ТРУД 4-1-1,2
Тема урока: Изготовление воздушного змея из картонной бумаги.Из истории создания воздушных змеев
Цель урока: обучить учащихся работе с картонной бумагой. Углубить знания о свойствах данного материала. Объяснить специфику работы с твердой картонной бумагой. Обучить учащихся способам изготовления воздушного змея с помощью бумаги и ниток; закрепить навыки его изготовления. Сообщить информацию о влиянии аэродинамического сопротивления и давления воздуха на полет воздушного змея.
Необходимые инструменты и материалы: ножницы, прочная тонкая нитка (10 м), карандаш, линейка, лист бумаги размером 25 смх 25 см, пучок ниток, клей.
Ход урока
Картонная бумага намного плотнее и толще обычной бумаги. Лицевая сторона картонной бумаги гладкая, блестящая, а обратная - шероховатая. Картонную бумагу используют на производственных предприятиях, в быту, различных учреждениях, строительстве. Например, на промышленных предприятиях и фабриках по выпуску одежды, обуви, швейных изделий, продуктов питания используют коробки из картонной бумаги в качестве упаковки. Различные коробки из картона используются и в быту.
В процессе работы с картоном нужно помнить следующее:
для нанесения определенных знаков и линий используется лицевая сторона картонной бумаги;
во время работы с картонной бумагой (при разрезании ножницами) необходимо строго соблюдать правила безопасности и гигиены.
Обучение изготовлению воздушного змея из бумаги происходит в период, когда у учащихся идет активный процесс формирования серьезного отношения к труду, что имеет важное воспитательное значение.
Учащиеся должны пробовать выполнять сложные для их возраста виды работ с бумагой, а именно: измерять и вводить обозначения знаками на картонную бумагу, вырезать, конструировать и выполнять другие виды работ. При этом, осознавая важность качественного выполнения работы, они должны соблюдать точность при нанесении на материал знаков измерения, показанных на чертеже.
В процессе изготовления воздушного змея у учащихся развиваются ловкость рук, творческие способности. Они стараются совершенствовать свои умения в труде путем выполнения творческой работы. В результате повышается уровень синхронной связи между процессом развития ловкости рук, зрением и мышлением. Благодаря стремлению выполнять сложные виды работ у учащихся формируются способности к труду, развиваются интерес к делу, усердие.
В начале урока, прежде чем учащиеся приступят к работе по изготовлению воздушного змея, учителю необходимо продемонстрировать им иллюстрации разных моделей воздушного змея, а затем предложить выбрать одну из них. В этом случае каждый ученик будет заинтересован в результате дела.
Следует рассказать о том, каким образом поднимается в воздух выбранная модель воздушного змея, а также о том, что воздушный змей используется не только в качестве объекта детских игр, но и как праздничный атрибут у некоторых народов, а также в научных исследованиях.
Практическая работа
Подготовка к практической части урока:
Прежде чем учащиеся приступят к изготовлению воздушного змея, их нужно разделить на две-три группы в зависимости от индивидуальных способностей.
Определить список инструментов и материалов, необходимых для изготовления воздушного змея. Проследить, чтобы все необходимое для работы было подготовлено.
Учитель предлагает учащимся выполнить работу по образцу, данному в учебнике (работа с учебником).
необходимость правильного нанесения на поверхность бумаги знаков измерения согласно образцу модели воздушного змея;
умение правильно складывать бумагу по обозначенным линиям;
знание приемов закрепления ниток.
Перед началом работы с острыми инструментами (иголкой, ножницами) и клеем следует объяснить уча щимся правила безопасности, подчеркнуть необходимость соблюдения требований гигиены на рабочем месте. Также нужно напоминать о таких мерах предосторожности, как хранение ножниц в специальной коробке, правильная передача ножниц другому человеку - вперед кольцами.
Занимательный материал
Учитель объясняет задание: учащиеся должны поставить числа по порядку и отгадать зашифрованные слова.
Привязной летательный аппарат, поддерживается в воздухе давлением ветра, удерживается с земли (воздушный змей ).
Вопросы для закрепления:
Из каких материалов можно сделать воздушного змея?
Каким образом воздушный змей поднимается в воздух?
Были ли трудности в процессе изготовления воздушного змея? Если трудности были, то какие?
Можно ли украсить воздушного змея?