СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Тема Инфекционные болезни, их классификация и профилактика

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока  Инфекционные болезни, их классификация и профилактика

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Тема Инфекционные болезни, их классификация и профилактика»

Асбестовско-Сухоложский филиал ГБПОУ «СОМК» Тема 1.5 Инфекционные болезни, их классификация и профилактика . План Ученые внесшие вклад в изучение инфекционных заболеваний Понятие инфекционных заболеваний Классификация. Противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия  Цыкарев Антон Юрьевич Преподаватель

Асбестовско-Сухоложский филиал

ГБПОУ «СОМК»

Тема 1.5 Инфекционные болезни, их классификация и профилактика .

План

  • Ученые внесшие вклад в изучение инфекционных заболеваний
  • Понятие инфекционных заболеваний
  • Классификация.
  • Противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия 

Цыкарев Антон Юрьевич

Преподаватель

1. Ученые внесшие вклад в изучение инфекционных заболеваний . Луи Пастер Роберт Кох Дмитрий Ивановский Александр Флеминг Илья Мечников

1. Ученые внесшие вклад в изучение

инфекционных заболеваний

.

  • Луи Пастер
  • Роберт Кох
  • Дмитрий Ивановский
  • Александр Флеминг
  • Илья Мечников
Установил участие микробов в брожении и гниении, научно обосновал и ввел в практику стерилизацию и пастеризацию. Разработал метод приготовления вакцин. Им приготовлены вакцины против сибирской язвы и бешенства. Луи Пастер (1822-1895)
  • Установил участие микробов в брожении и гниении, научно обосновал и ввел в практику стерилизацию и пастеризацию.
  • Разработал метод приготовления вакцин. Им приготовлены вакцины против сибирской язвы и бешенства.

Луи Пастер

(1822-1895)

Открыл возбудителей туберкулеза (палочка Коха; 1882)  Получил (1890) бактериальный препарат туберкулин, который применяется в диагностических целях. Разработал общие методы бактериологических исследований, в т. ч. метод культивирования микроорганизмов на биологических жидкостях и плотных питательных средах. Лауреат Нобелевская премия по физиологии и медицине (1905). Роберт Кох (1843 -1910)
  • Открыл возбудителей туберкулеза (палочка Коха; 1882)
  • Получил (1890) бактериальный препарат туберкулин, который применяется в диагностических целях.
  • Разработал общие методы бактериологических исследований, в т. ч. метод культивирования микроорганизмов на биологических жидкостях и плотных питательных средах.
  • Лауреат Нобелевская премия по физиологии и медицине (1905).

Роберт Кох

(1843 -1910)

Открыл вирусы — мельчайшие возбудители инфекционных заболеваний, проникающие сквозь фильтры, задерживающие другие виды микроорганизмов. Дмитрий Ивановский (1864 -1920)
  • Открыл вирусы — мельчайшие возбудители инфекционных заболеваний, проникающие сквозь фильтры, задерживающие другие виды микроорганизмов.

Дмитрий Ивановский

(1864 -1920)

Впервые выделил пенициллин из плесневых грибов исторически первый антибиотик. Александр Флеминг (1881-1955)
  • Впервые выделил пенициллин из плесневых грибов исторически первый антибиотик.

Александр Флеминг

(1881-1955)

Открыл явление фагоцитоза, положившее начало учению об иммунитете. Иммунитет-невосприимчивость при инфекционных заболеваниях Илья Мечников (1845 —1916)
  • Открыл явление фагоцитоза, положившее начало учению об иммунитете.
  • Иммунитет-невосприимчивость при инфекционных заболеваниях

Илья Мечников

(1845 —1916)

2. Понятие инфекционных заболеваний Инфекционные (заразные) болезни  - болезни, возникающие вслед­ствие внедрения в макроорганизм (человек, животное, растение) живо­го специфического возбудителя инфекции (бактерии, вирус, грибок и др.) Характеризуются интенсивностью распространения раз­вития эпидемическим процессом

2. Понятие инфекционных заболеваний

Инфекционные (заразные) болезни  - болезни, возникающие вслед­ствие внедрения в макроорганизм (человек, животное, растение) живо­го специфического возбудителя инфекции (бактерии, вирус, грибок и др.)

