Тема: Ядовитость спиртов их действие на организм человека. Применение метанола и этанола.
Цель: Рассмотреть связь между свойствами спиртов и их применением. Ознакомить учащихся с пагубным физиологическим воздействием спиртов на организм человека, показать связь химии с жизнью; развивать умение учащихся анализировать и систематизировать полученные знания; способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Базовые понятия и термины: Спирты, метанол, этанол, применение спиртов, физиологическое действие спиртов.
Тип урока: Комбинированный.
Методическая цель: показать использование различных методов обучения
Структура урока
I. Организационный этап 1—2мин
II. Проверка домашнего задания 5—7мин
III. Актуализация опорных знаний 3—5мин
IV. Изучение нового материала 20 мин
1. Применение спиртов в народном хозяйстве
2. Пагубное воздействие метанола и этанола на организм человека
V. Обобщение и систематизация знаний учащихся 10 мин
VI. Домашнее задание 1—2 мин
VII. Подведение итогов урока 1—2мин
Эпиграф
" Алкоголь - это порождение варварства - мертвой хваткой держит человечество со времен седой старины и собирает с него чудовищную дань, попирая молодость, подрывая силу, подавляя энергию и губя лучший цвет рода людского".
Д. Лондон
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
а) Беседа
Какой класс органических веществ вы изучали на прошлом уроке?
Что характерно для всех веществ этого класса?
Какие органические вещества относятся к этому классу?
б) Тестовый контроль знаний
Каждый правильный ответ оценивается в 1 бал
1.Укажите общую формулу одноатомного спирта
а) R - ОН
б) R- СООН
в) R = ОН
2. Укажите формулу этилового спирта
а) С2 Н 4
б) С Н 3 – ОН
в) С2 Н 5 – ОН
3. Назовите вещество формула которого: С3 Н 7 – ОН
а) пропанол
б) пропен
в) пропан
4. К какому классу органических веществ относится С Н 3 – ОН
а) многоатомные спирты
б) одноатомные спирты
в) фенолы
5. По физическим свойствам метиловый и этиловый спирты
а) газ
б) жидкость
в) твердые вещества
6.Функциональная группа спиртов
а) – СООН
б) – С = ОН
в) – ОН
7. Среди формул укажите этилат натрия
а) CH3 – O – Na,
б) Na 2CO3
в) C 2 H5 – O – Na
8.Какие свойства проявляют одноатомные спирты
а) основные
б) кислотные
в) амфотерные
г) на индикаторы не действуют
9. С натрием реагируют
а) метанол
б) метан
в) метаналь
10. Для спиртов характерны реакции
а) окисления
б) замещения
в) дегидратации
( проверка осуществляется путем взаимопроверки)
Правильные ответы: 1а, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в, 7в, 8г, 9а,10 а, б, в.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Как вы думаете, спирты это вещества, которые необходимы человеку?
Почему?
Почему же человек употребляет спиртные напитки?
Где находят применение спирты?
Сообщение темы и целей урока
Ядовитость спиртов их действие на организм человека. Применение метанола и этанола.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Применение этанола и метанола в народном хозяйстве.
Работа с учебником
в качестве органических растворителей, моторного топлива (добавка метилового и этилового спиртов способствует полноте сгорания и устраняет загрязнение атмосферы).
производства бутадиена, из которого впоследствии изготавливают синтетический каучук.
из спиртов получают ряд фармацевтических препаратов (медицинский эфир, хлорэтан, настойки),
получение уксусной кислоты и фруктовых эссенций,
получение формальдегида, необходимого для производства пластмасс и фенолформальдегидных смол и некоторых эфиров
Метанол подобен этанолу по вкусу и запаху, различить эти соединения можно лишь в химической лаборатории. Бывают случаи отравления метанолом, когда его принимают за этанол. Метанол и этанол — два наиболее распространенных спирта. Они практически не различимы по запаху, поэтому довольно часто встречаются случаи употребления метанола. В отличие от этанола метанол является более сильным ядом, и даже небольшие его количества приводят к слепоте (повреждение глазного нерва) и а доза свыше 25 мл. - даже смерть.
2. Пагубное воздействие метанола и этанола на организм человека.
