Приложение
Технология «Развитие критического мышления» как средство реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
(Конфуций)
Актуальность опыта.
С приходом в нашу систему образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования задачи перед педагогами и школой в корне изменились. Если традиционно считалось, что основной задачей школы являлось образование, то теперь педагоги должны быть направляющей силой для развития природного потенциала обучаемых, самоопределения и самореализации личности, свободной адаптации в современной жизни.
Школа, по мнению авторов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, должна готовить зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, реализующего принципы Конституции, способного к самореализации в различных видах деятельности.
Для решения этих задач используются различные современные педагогические технологии, одной из которых является технология развития критического мышления.
Данная технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом , Скоттом Уолтером и с успехом применяется на уроках в современных школах нашей страны.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Цель технологии – развитие критического мышления мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы.
2.Технологичность опыта.
Технология развития критического мышления помогает научить школьников:
-Организации своей деятельности;
- Самореализации;
- Умению творчески мыслить;
- Формированию и отстаиванию собственной точки зрения;
- Партнерским отношениям;
- Умению сотрудничать;
- Умению слушать;
- Мобильности.
Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.
Стадия вызова.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
Информация полученная на первой стадии выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
На этом этапе можно использовать такие приёмы (приложение 1):
-«Мозговая атака»;
-«Плюс-минус-вопрос»;
-«Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы…»;
-«Корзина идей»;
-«Кластер»;
-«ключевые термины».
2. Стадия осмысления.
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы | Деятельность учащихся. |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
На этом этапе можно использовать такие приёмы (приложение 2):
-«Инсерт»;
-«Бортовые журналы»;
-таблица «тонких» и «толстых вопросов»;
-таблица «З-Х-У»;
-чтение с остановками;
-«дерево предсказаний»;
-«шесть шляп мышления»;
-«кубик»;
-двухчастный или трёхчастный дневник;
-дневники и бортовые журналы;
-таблицы;
-дискуссии.
3. Стадия рефлексии.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы | Деятельность учащихся |
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. |
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.
На этом этапе можно использовать такие приёмы (приложение 3):
-эссе;
-«РАФТ»;
-дискуссия.
3.Результативность опыта.
Технологию развития критического мышления можно использовать на любом учебном предмете и в любом классе. Я считаю, что больше пользы эта технология принесёт тогда, когда начинаешь использовать её с первой школьной ступени. Я применяю эту технологию со 2 класса. Начила с отдельных приёмов ( кубик, дерево предсказаний, синквейн, «верите ли вы…»), затем стала разрабатывать целые занятия, постепенно переходя к составлению блоков по темам.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии развития критического мышления является мониторинг деятельности учащегося. Использование листов оценки, анкетирование позволяет быстро, чётко и объективно оценить активность каждого участника и составить дальнейший план его развития.
Для оценивания результативности использования приемов были разработаны следующие критерии:
Развитие логического мышления
Развитие критического мышления
Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях
Уровень развития критического мышления определялся такими показателями:
умение ставить вопрос
умение работать с информацией
Развитие логического мышления через:
умение обобщать
умение анализировать
умение устанавливать причинно – следственные связи.
Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе использовалась методика «Найди несколько различий», «Выделение существенных признаков» (приложение 4).
Изучалось:
Результаты мониторинга учащихся за 2 класс:
Уровень развития | Начало учебного года – сентябрь | Конец учебного года - май |
Высокий | 9,5 % | 14, 3 % |
Норма | 42,8 % | 66,7 % |
Близкий к норме | 28,6 % | 14,3 % |
Низкий | 19, 1 % | 4.7 % |
| | |
Результаты мониторинга учащихся за 3 класс.
Уровень развития | Начало учебного года – сентябрь | Конец учебного года – май (прогноз) |
Высокий | 12,5 % | 14, 3 % |
Норма | 64,3 % | 73,7 % |
Близкий к норме | 18.5% | 9.5 % |
Низкий | 4,7 % | 2.5 % |
| | |
Сравнительный анализ данных показал, что к концу 2 класса количество учащихся, показывающих высокий уровень и уровень развития, соответствующий норме остаётся стабильным.
В третьем классе уровень развития критического мышления изучался приёмами составление кластера и маркировки текста. Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать причинно – следственные связи оценивалось по уровням:
Уровень | Параметры | Баллы |
Допустимый | Полное отражение темы в кластере и установление причинно – следственных связей | 10 баллов |
Средний | Н неполное отражение темы в кластере и установление причинно – следственных связей | 7-9 баллов |
Низкий | Неумение устанавливать причинно – следственные связи | Меньше 7 баллов |
Результаты мониторинга умения работать с информацией:
Уровень развития | Умение систематизировать материал | Умение устанавливать причинно-следственные связи | Умение систематизировать материал | Умение устанавливать причинно-следственные связи |
| Начало (сентябрь) | Начало (сентябрь) | 1 полугодие | 1 полугодие |
Допустимый | 6уч. - 33.3% | 8уч.44.4% | 6уч. 33.3% | 10уч.55.5% |
Средний | 7уч. 38.8% | 7уч. 38,8% | 8уч. 44,4% | 4уч. 22.2% |
Низкий | 5уч. 27,7% | 3уч. 16,6% | 4уч. 22,2% | 3уч. 16.6% |
Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более 50% учащихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить причинно- следственные связи.
Применение данной педагогической технологии позволяет развивать у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных интересов учащихся.
Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, получают задания творческого характера: составить ребусы, кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, карточки по заданной тематике.
Технология развитие критического мышления позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.
Мониторинг учебной деятельности на уроках литературного чтения и русского языка, окружающего мира.
Уровень развития техники чтения уровень развития техники чтения
2013-2014 учебный год 2013-2015 учебный год
![]()
![]()
Умение ставить вопросы к тексту. Уровень развития письменной речи.
![]()
Понимание прочитанного.
Составление синквейна
Преимущества данной технологии:
Работая с детьми можно отметить следующие преимущества данной технологии:
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно- насыщенного текста;
есть возможность повторения, закрепления изученного материала
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа сплачивает, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
письменная речь развивает в детях навыки чтения и навыки чтения развивают письменную речь;
в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
развивает активное слушание;
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
предоставляется случай показать себя с лучшей стороны перед одноклассниками и учителями, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая
по данной технологии.
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий успешной адаптации.
Большие моральные, временные и материальные затраты.
Критическое мышление – это самостоятельный поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление - это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Эта задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
Лучше иногда задавать вопросы,
чем знать наперёд все ответы». Дж. Тэрбер.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Садовская средняя общеобразовательная школа»
Кетовский район Курганская область

Реутова Алёна Александровна
учитель начальных классов
тема опыта: Технология «Развитие критического мышления» как средство реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2015 год
10