СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  1. Приёмы ТРКМ.
  2. Приём «Зигзаг». Работа в группах по составлению технологической карты урока в начальной школе.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления»

ГБОУ № 604 г. Санкт- Петербург, Пушкинский район

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории:

Брагина Елена Ильинична



Технология Развития Критического Мышления широко применялась в моей работе и работе моих коллег - педагогов Иркутской области Усольского района п. Среднего. ТРКМ помогла нам осваивать подходы к ФГОС НОО второго поколения. И теперь, работая в ГБОУ ГБОУ № 604 г. Санкт- Петербурга, Пушкинского района, я стараюсь обмениваться педагогическим опытом работы, накопленными знаниями и умениями с коллегами новой школы.

Ниже представлены материалы мастер-класса, который проводился мною в рамках школьного семинара ГБОУ № 604 по теме: «Технология Развития Критического Мышления». Материалы предназначены для использования в работе педагогов начальной и основной школы.





  1. Приёмы ТРКМ.

  2. Приём «Зигзаг». Работа в группах по составлению технологической карты урока в начальной школе.













“Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить”

Т. А́. Э́дисон

I. Теоретические материалы

Что такое критическое мышление? Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Определение Критического Мышления включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов. Под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Мыслить критически – значить, понять и осознать собственное «я», быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

ТРКМ появилась в российском образовании в 1997 году, её авторы американские учёные Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Это был проект под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Петербургские учёные и педагоги адаптировали основные идеи проекта к потребностям российского образования. Эти идеи нашли своё отражение в методических пособиях и монографиях.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Структура педагогической ТРКМ посредством чтения и письма стройна и логична. Важным в ней является следование трём фазам (трём этапам урока соответственно) и соблюдение определённых условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д.

evocation (вызов, пробуждение) На этой стадии ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо ассоциации по изучаемому вопросу. realization (осмысление новой информации) На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией, причём методы и приёмы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. reflection (рефлексия) На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Т.о., ТРКМ – это целостная система, формирующая навыки работы с текстом, информацией.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Главная цель ТРКМ – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.

Роль учителя в ТРКМ:

  • направляет усилия учеников в определенное русло;

  • сталкивает различные суждения;

  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

II. Приёмы ТРКМ по формированию определённых УУД (умений)

  1. Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях её усвоения:

  • Кластеры.

  • Таблица «Инсерт».

  • Приём «Общее-уникальное».

  • Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».

  • Стратегия «Фишбон».

  • «Бортовой журнал».

  1. Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:

  • «Инсерт»;

  • Дневники: двухчастный и трёхчастный.

  • Чтение с остановками.

  • Стратегия «Идеал».

  • Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

  • Таблица «ПМИ» или «ПМ?»

  • Таблица «Сравнение источников».

  1. Умение формулировать и решать проблемы:

  • Стратегия «Фишбон».

  • Стратегия «Идеал».

  1. Умение работать с понятиями:

  • Приём «Выглядит, как … Звучит как …»

  • Синквейн.

  • «Концептуальное колесо».

  • Денотатный граф.

  1. Умение вести аргументированную дискуссию:

  • Таблица «перекрёстной дискуссии».

  1. Умение интетпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:

  • Синквейн.

  • Кластеры.

  • Эссе и другие приёмы рефлексивного письма.

  • Приём «Общее-уникальное».

  • Сводная таблица.

  • Рамка.

  • Двухрядный круглый стол.

  1. Умение в области само - и взаимооценки:

  • Лист взаимооценки;

  • Парная письменная взаимооценка;

  • Градация;

  • Совокупная оценка.

  1. Умение планировать собственную учебную деятельность:

  • Таблица «Верные-неверные утверждения».

  • Вопросы «Верите ли вы?»

  • Кластеры.

  • Портфолио.

  1. Коммуникативные умения:

  • Приёмы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и др.)

Этот список можно было продолжить. Все эти приёмы выстроены в логике «вызов-осмысление-рефлексия».



III. Примеры отдельных приёмов, работающих на различных стадиях.

  1. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов (используется на трёх стадиях). Работает в основном в среднем и старшем звене школы. Можно адаптировать, упростив, и для начальной школы.

