной деятельности, задачи, вытекающие из потребности становления Я-концепции. Такая учебная задача выступает основанием личностно ориентированной ситуации, если она становится для ученика событием, требующим перехода от модели восприятия к выражению, а от него– к воздействию.

    Чтобы заставить учеников решать какую-либо задачу в процессе общения необходима проблема, т.е. по определению известного отечественного психолога, С.Л.Рубинштейна, расхождение между тем, что требуется, и тем, что имеется. Перед человеком возникает проблема, а, следовательно, и речемыслительная задача: как ее решить? Поиск решения, в свою очередь, обеспечит включенность в общение, активность, эмоциональность, контактность.  Проблемы: «Всегда ли правы родители?», «Хорошо ли иметь брата/сестру близнеца?», «Самое лучшее место на земле» и т.п.
    • Чтобы заставить учеников решать какую-либо задачу в процессе общения необходима проблема, т.е. по определению известного отечественного психолога, С.Л.Рубинштейна, расхождение между тем, что требуется, и тем, что имеется. Перед человеком возникает проблема, а, следовательно, и речемыслительная задача: как ее решить? Поиск решения, в свою очередь, обеспечит включенность в общение, активность, эмоциональность, контактность.

    Проблемы: «Всегда ли правы родители?», «Хорошо ли иметь брата/сестру близнеца?», «Самое лучшее место на земле» и т.п.

    Рассогласование в уровне информированности можно выразить оппозициями: знаю – не знаю, имею – не имею, нравится – не нравится, хочу – не хочу и т.п. Подобные виды рассогласования представляют задачи с жизненно-практическим содержанием, которые наряду с проблемными ситуациями, ситуациями преодоления обыденности, дидактическими играми и т.д. отнесены исследователями к средствам обучения, обладающим наибольшим личностно-развивающим эффектом.
    • Рассогласование в уровне информированности можно выразить оппозициями: знаю – не знаю, имею – не имею, нравится – не нравится, хочу – не хочу и т.п. Подобные виды рассогласования представляют задачи с жизненно-практическим содержанием, которые наряду с проблемными ситуациями, ситуациями преодоления обыденности, дидактическими играми и т.д. отнесены исследователями к средствам обучения, обладающим наибольшим личностно-развивающим эффектом.
    -Ты обсуждаешь с сестрой/братом как отметить свой день рождения. -Как организовать семейный ужин? -Пригласить к себе друзей на вечеринку? -Пойти в диско-бар? -Отправиться на пикник за город? -Выбери один из вариантов, убедив сестру/брата, что выбранный вариант самый лучший.  -Вы с другом обсуждаете, как провести свободные четыре часа, имеющиеся у вас до того, как отправиться в аэропорт.
    • -Ты обсуждаешь с сестрой/братом как отметить свой день рождения. -Как организовать семейный ужин? -Пригласить к себе друзей на вечеринку? -Пойти в диско-бар? -Отправиться на пикник за город? -Выбери один из вариантов, убедив сестру/брата, что выбранный вариант самый лучший.

    -Вы с другом обсуждаете, как провести свободные четыре часа, имеющиеся у вас до того, как отправиться в аэропорт.

    Вести диалог – значит, приобщать другого к своей проблеме. Личностно-развивающий потенциал диалога связан с самой диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самим собой. В ней неизменно своеобразное движение от сознания к мышлению и обратно.
    • Вести диалог – значит, приобщать другого к своей проблеме. Личностно-развивающий потенциал диалога связан с самой диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самим собой. В ней неизменно своеобразное движение от сознания к мышлению и обратно.
    Диалогическое общение, обеспечивающее внутреннюю мотивацию участников эффективно если:  1) проблемы, включенные в содержание урока подобранны учителем с учетом готовности учащихся к диалогу и степени сформированности у них толерантности как качества личности, опыта диалогического общения, адекватной реакции на неожиданные и неадекватные суждения;  2) субъектам диалога предоставлено равноправное взаимодействие;  3) в учебный процесс включены элементы театрализации;

    Диалогическое общение, обеспечивающее внутреннюю мотивацию участников эффективно если:

    • 1) проблемы, включенные в содержание урока подобранны учителем с учетом готовности учащихся к диалогу и степени сформированности у них толерантности как качества личности, опыта диалогического общения, адекватной реакции на неожиданные и неадекватные суждения;
    • 2) субъектам диалога предоставлено равноправное взаимодействие;

