1. Человеческая речь отличается многообразием форм. Каждый, кто изучает иностранный язык, убеждается в этом на первом же занятии. Если в немецком языке прилагательное ставится перед существительным (roter ball – красный мяч), то во французском, как правило, следует за ним (ballon rouge – мяч красный). А в некоторых языках прилагательных нет вообще. Например, в языке хакальтек из семьи языков майя вместо прилагательных используются особые глаголы: там говорят не «конь белый», а «конь белеет».
В ирокезском языке кайюга глаголы в сочетании с дополнением используют даже для обозначения понятий, которые в европейских языках передаются существительными. Например, словосочетание «он мой отец» переводится на этот язык фразой, которая дословно означает «он отцовствует мне». Зато в языке индейцев навахо глаголу присущи грамматические формы, которые позволяют с доскональной точностью передавать свойства подлежащего. Скажем, глагол sela в точном переводе с языка навахо означает «я, длинный и тонкий, лежу на земле, растянувшись, как верёвка».
(Ю.Бошарт «Искусство говорить»//Журнал «Geo»,2010)
2. В современном мире понятие «тщеславие» всё менее воспринимается как негативное качество. В нынешнем употреблении оно может приобретать вполне положительное значение, особенно с оговоркой: здоровое тщеславие. Для многих художников, музыкантов, артистов, спортсменов, учёных оно представляется вполне нормальным движением души, которое заставляет их стремиться к всё большему совершенству на избранном поприще, причём принцип этот распространяется не только на творческие профессии. В любой сфере человеческой деятельности очень трудно представить себе карьерный рост человека, не имеющего тщеславных побуждений (как правило, «замаскированных» под амбиции, которые уж точно расцениваются как ценное качество работника).
Но почему же в христианстве тщеславие рассматривается как тяжёлый недуг человеческой души, который очень легко в себе развить и невероятно трудно вылечить? Ведь тщеславие, в сущности, всего лишь желание нравиться окружающим, предстать перед ними в лучшем свете. И если греховность убийства, воровства или супружеской измены очевидна даже для человека, далёкого от религии, то тщеславие сложнее воспринимать как нечто опасное и плохое. Правда, интуитивно нецерковные люди чувствуют, что не так уж оно и хорошо, что есть в нём какая-то двойственность и нравственная неопределённость. Безудержное желание славы может выглядеть в человеке очень несимпатично. И как обидчивы тщеславные люди, тоже, наверное, знает каждый, кто хотя бы однажды имел неосторожность уделить их талантам недостаточно внимания.
Так что же это такое – тщеславие?
В рассказе Чехова «Радость» коллежский регистратор Митенька Кулдаров восторженно сообщает родным, что о нём написали в газете и теперь его имя узнает вся Россия. Правда, речь в газетной заметке шла всего лишь о том, как он в нетрезвом состоянии попал под извозчичьи сани, предварительно получив оглоблей по лбу, но даже такая сомнительная популярность вызвала у молодого чиновника бурный восторг.
Может быть, это не самый типичный случай проявления тщеславия, однако здесь очень хорошо видна вся его несостоятельность: ведь человеку хвалиться в общем-то нечем. И дело не в комичности ситуации, описанной Чеховым. Как правило, люди тщеславятся более благовидными поступками и достижениями. Но всё же любой человек, сколь бы высокого ни был он о себе мнения, прекрасно знает, что есть в его жизни такие стороны, которые он ни за что на свете не осмелился бы вынести на публику. Недаром преподобный авва Исайя говорил: «Горе нам, что мы, исполненные всякой скверны, услаждаемся похвалами человеческими»…
(А.Ткаченко. Синдром Кулдарова. О грехе тщеславия и славе без греха// «Фома», №11, 2008)
3. Россияне предпочитают жертвовать на благие дела вещи и деньги, а не личное время. Такой вывод можно сделать из исследования авторитетной британской некоммерческой организации CAF. Его же подтверждает и практика: зачастую волонтёрские организации нуждаются в добровольцах больше, чем в материальных средствах.
Из числа опрошенных CAF россиян до сорока процентов жертвовали в прошлом году средства нуждающимся людям, 37% опрошенных жертвовали вещи. При этом лишь 21% помогли другим людям собственным трудом и лишь 11% приняли участие в работе волонтёрских организаций.
Те, кто присоединяется к движению добровольцев с желанием помогать людям, вскоре уходят, не выдержав постоянного соприкосновения со страданиями больных, с несовершенством и немощами человека. Одно дело -собирать мусор, заботиться о животных, другое дело – оказывать помощь людям. Это намного сложнее, требует большей затраты душевных сил, участия, сострадания. Однако именно эта форма служения нужна сегодня больше других. Она делает людей лучше, и в целом – это очень важно для культуры нашего общества.
(Милосердие. ru)