II. Этап вызова. Мотивация к изучению новой темы. | 5 мин | Постановка целей урока. Проверка домашнего задания. (обратить внимание на изображение дерева)  - Что значит слово анчар? Что представляете вы, когда слышите это слово? - Какая картина рисовалась в вашем воображении при подготовке к выразительному чтению? Беседа по вопросам. - Какие темы можно выделить в этом стихотворении? Определите главную тему. Согласно одной из легенд «пророк Мухаммед посадил это жуткое дерево в наказание за грехи человечества». - Как в стихотворении описана история создания дерева яда? Почему поэт избрал такую версию? - Какие изменения Пушкин внес в текст стихотворения после разговора с Бенкендорфом? Учитель представляет ученикам черновики этого стихотворения Пушкина. | Ученики отвечают на вопросы, выразительно читают текст. Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы. Одна из тем связана с названием стихотворения. Это тема анчара как необыкновенного и опасного создания природы. Вторая тема - это тема власти и стремления человека подчинить себе все во вселенной. У Пушкина создателем дерева яда выступает природа. При этом он подчеркивает, что это была в «день гнева», но не объясняет, чем был вызван этот пустыне, где он наименее опасен, потому что там он один. Человек вообще не присутствует в пяти строфах. Три важных изменения: не проставил дату - 1828 год, назвал стихотворение «Анчар», а слова «древо яда» убрал в сноску и в последней строфе вместо слова «царь» оставил «князь». По мнению исследователей, поэт сделал около 200 исправлений. Это свидетельствует о напряженной работе поэта над этим стихотворением. |
III. Стадия осмысления. Актуализация знаний. Формирование новых понятий и способов деятельности. | 20 мин | Учитель организует работу в группах, предложив карточки с заданиями. КАРТОЧКА 1 Внимательно перечитайте легенду. Выделите основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Составьте развернутый план. КАРТОЧКА 2 КАРТОЧКА 3 Составьте даймонд. Перед выполнением задания предлагается учащимся схема алгоритма даймонда. КАРТОЧКА 4 Как через художественные детали раскрываются тема и идея стихотворения? Какая идея стихотворения передана через его пространственную композицию? Постройте модель художественного пространства. | Ученики делятся на 4 группы, отвечают на опрос каточки-задания. ГРУППА 1 Первая строфа устанавливает «вселенские» масштабы события. Вторая строфа говорит о сакральном происхождении анчара. Третья строфа раскрывает сущность анчара как производителя и обладателя смертоносного яда. Это дерево яда - антитеза дереву добра и зла в Раю; антитеза живительному священному меду, пропитывающему мировое древо в скандинавской мифологии, а также дереву с золотыми яблоками бессмертия в саду Гесперид в древнегреческой мифологии. В четвертой и пятой строфах анчар представлен во взаимодействии с миром природы как полный антипод древу жизни. В шестой-восьмой строфах рассказывается о добывании яда ценой человеческой жизни (послал, потек, возвратился, принес и т. д.). Девятая, последняя строфа -это превращение яда в орудие сознательного убийства других людей ради достижения. Ученики должны дать названия смысловым частям. В каждой смысловой части можно выделить подпункты. Фишбоун к проблеме мог ли человек не пойти к смертоносному дереву  1 причина – «Послал к анчару властным взглядом…» Следствие – «И тот послушно в путь потек» 2 причина –ничем не ограниченная власть. Следствие – полная покорность. 3 причина – тиран. Следствие – «И умер бедный раб у ног/ Непобедимого владыки». 4 причина -царь. Следствие - гибель. Вывод: нет, не мог, потому что за ядом к анчару по приказу владыки идет не человек, а раб. ГРУППА 3 Пример даймонда к стихотворению «Анчар» Царь. Всесильный, властный. Приказал, послал, живет. Владыка отправил слугу за ядом. Подчинился, потек, умер. Слабый, бесправный. Раб. ГРУППА 4 Ученики читают материал «Литературоведческая лесенка. Ступенька 3», посвященный художественной детали. Речь идёт о пейзажных деталях. Детали-эпитеты при характеристике пустыни, дерева, яда и вихря. Детали-сравнения «как грозный часовой», Выделить деталь-лист в пятой строфе. Властный взгляд - деталь позволяет представить не только мимику, но и жест царя. «Царь тем ядом напитал» - деталь-действие владыки. Через них передан жестокий характер равнодушного деспота. Повиновение раба передано через детали поведения и действия с помощью наречий и глаголов: послушно, утром возвратился, принес, ослабел, лег и умер у ног. Портретные детали - пот по бледному челу струился хладными ручьями. Изобразительная роль деталей сочетается с психологической. С их помощью нарисован характер покорного во всем человека. Ученики должны размышлять и высказывать свои мысли. Идея опасности зла передана через его распространение во вселенной с помощью человека. Сначала описан анчар - в пустыне-вселенной. Потом яд каплет с него, и пространство вокруг опасно. Далее раб совершает путь к анчару и назад. Он выносит яд за пределы пустыни. И далее царь еще более расширяет пространство зла. |