СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология РКМЧП на уроках литературы (из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены приемы инновационной технологии, позволяющие сделать урок личностно значимым для всех участников образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Технология РКМЧП на уроках литературы (из опыта работы)»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы Горбачева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Новоалександровская СОШ» высшей квалификационной категории

Использование технологии

развития критического мышления через чтение и письмо

на уроках литературы

Горбачева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Новоалександровская СОШ»

высшей квалификационной категории

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:  - уметь самостоятельно приобретать знания;  - применять их на практике для решения разнообразных проблем;  - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;  - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

- уметь самостоятельно приобретать знания;

- применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Отсутствие культуры критичного чтения Неумение выделять причинно – следственные связи, делать анализ того или иного эпизода произведения Неумение подвергать критической оценке учебный материал Отсутствие аргументов и вывода в своих выступлениях Неумение формулировать собственное мнение по какой – либо проблеме Отсутствие ответа на поставленный вопрос Снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников Отсутствие терпимости к иной точке зрения в общении У Пассивность учащихся на уроках русского языка и литературы Отсутствие атмосферы, способствующей развитию критического мышления, коммуникативной компетенции на уроке
  • Отсутствие культуры критичного чтения
  • Неумение выделять причинно – следственные связи, делать анализ того или иного эпизода произведения
  • Неумение подвергать критической оценке учебный материал
  • Отсутствие аргументов и вывода в своих выступлениях
  • Неумение формулировать собственное мнение по какой – либо проблеме
  • Отсутствие ответа на поставленный вопрос
  • Снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников
  • Отсутствие терпимости к иной точке зрения в общении
  • У Пассивность учащихся на уроках русского языка и литературы
  • Отсутствие атмосферы, способствующей развитию критического мышления, коммуникативной компетенции на уроке

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии . Международный журнал «Перемена»  о развитии критического мышления

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.
  • Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
  • В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
  • Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии .
  • Международный журнал «Перемена»

о развитии критического мышления

Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения  с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Образовательные результаты РКМЧП:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
  • способность брать на себя ответственность;
  • способность участвовать в совместном принятии решения;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
  • с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.
Фаза  рефлексии  ( reflection ).   Фаза вызова  (evocation) . Фазы урока Фаза  реализации  смысла   (realization of meaning) .

Фаза

рефлексии

( reflection ).

Фаза

вызова

(evocation) .

Фазы урока

Фаза

реализации

смысла

(realization

of meaning) .

Цели :  Активизация каждого обучающегося Актуализация изученного  ( повторение) Мотивация Создание условий, позволяющих ученику самостоятельно сформулировать цели урока

Цели :

  • Активизация каждого обучающегося
  • Актуализация изученного

( повторение)

  • Мотивация
  • Создание условий, позволяющих ученику самостоятельно сформулировать цели урока
Прием прогнозирования, прием составления списка известной информации,  «древо предсказаний», подбор определений, проблемный вопрос, прием «Корзина идей», «мозговой штурм». кластер и т.п.
  • Прием прогнозирования,
  • прием составления списка известной информации,
  • «древо предсказаний»,
  • подбор определений,
  • проблемный вопрос,
  • прием «Корзина идей»,
  • «мозговой штурм».
  • кластер и т.п.
активизации ученика; актуализации предшествующих знаний; мотивации на получение новой информации.
  • активизации ученика;
  • актуализации предшествующих знаний;
  • мотивации на получение новой информации.
1 . Прогнозирование темы урока; 2. Прогнозирование темы произведения по отличительным признакам или ключевым деталям; 3. Прогнозирование времени написания произведения; 4. Прогнозирование этапа в биографии писателя, поэта; 5. Прогнозирование по фотографии.

1 . Прогнозирование темы урока;

2. Прогнозирование темы произведения по отличительным признакам или ключевым деталям;

3. Прогнозирование времени написания произведения;

4. Прогнозирование этапа в биографии писателя, поэта;

5. Прогнозирование по фотографии.