Характеризуются

интенсивностью

распространения

раз­вития

эпидемическим процессом

Эпидемический процесс непрерывный процесс возникновения распространения инфекционных болезней поддерживаемый наличием и взаимодействием трех составных элементов

Эпидемический процесс

непрерывный процесс

возникновения

распространения

инфекционных болезней

поддерживаемый наличием и взаимодействием трех составных элементов

Антропонозы  - заболевания, свойственные только человеку и передающиеся от человека человеку (от греческих слов: anthropos - человек, nosos - болезнь). Зоонозы - ( от греческого слова zoon - животные) - болезни, свойственные животным и человеку и передающиеся от животного человеку, от человека человеку не передаются.
  • Антропонозы - заболевания, свойственные только человеку и передающиеся от человека человеку (от греческих слов: anthropos - человек, nosos - болезнь).
  • Зоонозы - ( от греческого слова zoon - животные) - болезни, свойственные животным и человеку и передающиеся от животного человеку, от человека человеку не передаются.
3. Классификация инфекционных заболеваний . Кишечные инфекции Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции Кровяные инфекции Зоонозные инфекции Контактно-бытовые

3. Классификация инфекционных заболеваний .

  • Кишечные инфекции
  • Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции
  • Кровяные инфекции
  • Зоонозные инфекции
  • Контактно-бытовые

Группа инфекционных заболеваний

Кишечные инфекции

Краткая

Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции

Инфекции, входящие в группу

Возбудитель  выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот.

характеристика

Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др.

Передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем.

Кровяные инфекции

Зоонозные инфекции

Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др.

Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.)

Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума,  туляремия, клещевой энцефалит и др.

Болезни, передающиеся через укусы животных

Контактно-бытовые

Бешенство

Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствует

Инфекционные кожно-венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)

раннее выявление больных и подозрительных по заболеванию путем обходов дворов; усиленное медицинское и ветеринарное наблюдение за зараженны­ми, их изоляцию и лечение; дезинфекцию одежды, обуви, предметов ухода и т.д.; 4. Противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия  санитарную обработку людей дезинфекцию территории, сооружений, транспорта, жилых и общественных по­мещений обеззараживание пищевых отходов, сточных вод и продуктов жизнедеятельнос­ти больных и здоровых индивидуумов; установление противоэпидемического режима работы лечебно-профилактичес­ких и других медицинских учреждений; проведение санитарно-просветительной работы

раннее выявление больных и подозрительных по заболеванию путем обходов дворов;

усиленное медицинское и ветеринарное наблюдение за зараженны­ми, их изоляцию и лечение;

дезинфекцию одежды, обуви, предметов ухода и т.д.;

4. Противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия 

санитарную обработку людей

дезинфекцию территории, сооружений, транспорта, жилых и общественных по­мещений

обеззараживание пищевых отходов, сточных вод и продуктов жизнедеятельнос­ти больных и здоровых индивидуумов;

установление противоэпидемического режима работы лечебно-профилактичес­ких и других медицинских учреждений;

проведение санитарно-просветительной работы

Источник возбудителя инфекции  больной организм бактерионосители в котором возбудитель не только   сохраняется, раз­множается, но и выделяется во внешнюю среду или непосредственно передается другому восприимчивому организму Организм, не проявляющий признаков болезни. Представляют большую опасность для окружающих, так как выявить их значительно труднее, чем больных. способность организма человека, животного, растения отвечать на Восприимчивость внедрение размножение жизнедеятельность патогенных микроорганизмов комплексом защитно-приспособительных реакций, развитием инфекционного процесса.

Источник возбудителя инфекции 

больной организм

бактерионосители

в котором возбудитель не только   сохраняется, раз­множается, но и выделяется во внешнюю среду или непосредственно передается другому восприимчивому организму

Организм, не проявляющий признаков болезни.

Представляют большую опасность для окружающих, так как выявить их значительно труднее, чем больных.

способность организма человека, животного, растения отвечать на

Восприимчивость

внедрение

размножение

жизнедеятельность

патогенных микроорганизмов комплексом защитно-приспособительных реакций, развитием инфекционного процесса.

Обсервация осуществление усиленного медицинского (ветеринарного) наблюдения частичные изоляционно-ограничительные меры лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия направленные на ликвидацию очага инфекции Срок карантина и обсервации зависит от длительности инкубационного периода заболевания и исчисляется с момента изоляции (госпитализации) последнего больною и завершения дезинфекционной обработки очага.

Обсервация

осуществление усиленного медицинского (ветеринарного) наблюдения

частичные изоляционно-ограничительные меры

лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия

направленные на ликвидацию очага инфекции

Срок карантина и обсервации зависит от длительности инкубационного периода заболевания и исчисляется с момента изоляции (госпитализации) последнего больною и завершения дезинфекционной обработки очага.

Дезинсекция — уничтожение насекомых (вши, клопы, тараканы и т.д.) способных переносить инфекции. Дератизация   — комплексные меры по уничтожению грызунов (крыс, мышей, полёвок и др.) способных переносить инфекции. Дезинфекция — это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний.
  • Дезинсекция — уничтожение насекомых (вши, клопы, тараканы и т.д.) способных переносить инфекции.
  • Дератизация   — комплексные меры по уничтожению грызунов (крыс, мышей, полёвок и др.) способных переносить инфекции.
  • Дезинфекция — это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний.
Виды профилактики Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на сохранение здоровья и предотвращение возникновения заболеваний.   Вторичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение повторного возникновения заболевания и его прогрессирования после выздоровления.   Третичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение возникновения осложнений и инвалидизации после наступления улучшения в течении заболевания.