    3) в учебный процесс включены элементы театрализации;

    4) проблемное диалогическое общение представляет собой целостную систему знаний, вопросов, ситуаций, предполагающую постепенное, последовательное восхождение ко все большей самостоятельности учащихся: от репродуктивного уровня к проблемному, а от него - к исследовательскому; 5) учитель в соответствии с выбранной им моделью диалога систематически диагностирует готовность к нему учащихся, степень их самовыражения; 6) учитель отказывается от оценки личности ученика как «плохой» или «хороший», а оценивает эффективность общения в решении коммуникативной задачи.
    • 4) проблемное диалогическое общение представляет собой целостную систему знаний, вопросов, ситуаций, предполагающую постепенное, последовательное восхождение ко все большей самостоятельности учащихся: от репродуктивного уровня к проблемному, а от него - к исследовательскому;
    • 5) учитель в соответствии с выбранной им моделью диалога систематически диагностирует готовность к нему учащихся, степень их самовыражения;
    • 6) учитель отказывается от оценки личности ученика как «плохой» или «хороший», а оценивает эффективность общения в решении коммуникативной задачи.
    Готовность к диалогу – один из универсальных показателей  сформированности индивида как личности.
    • Готовность к диалогу – один из универсальных показателей

    сформированности индивида как личности.

    Уровни готовности к речевому общению на иностранном языке

    Уровни готовности к речевому общению на иностранном языке

      Для репродуктивного уровня, как подготовительного этапа к общению, характерны одношаговые речевые действия Типичные формулировки заданий: «Узнайте», «Пригласите», «Сообщите», «Подтвердите сказанное», «Примите приглашение», «Откажитесь дать ответ» и т.п.
      • Для репродуктивного уровня, как подготовительного этапа к общению, характерны одношаговые речевые действия
      • Типичные формулировки заданий: «Узнайте», «Пригласите», «Сообщите», «Подтвердите сказанное», «Примите приглашение», «Откажитесь дать ответ» и т.п.
      Это общение, имеющее коммуникативную мотивацию, разрешающее проблемную ситуацию чтобы убедить другого человека в чем-то, обменявшись мнениями, впечатлениями, воспоминаниями, получив развернутую информацию о причинно-следственных связях. Формулировки заданий: «Обменяйтесь сведениями о школе, где вы раньше учились»,  «Обсудите фильм, который вам обоим понравился», «Убедите друг друга в преимуществах того вида спорта, которым занимается каждый из вас» и т.п.
      • Это общение, имеющее коммуникативную мотивацию, разрешающее проблемную ситуацию чтобы убедить другого человека в чем-то, обменявшись мнениями, впечатлениями, воспоминаниями, получив развернутую информацию о причинно-следственных связях.
      • Формулировки заданий: «Обменяйтесь сведениями о школе, где вы раньше учились»,

      «Обсудите фильм, который вам обоим понравился», «Убедите друг друга в преимуществах того вида спорта, которым занимается каждый из вас» и т.п.

       Продуктивный (исследовательский) уровень Этот уровень характеризуется постановкой исследовательских задач, предполагающих самостоятельные речевые действия, определяющие личностные цели, смыслы, задачи общения и отражающие интересы, активность, и самостоятельность участника диалога

      Продуктивный (исследовательский) уровень

      • Этот уровень характеризуется постановкой исследовательских задач, предполагающих самостоятельные речевые действия, определяющие личностные цели, смыслы, задачи общения и отражающие интересы, активность, и самостоятельность участника диалога
      Таким образом, речевая деятельность на разных уровнях общения проходит путь: восприятие – выражение - воздействие. Так реализуется смысл речевого общения на иностранном языке, обеспечивающего саморазвитие личности. Следовательно, чтобы диалог как педагогическая технология обучения общению на неродном языке содействовал саморазвитию личности, важно не сводить диалоги к формально подготовленному «общению», а конструировать их на основе внутренней мотивации участников.
      • Таким образом, речевая деятельность на разных уровнях общения проходит путь: восприятие – выражение - воздействие. Так реализуется смысл речевого общения на иностранном языке, обеспечивающего саморазвитие личности.
      • Следовательно, чтобы диалог как педагогическая технология обучения общению на неродном языке содействовал саморазвитию личности, важно не сводить диалоги к формально подготовленному «общению», а конструировать их на основе внутренней мотивации участников.