Технология успеха обучения.
Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Все понимают, что современный урок должен отвечать требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Проработав некоторое время в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по традиционным методикам, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. И только положительная мотивация при изучении того или иного предмета - это залог успеха в его изучении.
Поэтому, когда в первые годы работы передо мной встала проблема в выборе методической темы, В.В. Парфенов порекомендовал тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики» и выстроить методическую систему работы по «Технологии успеха обучения»
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.
Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.
А радость обязательно вызовет интерес к учению».
На классном часе в 5г классе по теме: «Дорогой отличника», опять же предложенной В.В.Парфеновым, мы с ребятами вывели формулу успеха:
Всё начинается с мечты: 1-го сентября, собираясь в школу, каждый ребенок мечтает о том, что вот именно в этом году он будет учиться на «отлично»;
Поэтому в нем закипает желание, чтобы в его дневнике по каждому предмету стояли бы одни «5»;
Он ставит перед собой цель: и принимает обязательства на 1 четверть;
Чтобы прийти к своей цели нужно правильно спланировать свою работу: при подготовке к урокам использовать дополнительную литературу, пользоваться образовательными сайтами; участвовать в различных олимпиадах…и т.д.
Выполняя всю эту работу можно получить конкретный результат!!!
Моя задача как учителя, организовать учебный процесс так, чтобы все мечты ребенка стали явью…
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Образование начинается с урока, уроком оно и заканчивается.
Урок первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А.Сухомлинский
(выдающийся советский педагог-новатор)
Современный урок - это эффективный урок .«Эффективность урока – полезность для развития каждого ребёнка.»
Формула эффективного урока состоит их следующей цепочки:
Потребность – мотив – цель – действие – рефлексия.
Потребность-применение математики в жизни
Мотив и цель – заинтересовать ребят интересными заданиями
Действие - вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания.
Рефлексия – каждый ученик должен уйти с урока с позитивным настроем, довольный своими успехами на уроке.
Еженедельно по понедельникам в нашей школе с дежурными проводятся беседы о том, как прошла учебная неделя, и ребятам, кроме прочих вопросов задаётся и такой: «Какой из уроков, на ваш взгляд, был наиболее эффективным? И что вы понимаете под понятием «эффективный урок?»»
Мы обсудили этот вопрос на классном часе, где ребята высказывали свои мнения, но наиболее часто ребята говорили о том, что им нравится работать, когда есть план урока, т.е. когда у каждого на парте лежит «Карта урока», где прописаны все его этапы и даны критерии оценки деятельности на уроке.
Использование Плана-карты урока предложил В.В.Парфенов. В такой карте подробно описывается ход всего урока. И ученик зная все этапы урока может самостоятельно выполнять предложенные задания по плану, проверять себя по ключам, оценивать работу по данным критериям.
Структура урока
1 Мотивационная беседа.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Проверка домашнего задания.
4. Отработка и систематизация материала, открытие новых знаний .
5. Применение опорных знаний при решении задач.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Пример урока с применением «Карты урока» я хочу представить вашему вниманию!
На партах у ребят лежат Карты урока.
Организационная структура урока |
Этап 1. Организационный |
Задачи | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, знакомство с листами самоконтроля.  «+» – справился без затруднений, в листочках нарисуй красное солнышко  « -» справился с задачей, но возникли сложности, нарисуй синее облачко |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе |
Этап 2. . Мотивация к учебной деятельности Активация необходимых знаний. |
Проблемная ситуация |   |
Разминка (планшеты) | Фронтальная работа. |
Ребусы | Разгадать ребусы |
Этап 3. Целеполагание. |
Задачи | Сформулировать цель и задачи урока |
Повторение. Проверка дом задания | Гамбарин, стр 58, 53 №496,497,454 |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Документ-камера |
Проверочная работа (закрепление материала): Гамбарин, стр 58, Работа у доски на створках! Взаимопроверка! | 1вариант: № 498 2вариант: № 499  |
Этап 4. Изучение нового материала. |
Задачи | Алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация |
Форма организации деятельности учащихся | построение логической цепи рассуждений, самостоятельное формулирование алгоритма |
Этап 5. Формирование способов действий |
| Отработка умения применять алгоритм при решении нестандартных задач |
Задачи |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация |
Форма организации деятельности учащихся:  | Индивидуальная работа. Работа по образцу, который даётся в памятке. Самопроверка! |
Этап 6. Применение понятий и способов действий. |
Задачи | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Проверка навыков применения алгоритма |
Форма организации деятельности учащихся: | Индивидуальная, групповая |
Этап 7. Итог урока. Рефлексия. |
Задачи | Анализ карточек самоконтроля, подсчет результатов, выставление оценок. Выявление интереса и трудностей при изучении темы. |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная |
Этап 8. Домашнее задание |
1.Гамбарин, стр 59, № 501,503 2.Составить и решить по три примера подобных тем, что решали с сайта ФИПИ | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
«Бывает, что во время урока математики, когда даже воздух стынет от скуки, в класс со двора влетает бабочка…»
А. П. Чехов
Для моих учеников такой «бабочкой» стало применение в работе различных дидактических и интеллектуальных игр.
Игра даёт возможность ребёнку проявить невостребованные на уроке способности, развивать личностные качества.
Считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть "понимающей математикой".