Добрый вечер, дорогие родители!
Слайд 1.
Ведущий (воспитатель). Я благодарю вас за то, что вы пришли на собрание. Сегодня оно будет необычным. Мы проведем его в виде совместной беседы, откровенного разговора о проблемах воспитания.
А для начала давайте познакомимся. Сейчас вам необходимо сделать себе визитку.
Пусть эта визитка отразит то, какое обращение к себе вы хотели бы слышать в течение вечера и информацию, которую вы считаете необходимым о себе указать (сообщить).
Дерзайте, фантазируйте!
«Визитка»
Ведущий предлагает родителям изготовить визитку из цветной бумаги.
Цвет избирается каждым участником по желанию (цвет символизирует сиюминутное настроение). Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Изготовленные визитки, прикрепляются к одежде.
Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А. Лутошкина.
Критерии оценки:
а) красный - восторженное настроение;
б) желтый - светлое, приятное;
в) оранжевый - радостное;
г) зеленый - спокойное;
д) фиолетовый - тревожное, напряженное;
е) черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.
Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса 3-х лет.
Слайд 2.
Особенности развития ребенка 3-4,5 лет
Физическое развитие – бурный физический рост.
Потребность в движении.
Стремление к самостоятельности.
Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.
Ребенок осознает себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
ранимость центральной нервной системы;
повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды;
подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим.
Слайд 3.
Что же такое кризис? Не нужно бояться этого слова.
Кризис – движущая сила развития.
Любой кризис – это противоречие между «хочу» и «могу»
То есть с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт). И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может!
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот период может пройти более гладко и безболезненно.
Слайд 4.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Слайд 5.
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Слайд 6.
• Как правило, фаза эта заканчивается к 3, 5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
Слайд 7.
• Пик упрямства приходится на 2, 5—3 года жизни.
Слайд 8.
• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
• Девочки капризничают чаше, чем мальчики.
Слайд 9.
• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!
Слайд 10.
• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия
Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Однако наличие проблем в воспитании детей неизбежно. Кроме того, увидеть проблему - значит сделать первый шаг к ее решению. Проблемы всегда легче решать вместе. Давайте поиграем.
Упражнение «Что меня в моём ребёнке огорчает, а что радует»
1. На листочках, которые разделены на 2 части записать: в левую колонку записать всё, что огорчает в ребёнке, в правую всё, что радует.
2. Родители зачитывают, ведущий записывает на мольберт.
3. Найти общее между симптомами кризиса трёх лет.
Ведущая обращает внимание на то, что приведен ≪классический≫ портрет ребенка кризиса трех лет, и на то, что это закономерное развитие ребенка.
Ведущая: Давайте поговорим с вами об основных симптомах, характерных для поведения ребенка в период кризиса трех лет.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое яркое выражение своего ≪Я≫,
это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Осознание ребенком себя как ≪Я≫ может быть ранним или поздним (зависит от культуры близких ребенку людей). Осознавая, ребенок сравнивает себя со взрослым. Он хочет быть таким, как взрослый. Возникает противопоставление своих желаний желаниям взрослых.
Слайд 12.
Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет, составляющие так называемое семизвездие. (Психолог обращает внимание слайд с изображением семиконечной звезды) - семь основных особенностей (семизвездие симптомов, характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.
Слайд 13.
«Как угодно лишь бы не так!»
В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. стремление делать все на оборот, только потому, что его об этом попросили)
Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, а в гостях он это спокойно и с удовольствием ест. Что делать? Например вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос : «Ты будешь кушать гречневую или рисовую кашу?» Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро! » Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Главный мотив, который движет ребёнком, - сделать не так, как просят, а наоборот.
Задача взрослых
Слайд 14.
Не путайте негативизм с непослушанием.
Негативизм | Непослушание |
Ребенок поступает наперекор своему желанию | Ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого |
Избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей (например, только мамы или папы). С остальными он может быть покладистым и послушным. | Не избирательно |
Мотив: сделать как угодно, лишь бы не так! | |
Совет: не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из-за негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
Слайд 15.
«Я так решил!»
Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём - либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!» Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену – его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому, что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку. Удивительно, но факт!
Но зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.
Слайд 16.
Упрямство порождает
Слайд 17.
«Пойди туда не знаю куда».
Строптивость - очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.
Совет: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
Слайд 18.
«Я сам»
Своеволие - оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.
Совет: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.
Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трёхлетнего ребёнка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.
Слайд 19.
«Бунт на корабле»
Ваш ребёнок каждый день протестует против чего - то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.
Протест - бунт - проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.
Слайд 20.
«Не нужны мне ваши книжки»
Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес - это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.