1   2     3 4       5   6     7   8 9 10

1

 

2

 

 

3

4

 

 

 

5

 

6

 

 

7

 

8

9

10

В процессе реализации стадии вызова важно:  давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно. Без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; работа в группах на стадии вызова, заинтересованность в познавательной деятельности, её результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.

В процессе реализации стадии вызова важно:

  • давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно. Без боязни ошибиться и быть исправленным учителем;
  • фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;
  • работа в группах на стадии вызова, заинтересованность в познавательной деятельности, её результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.
Цели этой стадии в технологии поддержание активности учеников отслеживание ими собственного восприятия.

Цели этой стадии в технологии

поддержание активности учеников

отслеживание ими собственного восприятия.

Прием «Чтение с остановками».  Примерные вопросы.  По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы.

По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Какие события могут произойти в описанной

обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас

имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие

ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было

неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы

бы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Прием  «Знаю – хочу узнать - узнал». Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Узнал (реализация смысла или рефлексия) Ставлю цели Что я знал, а что узнал?

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал».

Знаю

(вызов)

Хочу узнать

(вызов)

Работаю в паре: что я знаю о теме урока?

Узнал

(реализация смысла или рефлексия)

Ставлю цели

Что я знал, а что узнал?

Прием  «Чтение с пометками INSERT ». V + Я это знал Новое для меня - ? Я думал иначе Интересно Непонятно Нужно разобраться

Прием «Чтение с пометками INSERT ».

V

+

Я это знал

Новое для

меня

-

?

Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно разобраться

Прием «Двойной дневник». Фразы из текста , которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)  Комментарий : что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст Текст

Прием «Двойной дневник».

Фразы из текста , которые

произвели

наибольшее

впечатление

(согласие, протест или

непонимание)

Комментарий : что

заставило записать

именно эту фразу?

Какие мысли,

вопросы, ассоциации

и воспоминания она

вызвала?

Текст

Текст

ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ Тонкие вопросы Толстые вопросы  Кто...?  Что...?  Когда...?  Как звать...?  Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ

Тонкие

вопросы

Толстые

вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Прием «Ромашка вопросов» Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию . Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей. Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Прием «Ромашка вопросов»

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию .

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Цели: Классификация и систематизация материала Выражение отношения  ( формирование позиции) к информации (мысли + чувства) Обмен мнениями Самооценка

Цели:

  • Классификация и систематизация материала
  • Выражение отношения

( формирование позиции) к информации (мысли + чувства)

  • Обмен мнениями
  • Самооценка

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки, письма» Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде. Например, после рассмотрения образа помещиков, учащимся предлагается составить телеграмму-приглашение от лица одного из помещиков в адрес Чичикова: «Бесплодный мечтатель и фантазер приглашает Вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка».  (Подъячева А, 9 класс)

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки, письма»

Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

Например, после рассмотрения образа помещиков, учащимся предлагается составить телеграмму-приглашение от лица одного из помещиков в адрес Чичикова:

«Бесплодный мечтатель и фантазер приглашает Вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка». (Подъячева А, 9 класс)

Письмо Софье из ХХI века  Софья.  Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты, люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты, имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки “любят ушами”. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь “героя своего романа”, как,  впрочем, и я.

Письмо Софье из ХХI века

Софья.

Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты, люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты, имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки “любят ушами”. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь “героя своего романа”, как, впрочем, и я.

Манилов Ленивый, бесхозяйственный.  Мечтает, сидит дома, ничего не делает.  Почему он такой?  Потому что «мертвая душа».   Ноздрев Хвастливый, драчливый.  Играет в карты, пьет и врет.  Страсть к чему угодно.  Почему он такой?  «Мертвая душа»!

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный. Мечтает, сидит дома, ничего не делает. Почему он такой? Потому что «мертвая душа».

Ноздрев

Хвастливый, драчливый. Играет в карты, пьет и врет. Страсть к чему угодно. Почему он такой? «Мертвая душа»!