Виды профилактики

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на сохранение здоровья и предотвращение возникновения заболеваний. Вторичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение повторного возникновения заболевания и его прогрессирования после выздоровления. Третичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение возникновения осложнений и инвалидизации после наступления улучшения в течении заболевания.

Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний Укрепление защитных свойств иммунной системы: Рациональное питание; Режим труда и отдыха; Физическая активность; Закаливание; Гигиеническое воспитание; Курсовой прием ЛС: поливитамины, иммуностимуляторы;

Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний

Укрепление защитных свойств иммунной системы:

  • Рациональное питание;
  • Режим труда и отдыха;
  • Физическая активность;
  • Закаливание;
  • Гигиеническое воспитание;
  • Курсовой прием ЛС: поливитамины, иммуностимуляторы;
Специфическая профилактика инфекционных заболеваний Проведение вакцинации среди населения, с целью создания иммунитета к типичным возбудителям, циркулирующим на территории страны/региона.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний

  • Проведение вакцинации среди населения, с целью создания иммунитета к типичным возбудителям, циркулирующим на территории страны/региона.
Контрольные вопросы 1.  Расскажите об ученых занимавшихся изучением инфекционных заболеваний? 2.  Назовите основные виды инфекционных заболеваний? 3.  Каковы причины возникновения инфекционных заболеваний и каков механизм их передачи? 4.  В чем заключается профилактика инфекционных заболеваний?

Контрольные вопросы

1. Расскажите об ученых занимавшихся изучением инфекционных заболеваний?

2. Назовите основные виды инфекционных заболеваний?

3. Каковы причины возникновения инфекционных заболеваний и каков механизм их передачи?

4. В чем заключается профилактика инфекционных заболеваний?

Тестовый контроль 1.  Дайте определение:  1) Эпидемия 2) Антропонозы 3) Пандемия 4) Эпизоотия 5) Зоонозы

Тестовый контроль

1. Дайте определение:

1) Эпидемия

2) Антропонозы

3) Пандемия

4) Эпизоотия

5) Зоонозы

Тестовый контроль 2.  Дайте определение:  1) обсервация 2) карантин 3) дезинфекция 4) дезинсекция 5) дератизация

Тестовый контроль

2. Дайте определение:

1) обсервация

2) карантин

3) дезинфекция

4) дезинсекция

5) дератизация

Тестовый контроль 3.  Отметьте правильные и неправильные утверждения: Утверждение +\- 1) В средние века была известна пандемия сибирской язвы   2) С целью ограничения распространения чумы и холеры проводят обсервацию 3) Наиболее опасными грызунами для человека являются мыши и крысы     4) К особо опасным инфекционным заболеваниям относятся холера, чума, натуральная оспа и сибирская язва   5) Клещевой энцефалит природно-очаговые забо­левание нашей области   6) Условия проведения карантина более жесткие, чем при обсервации   7) Холера относится к кишечным инфекциям  

Тестовый контроль

3. Отметьте правильные и неправильные утверждения:

Утверждение

+\-

1) В средние века была известна пандемия сибирской язвы

 

2) С целью ограничения распространения чумы и холеры проводят обсервацию

3) Наиболее опасными грызунами для человека являются мыши и крысы

 

 

4) К особо опасным инфекционным заболеваниям относятся холера, чума, натуральная оспа и сибирская язва

 

5) Клещевой энцефалит природно-очаговые забо­левание нашей области

 

6) Условия проведения карантина более жесткие, чем при обсервации

 

7) Холера относится к кишечным инфекциям

 

Тестовый контроль 4.  Что такое карантин? 1) обеззараживание (нейтрализация) отравляющих веществ или их удаление с зараженных объектов; 2) удаление болезнотворных микроорганизмов и разрушение токсинов на подвергшихся заражению объектов; 3) специально организуемое медицинское наблюдение за населением в очаге бактериологического поражения; 4) система строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий.

Тестовый контроль

4. Что такое карантин?

1) обеззараживание (нейтрализация) отравляющих веществ или их удаление с зараженных объектов;

2) удаление болезнотворных микроорганизмов и разрушение токсинов на подвергшихся заражению объектов;

3) специально организуемое медицинское наблюдение за населением в очаге бактериологического поражения;

4) система строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий.

Тестовый контроль 5.  Подпишите имена и открытия этих ученых:

Тестовый контроль

5. Подпишите имена и открытия этих ученых:

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание