Технология.
Тема. Мир тканей. Для чего нужны ткани?
Целевые установки урока
Предметные
— Ввести понятия «ткани и нитки — материалы», выявить характерные особенности материалов;
— познакомиться с видами тканей, их использованием;
— исследовать свойства нескольких видов тканей, провести их сравнение между собой и с бумагой;
— научить завязывать узелок;
— освоить умение организовывать рабочее место для работы с текстилем.
Метапредметные
Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:
— наблюдать и называть свойства ткани;
— сравнивать свойства разных видов ткани и бумаги;
— соотносить материалы, изделия из них, мастериц, изготавливающих эти изделия;
— ориентироваться в материале на страницах учебника, рабочей тетради;
— находить ответы на вопросы, используя учебник, памятки (даны в конце учебника), свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— открывать новое знание и практическое умение через практическое исследование и пробные упражнения (несколько видов тканей, строение и свойства ткани, крепление нитки на ткани с помощью узелка);
— делать выводы о наблюдаемых явлениях;
— отбирать необходимые материалы для работы;
— обобщать (называть то новое, что освоено).
Личностные
Осознавать необходимость уважительного отношения к труду людей.
Учебные (предметные) проблемы урока
Что такое ткани? Какие они бывают? Для чего нужны ткани?
Оборудование
Для учителя. Образцы нескольких видов тканей (канва, ситец, драп и др.), лист писчей бумаги, кусочек картона, клей ПВА, иголка с ниткой, степлер, утюг. Для учащихся. Материалы: образцы нескольких видов тканей (канва, ситец, драп), лист писчей бумаги. Инструменты: ножницы, иголка с ниткой.
Ход урока
I. Познавательно-информационная беседа
— Какие материалы вы знаете?
— Каково основное свойство пластилина? (Пластичность.)
— Похож ли картон на бумагу? Чем он похож, чем не похож?
— Какие похожие свойства у бумаги и картона?
Промежуточное обобщение
— Нас окружает много изделий, изготовленных из разных материалов. У каждого материала свои свойства.
Работа по учебнику: рассмотреть верхние рисунки в учебнике на с. 66. Прочтите и обсудите текст над рисунками. Выполните задание.
Промежуточное обобщение
— Ткани и нитки — материалы, изготавливаемые человеком. Ткани и нитки бывают разные. Для каждого изделия подбирают разные ткани и нитки.
— Давайте сравним разные виды тканей, узнаем их свойства.
Ученики делятся на группы.
II. Практическая работа
Организация рабочего места
Ученикам раздаётся необходимое оборудование для каждой группы.
— Ткань — новый материал, значит, надо подумать, как организовать рабочее место.
— Вспомните наше правило: что берём правой рукой, кладём справа, что берём левой рукой, кладём слева. Попробуйте его применить и разложить все предметы на парте.
— Теперь сравните свою раскладку с рисунком в учебнике на с. 67.
Ученики сравнивают рисунок и объясняют особенности своей раскладки предметов.
Практическое исследование образцов ткани и бумаги
Исследование выполняется по вопросам учебнике на с. 67.
1. Самостоятельная работа
1-е задание. Сравнение образцов по строению. Вывод: бумага однородная, в ней можно разглядеть мелкие ворсинки, а ткани состоят из переплетённых между собой ниток.
2-е задание. Сравнение материалов по цвету. Вывод: ткани бывают разных цветов, как и бумага. У ткани, так же как и у бумаги, может быть лицевая и изнаночная сторона.
3-е задание. Сравнение поверхностей образцов тканей. Вывод: поверхности тканей чаще шероховатые, т. е. ворсистые, но могут быть и гладкими (шёлк, сатин).
4-е задание. Сравнение образцов тканей по толщине. Вывод: ткани бывают тонкие, как бумага, и бывают толще бумаги.
5-е задание. Исследование свойства сминаемости тканей. Вывод: ткань мнётся, бумага тоже.
6-е задание. Исследование возможности восстановления первоначального вида материалов после сминания их образцов. Вывод: ткань можно разгладить горячим утюгом. Бумаге после её сминания прежний вид вернуть нельзя.
7-е задание. Исследование приёма резания ткани ножницами. Обратите внимание детей на то, что ткань, как и бумага, режется ножницами.
8-е задание. Исследование способов соединения ткани с тканью и ткани с картоном и бумагой. Дети под руководством учителя пробуют разные способы соединения материалов. Учатся завязывать узелок с опорой на памятку. Вывод: ткани лучше сшивать нитками, ткань с бумагой и картоном склеивается, со единение материалов скрепкой из степлера неэстетично и непрактично. Сделайте общий вывод о сходстве и различиях разных образцов материалов.
2. Уборка рабочих мест
III. Итоговое обобщение
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
Вывод: разные виды ткани имеют различный внешний вид, но все они имеют общее строение — переплетённые нити. Главное использование ткани — для изготовления одежды.