Приём направлен на развитие навыков составления вопросов. На стадии вызова, это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления – это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую – требующие подробного, развёрнутого ответа. Например, на уроке истории по теме: «Возникновение средневековых городов» учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме форме тонких и толстых вопросов. Это может выглядеть так.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Предполагаемые вопросы:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Когда в Европе стали возникать города?

Сколько городов существовало в средневековой Европе?

Кто строил средневековые города?

Чем отличается средневековый город от античного?

Кто (какие категории населения) жил в средневековом городе?

Почему стали возникать средневековые города?



  1. Ромашка Блума.

Систематика вопросов, основанная на созданной Бенджамином Блумом таксономии учебных целей (вариант классификации педагогических целей), соответствует вопросам различного типа. Учитывая, что «Блум» можно перевести с нем. как «цветок», приём «Ромашка Блума» выглядит в виде ромашки с 6 лепестками – с 6 типами вопросов:

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти.

Уточняющие вопросы – «То есть Вы говорите, что?….», «Если я правильно Вас поняла, то?…»

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются со слова «Почему?».

Оценочные вопросы (выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов) – «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»

Творческие вопросы (прогноз, предположение) – «Что изменилось бы в мире, будь …?»

Практические вопросы – (установление взаимосвязи теории с практикой) «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы на месте героя рассказа?»

3. Инсерт. Приём стадии осмысления – это самоактивизирующая системная разминка для эффективного чтения и размышления.

«Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения (авторы Воган и Эстес).



V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

-

(исправить неверные предположения

?

(побудить дальнейший интерес к теме)

Я это знал

(Уже знал)

Это для меня абсолютно новое (Новое)

Это противоречит тому, что я знал

(Думал иначе)

Я хочу знать об этом больше

(Не понял, есть вопросы)









Во время чтения текста необходимо попросить учащихся на полях делать пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

1-й шаг: читаем текст и делаем пометки (это может быть 2 значка, 3 или 4);

2-й шаг: заполнение таблицы «Инсерт» (повторное чтение текста).

В начальной школе работает и приём «Задаём вопросы автору».

  1. «Знаю – Хочу знать – Узнал»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать



В начальной школе данный приём можно использовать при изучении текста новых правил во 2-4 классах.



IV. Составление технологической карты урока для урока письма в 1 классе по теме: «Заглавная буква В» c участниками семинара на приёме "Зигзаг" или "Отсюда – туда"



Коллектив разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.)

На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко сформулированном виде то, что уже известно педагогам о технологической карте урока.

Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). Участникам групп раздаются отдельные части №1, №2, №3, №4 технологической карты урока. Каждый по отдельности изучает доставшийся материал.

На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола № 1, вторые номера занимают места вокруг стола №2, №3 и т.д.

После изучения своего вопроса, составления кластера (таблицы), оформления его на листе А 4, педагоги возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен полученной информацией в группе. Сведения, поступившие от всех членов группы обсуждаются, оформляются в "Сводную таблицу" (Приложение1. Технологическая карта урока письма).

Для учеников можно провести рефлексию по – иному. Для них таблица выглядит предельно просто. Средняя колонка называется "Линия сравнения". В центр доски записывается ключевое слово (тема урока). Представитель первых номеров вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять, помогать ему могут 2,3,4 , затем выступает представитель вторых номеров, его помощниками являются 1,3,4 номера и т. д. В результате произойдет сборка графического рисунка всей темы, обсуждение и закрепление изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными.

Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, что предотвращает утомление школьников, т.е. способствует здоровьесбережению.

Подводя же итоги работы мастер-класса для участников семинара, было предложено заполнить таблицу. Приём «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) (Таблица Донны Огл).

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать



Используемая литература:

  1. И.В.Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. УМ пособие.-2-е изд.-СПб.: КАРО, 2013.

  2. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

  3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998

  5. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.

  6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.

  7. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru

  8. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.

  9. Фестиваль педагогических идей:

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

http://festival.1september.ru/articles/600417/