ГБОУ № 604 г. Санкт- Петербург, Пушкинский район
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории:
Брагина Елена Ильинична
Технология Развития Критического Мышления широко применялась в моей работе и работе моих коллег - педагогов Иркутской области Усольского района п. Среднего. ТРКМ помогла нам осваивать подходы к ФГОС НОО второго поколения. И теперь, работая в ГБОУ ГБОУ № 604 г. Санкт- Петербурга, Пушкинского района, я стараюсь обмениваться педагогическим опытом работы, накопленными знаниями и умениями с коллегами новой школы.
Ниже представлены материалы мастер-класса, который проводился мною в рамках школьного семинара ГБОУ № 604 по теме: «Технология Развития Критического Мышления». Материалы предназначены для использования в работе педагогов начальной и основной школы.
Приёмы ТРКМ.
Приём «Зигзаг». Работа в группах по составлению технологической карты урока в начальной школе.
“Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить”
Т. А́. Э́дисон
I. Теоретические материалы
Что такое критическое мышление? Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Определение Критического Мышления включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов. Под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Мыслить критически – значить, понять и осознать собственное «я», быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.
ТРКМ появилась в российском образовании в 1997 году, её авторы американские учёные Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Это был проект под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Петербургские учёные и педагоги адаптировали основные идеи проекта к потребностям российского образования. Эти идеи нашли своё отражение в методических пособиях и монографиях.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Структура педагогической ТРКМ посредством чтения и письма стройна и логична. Важным в ней является следование трём фазам (трём этапам урока соответственно) и соблюдение определённых условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д.
evocation (вызов, пробуждение) На этой стадии ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо ассоциации по изучаемому вопросу. realization (осмысление новой информации) На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией, причём методы и приёмы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. reflection (рефлексия) На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Т.о., ТРКМ – это целостная система, формирующая навыки работы с текстом, информацией.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
Главная цель ТРКМ – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
II. Приёмы ТРКМ по формированию определённых УУД (умений)
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях её усвоения:
Кластеры.
Таблица «Инсерт».
Приём «Общее-уникальное».
Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
Стратегия «Фишбон».
«Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:
«Инсерт»;
Дневники: двухчастный и трёхчастный.
Чтение с остановками.
Стратегия «Идеал».
Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
Таблица «ПМИ» или «ПМ?»
Таблица «Сравнение источников».
Умение формулировать и решать проблемы:
Стратегия «Фишбон».
Стратегия «Идеал».
Умение работать с понятиями:
Умение вести аргументированную дискуссию:
Умение интетпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:
Умение в области само - и взаимооценки:
Умение планировать собственную учебную деятельность:
Коммуникативные умения:
Приёмы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и др.)
Этот список можно было продолжить. Все эти приёмы выстроены в логике «вызов-осмысление-рефлексия».
III. Примеры отдельных приёмов, работающих на различных стадиях.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов (используется на трёх стадиях). Работает в основном в среднем и старшем звене школы. Можно адаптировать, упростив, и для начальной школы.
Приём направлен на развитие навыков составления вопросов. На стадии вызова, это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления – это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую – требующие подробного, развёрнутого ответа. Например, на уроке истории по теме: «Возникновение средневековых городов» учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме форме тонких и толстых вопросов. Это может выглядеть так.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? | Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? |
Предполагаемые вопросы:
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Когда в Европе стали возникать города? Сколько городов существовало в средневековой Европе? Кто строил средневековые города? | Чем отличается средневековый город от античного? Кто (какие категории населения) жил в средневековом городе? Почему стали возникать средневековые города? |
Ромашка Блума.
Систематика вопросов, основанная на созданной Бенджамином Блумом таксономии учебных целей (вариант классификации педагогических целей), соответствует вопросам различного типа. Учитывая, что «Блум» можно перевести с нем. как «цветок», приём «Ромашка Блума» выглядит в виде ромашки с 6 лепестками – с 6 типами вопросов:
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти.
Уточняющие вопросы – «То есть Вы говорите, что?….», «Если я правильно Вас поняла, то?…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются со слова «Почему?».
Оценочные вопросы (выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов) – «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»
Творческие вопросы (прогноз, предположение) – «Что изменилось бы в мире, будь …?»
Практические вопросы – (установление взаимосвязи теории с практикой) «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы на месте героя рассказа?»
3. Инсерт. Приём стадии осмысления – это самоактивизирующая системная разминка для эффективного чтения и размышления.
«Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения (авторы Воган и Эстес).
V (осознать новые знания) | + (исправить неверные предположения) | - (исправить неверные предположения | ? (побудить дальнейший интерес к теме) |
Я это знал (Уже знал) | Это для меня абсолютно новое (Новое) | Это противоречит тому, что я знал (Думал иначе) | Я хочу знать об этом больше (Не понял, есть вопросы) |
| | | |
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся на полях делать пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
1-й шаг: читаем текст и делаем пометки (это может быть 2 значка, 3 или 4);
2-й шаг: заполнение таблицы «Инсерт» (повторное чтение текста).
В начальной школе работает и приём «Задаём вопросы автору».
«Знаю – Хочу знать – Узнал»
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
В начальной школе данный приём можно использовать при изучении текста новых правил во 2-4 классах.
IV. Составление технологической карты урока для урока письма в 1 классе по теме: «Заглавная буква В» c участниками семинара на приёме "Зигзаг" или "Отсюда – туда"
Коллектив разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.)
На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко сформулированном виде то, что уже известно педагогам о технологической карте урока.
Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). Участникам групп раздаются отдельные части №1, №2, №3, №4 технологической карты урока. Каждый по отдельности изучает доставшийся материал.
На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола № 1, вторые номера занимают места вокруг стола №2, №3 и т.д.
После изучения своего вопроса, составления кластера (таблицы), оформления его на листе А 4, педагоги возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен полученной информацией в группе. Сведения, поступившие от всех членов группы обсуждаются, оформляются в "Сводную таблицу" (Приложение1. Технологическая карта урока письма).
Для учеников можно провести рефлексию по – иному. Для них таблица выглядит предельно просто. Средняя колонка называется "Линия сравнения". В центр доски записывается ключевое слово (тема урока). Представитель первых номеров вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять, помогать ему могут 2,3,4 , затем выступает представитель вторых номеров, его помощниками являются 1,3,4 номера и т. д. В результате произойдет сборка графического рисунка всей темы, обсуждение и закрепление изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными.
Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, что предотвращает утомление школьников, т.е. способствует здоровьесбережению.
Подводя же итоги работы мастер-класса для участников семинара, было предложено заполнить таблицу. Приём «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) (Таблица Донны Огл).
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
Используемая литература:
И.В.Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. УМ пособие.-2-е изд.-СПб.: КАРО, 2013.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
«Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
Фестиваль педагогических идей:
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
http://festival.1september.ru/articles/600417/