По данным опроса учеников: 97% из них полагают, что новые методы преподавания делают уроки более интересными, а работа в группах с одноклассниками делает процесс обучения особенно эффективным (25%). Новая методика позволяет лучше запоминать материал (12%), активно участвовать в совместной работе (11%), свободно выражать свое мнение (5%). Из всех опрошенных учеников 86% считают, что проведение уроков по технологии «Критического мышления» принесло положительные результаты, в то время как 13% отметили некоторые негативные последствия.

По данным опроса учеников:

97% из них полагают, что новые методы преподавания делают уроки более интересными, а работа в группах с одноклассниками делает процесс обучения особенно эффективным (25%). Новая методика позволяет лучше запоминать материал (12%), активно участвовать в совместной работе (11%), свободно выражать свое мнение (5%). Из всех опрошенных учеников 86% считают, что проведение уроков по технологии «Критического мышления» принесло положительные результаты, в то время как 13% отметили некоторые негативные последствия.

Положительные аспекты Отрицательные аспекты -класс лучше работает сообща; -стало легче учиться; -все активно участвуют в работе; -усиление мотивации и увеличение объёма знаний; -глубже понимается содержание; -знания приобретаются в классе; -самостоятельная работа в классе -труднее поддерживать дисциплину; -возможно «выпадение» ученика из учебного процесса при групповой работе; -ограничено время, отданное на подробное рассмотрение более сложных тем; -затруднена оценка индивидуальной работы

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

-класс лучше работает сообща;

-стало легче учиться;

-все активно участвуют в работе;

-усиление мотивации и увеличение объёма знаний;

-глубже понимается содержание;

-знания приобретаются в классе;

-самостоятельная работа в классе

-труднее поддерживать дисциплину;

-возможно «выпадение» ученика из учебного процесса при групповой работе;

-ограничено время, отданное на подробное рассмотрение более сложных тем;

-затруднена оценка индивидуальной работы

класс год 8 качество знаний 2009 9 2010 33 % 54 %

класс

год

8

качество знаний

2009

9

2010

33 %

54 %

Динамика обучаемости 8 – 9 классов (по методике Третьякова П.И.) год уровень 2009 I – 21 % (низкий уровень) II – 45 % (средний уровень) III – 34 % (высокий уровень) 2010 I – 11 % (низкий уровень) II – 32% (средний уровень) III – 58% (высокий уровень)

Динамика обучаемости 8 – 9 классов

(по методике Третьякова П.И.)

год

уровень

2009

I – 21 % (низкий уровень)

II – 45 % (средний уровень)

III – 34 % (высокий уровень)

2010

I – 11 % (низкий уровень)

II – 32% (средний уровень)

III – 58% (высокий уровень)

Уровень воспитанности год уровень 8 А (2009 год) I – 42 % (низкий уровень) II – 28 %(средний уровень) III – 30 % (высокий уровень) 9 А ( 20 10 год) I – 36 % (низкий уровень) II – 32 % (средний уровень) III – 32 % (высокий уровень)

Уровень воспитанности

год

уровень

8 А (2009 год)

I – 42 % (низкий уровень)

II – 28 %(средний уровень)

III – 30 % (высокий уровень)

9 А ( 20 10 год)

I – 36 % (низкий уровень)

II – 32 % (средний уровень)

III – 32 % (высокий уровень)

Динамика уровня интеллектуального развития (Методика Р. Амтхауэра «Тест интеллектуальных способностей») год уровень 8 А (2009 год) низкий уровень-38% средний уровень- 30% высокий уровень- 32% 9 А ( 2010 год) низкий уровень- 26% средний уровень- 28% высокий уровень- 46%

Динамика уровня интеллектуального развития

(Методика Р. Амтхауэра «Тест интеллектуальных способностей»)

год

уровень

8 А (2009 год)

низкий уровень-38%

средний уровень- 30%

высокий уровень- 32%

9 А ( 2010 год)

низкий уровень- 26%

средний уровень- 28%

высокий уровень- 46%

Автор данного шаблона: ФИО: Зарецкая Татьяна Ивановна Должность: временно неработающий учитель английского языка Название сайта: http://pedsovet.su/

Автор данного шаблона:

ФИО: Зарецкая Татьяна Ивановна

Должность: временно неработающий учитель английского языка

Название сайта: http://pedsovet.su/