СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология целеполагания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка подойдет для всех учителей. Здесь приводятся технологии целеполагания.

Просмотр содержимого документа
«"Технология целеполагания"»

"Технология целеполагания"
 

Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает.

Так поставим перед собою цель — высшее благо, чтобы

стремиться к ней изо всех сил и иметь ее в виду в каждом деле,

в каждом слове.

 

ЛуцийАнней Сенека (Младший)

Глава 1 "Определения".

Продолжаем начатый разговор о целях и целеполагании.

В первую очередь нам необходимо определиться с терминами, чтобы дальше говорить на одном языке. Итак, что такое цель?

Современные толковый словарь русского языка дает такие определения цели:

  1. Объект для попадания при стрельбе или метании

  2. Заранее намеченный пункт следования

  3. То, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача

  4. Намерение, желание

В толковом словаре В.И.Даля под целью понимается «конечное желание, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть».

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

  1. предвосхищаемый результат деятельности;

  2. предметная проекция будущего;

  3. субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Итак, цель, как научное понятие, есть представление в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность.
То есть, цель - это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить.

Для того, чтобы цель стала известна и понятна другим людям ее необходимо описать, т.е., сформулировать цель. В формулировке цели необходимо четко определить, что именно мы хотим получить. В этом случае мы не можем использовать термины описания процесса, нам необходимо обрисовать результат («цель-результат»). Конечно, многие из нас привыкли формулировать цель, как раз, в терминах процесса («цель-процесс») и новый принцип, на первый взгляд, кажется слишком необычным. Это объясняется еще и тем, что очень часто мы занимались формальным планированием и также относились к целеполаганию.

Реальное планирование и соответствующее ему целеполагание требуют новых подходов и нового отношения к себе. Если мы хотим не только ставить реальные цели, но и действительно достигать их, то нам необходимо принципиально изменить подходы к целеполаганию. Именно новые подходы к постановке цели мы с Вами будем рассматривать в ходе изучения данного курса.

Цель - это:

  1. То, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение наших профессиональных обязанностей. Например: «Победа в Олимпиаде педагогов «Современное образование» . Формулировка цели в этом случае может быть такой: «Я стала победителем в Олимпиаде педагогов в номинации «5 вершин»».

  2. Нечто совершенно реальное, определенное, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием. Например: «Мною завоевана победа в профессиональном конкурсе педагогов «Мой класс – моей школе» в текущем году».

  3. То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать. Например, «Прибавка к ежемесячной зарплате в размере 2000 рублей». Уверен, с формулировкой этой цели Вы справитесь сами :-).

  4. То, к чему надо прийти (в прямом или переносном смысле), то, для чего потребуется приложить усилия, затратить ресурсы. Например: «Моя работа признана лучшей по итогам комплексной оценки за этот год».

  5. То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях.Например: «Я славно провела отдых с семьей в палатке в сосновом бору на берегу Ладожского озера в июле 2015 года».

Рассматривая приведенные критерии по отдельности и в совокупности, мы приходим к выводу – цель – это краеугольный камень осмысленной деятельности, она является ориентиром для понимания наших желаний, она задает вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний. Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного ее определения, точности ее формулировки.

Давайте для дальнейшего разговора примем, что цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате. 

Нужно ли ставить цели в педагогике? Риторический вопрос. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.

Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.

Хотите спросить, каким образом можно на уроке достигать цели, не связанные с изучением предмета? Отвечу – в рамках технологии репродуктивного обучения такие возможности резко ограничены. Поэтому, новые образовательные стандарты ориентированы на современные образовательные технологии, например,технологию активных методов обучения (АМО), технологию модерации, технологию социального проектирования. В формате технологии АМО педагог-предметник совершенно обоснованно может ставить комплекс образовательных целей и уверенно их достигать.

Давайте посмотрим, для чего педагог определяет цели?

  1. В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.

  2. Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.

  3. Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.

  4. Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.

  5. Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.

Таким образом, мы кратко определили смыслообразующую и содержательную составляющие целеполагания, и теперь можем перейти к технической (инструментальной) составляющей процесса определения и формулировки цели, т.е., целеполаганию. Но перед этим необходимо выполнить практическое задание, а также обсудить, какие ошибки наиболее часто встречаются при целеполагании, чтобы не совершать их при постановке цели.

Практическое задание мы рекомендуем Вам выполнить прямо сейчас, а с ошибками целеполагания Вы познакомитесь завтра, изучив следующий выпуск курса.