Это один из этапов исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…)
Совет: Существует множество развивающих занятий для ребёнка, запишите малышу в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.
Слайд 21.
«Властелин семьи»
Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу - это деспотизм.
Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в
противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом
проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Совет: не поддавайтесь на манипуляцию но старайтесь уделять больше времени ребёнку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.
Слайд 22.
Решение педагогических ситуаций «Острое блюдо»
Варианты проблемных ситуаций: ≪Что делать, если...≫.
1. Ребенок говорит неправду. Ваша реакция.
2. На день рождения мамы ребенок приготовил сюрприз – разрисовал обои.
Предложите наиболее оптимальный вариант поведения мамы.
3. Ребенок у нас – разоритель семейного бюджета. Без конца канючит: ≪Мам, купи, пап, купи,…≫ Объясняем ему, что так нельзя, но все без толку. Как вы поступаете в данной ситуации?
4. Ситуация: Подруги – мамы приводят друг к другу своих детей поиграть. А когда собираются уходить домой, ребенок – гость не расстается с игрушкой, которой он играл, а другой не отдает. Ваши действия.
5. Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать...
6. Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: ≪Я - сам≫, а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить...
7. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение... и т. п.
Слайд 23. ИГРА «Тоннель».
Родителям предлагается построиться в две колонны. Каждому дается карточка с надписью например: ≪Завяжи шарф!≫, ≪Выпей молоко!≫, ≪Собери игрушки!≫. Одному из родителей предлагается пройти по коридору, выслушав все команды.
Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Приятно ли вам было слышать все указания?
Очень важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Поэтому многие из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Внимательно рассмотрим варианты родительских установок
( Родители зачитывают установку и определяют к какой она относится – позитивная или негативная)
Варианты родительских установок
Позитивные
1. ≪Поплачь - легче будет≫.
2. ≪Сколько отдашь - столько и
получишь≫.
3. ≪Какая мама умница! Какой у нас папа
молодец! Они самые хорошие!≫
4. ≪В тебе все прекрасно ...≫
5. ≪Какое счастье, что ты у нас есть!≫
6. ≪Каждый сам выбирает свой путь≫.
7. ≪Ты всегда будешь здоров!≫
8. ≪Что посеешь , то и пожнешь≫.
9. ≪Мы любим, понимаем, надеемся на
тебя≫.
10. ≪Твое мнение всем интересно≫.
11. ≪Бог любит тебя≫.
12. ≪Кушай на здоровье!≫
13. ≪Выбирай себе друзей сам...≫
14. ≪Как ты относишься к людям, так и они к тебе≫. ≪Как аукнется, так и
откликнется≫.
15. ≪Каждый может ошибаться! Попробуй еще!≫
16. ≪Какой ты чистенький всегда и аккуратный!≫ ≪Чистота -залог здоровья≫.
17. ≪Все зависит от человека...≫
18. ≪Я тебя люблю любого ...≫
19. ≪Люби себя и другие тебя полюбят≫.
20. ≪Все в этой жизни зависит от тебя≫.
Негативные
1. ≪Сильные люди не плачут≫.
2. ≪Думай только о себе, не жалей никого≫.
3. ≪Ты всегда, как твой (Я) папа (мама)≫.
4. ≪Дурачок ты мой≫.
5. ≪Уж лучше б тебя вообще не было на свете!≫
6. ≪Вот и будешь по жизни мыкаться как твой папа (мама)...≫
7. ≪Не будешь слушаться - заболеешь!≫
8. ≪Яблоко от яблоньки недалеко падает≫.
9. ≪Сколько сил мы тебе отдали, а ты ...≫
10. ≪Не твоего ума дело...≫
11. ≪Бог тебя накажет!≫
12. ≪Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет≫.
13. ≪Не верь никому, обманут!≫
14. ≪Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет≫. 15.≪Ты всегда это делаешь хуже других...≫
16. ≪Ты всегда будешь грязнулей≫.
17. ≪Женщина хуже мужчины≫.
18. ≪Ты плохой≫.
19. ≪Будешь букой - один останешься≫.
20.≪Все хорошее всегда кончается, нельзя≫ всегда есть конфетки≫
Не говорите своему ребенку того, чего бы вы на самом деле не желали
ему.
Слайд 24. Игра «Какой он – мой ребёнок»
1. Обвести контур руки на листе бумаги.
2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка.
3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.
4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.
Эти ладони прикрепить к солнцу, как лучики.
Вывод:
На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!
Успехов вам в воспитании детей!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Советы психолога
Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе.
Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других.
Там, где возможно, дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности.
Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах.
Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения.
Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.