Люди веками использовали множество полезных веществ: поваренная соль, сахар, металлы, каучук. И этот перечень можно продолжить. Однако есть вещества, о вреде которых неустанно повторяют десятки лет. И все-таки их употребляют во всех странах люди разных рас, вероисповеданий и культур.
Почему это происходит?
Что мы знаем, и что надо знать об алкоголе?
Как алкоголь влияет на организм в целом и отдельные системы органов?
На эти и многие другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны. У. Гладстон
Главная составляющая любого алкогольного напитка – этиловый спирт или этанол. Химическая формула – C 2 H 5 OH. Историю возникновения этого вещества нам расскажут историки.
а) История возникновения спиртных напитков
Историк1. Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь - этиловый, или винный, спирт.
Этанол, этиловый спирт, винный спирт, алкоголь - названия-синонимы одного соединения, что является основой алкогольных напитков, самый известный из класса спиртов. Археологические раскопки свидетельствуют, что в эпоху самых давних цивилизаций люди умели производить вино и пиво.
Смахивает на то, что алкоголь был самым первым соединением, синтезированным человеком. Первое литературное упоминание о собственно этиловом спирте как "горючей воде", добытой перегонкой вина, датированная VIII ст., а элементный состав этанола выяснил швейцарский ученый Т.Соссюр в 1814 г. В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению, печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания, чем улучшения настроения, сопутствующее употреблению алкоголя.
Историк2: История изготовления хмельных напитков уходит вглубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. У всех древних народов приготовление пьянящих напитков было связано с религиозными обрядами. В Древней Индии приготовляли напиток "сома", игравший большую роль в религии Ариев. Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино, которое считалось даром богов. В честь покровителя виноградарства и виноделия Диониса (другое его имя Вакх) проводились специальные праздники - дионисии, или вакханалии. На них устраивались торжественные процессии, игры, состязания поэтов, хоров, приглашались гости из других стран. Постепенно эти празднества приобрели печально известный характер оголтелых пьянок. Недаром слово "вакханалия" воспринимается сейчас как синоним пьяного разгула. Даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах. Поглощение вина, начавшись с коллективных религиозных ритуалов, с появлением государства, стало закрепляться в традициях, связанных с государственными событиями (заключение союза, празднование победы).
Огромным бедствием для человечества стало открытие дешевого этилового спирта. В руках колонизаторов он превратился в рычаг, облегчающий порабощение слаборазвитых народов. В развитых странах алкоголь стал средством отвлечения трудящихся от борьбы за свои права.
Историк3:Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5 - 100. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Лицемерно утверждение о народности алкогольных традиций. Народные обычаи всегда отличались здравым смыслом. Традиция гостеприимства отражает добросердечие, отзывчивость и хлебосольство русского народа. На Руси дорогих гостей встречали хлебом и солью, угощали пирогами и пышками, и пили ... только чай из пузатых самоваров. Почему же теперь обязательным атрибутом встречи гостей стала батарея винных бутылок?
На Руси был и другой добрый обычай: молодоженам не подавали спиртное. Это было продиктовано заботой о потомстве.
На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки. Практически никаких мер, направленных на защиту здоровья народа, его нравственности, не предпринималось. Пьянство процветало, а за ним следовали его неизменные спутники - разврат, преступления, тяжелые болезни.
б) Влияние алкоголя на организм человека.
Как же влияет алкоголь на организм человека?
Алкоголь неравномерно распределяется в тканях тела. Особенно много поглощает его головной мозг, так как в нервных клетках мозга алкоголь растворяется лучше, чем в крови. Поэтому в головном мозге человека содержание алкоголя на 60 - 70% выше, чем в крови. А это приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко отражено Сергеем Есениным в его поэме "Черный человек":
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ученица1: То, что мы в быту благодушно называем опьянением, в сущности, есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию. А если пьянство продолжается, и новые порции алкоголя систематически поступают в организм? Что тогда? (песня печень)
Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм не сразу выводиться от туда, и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течении 1-2 дней, а в некоторых случаях и больше.
Алкоголь вызывает приятное, приподнятое настроение, а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка. В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина. В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации (да и уговоров друзей) воля ослабевает, и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю. Под влиянием алкоголя получают простор инстинкты, ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь.
Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков. С незапамятных времен наши предки считали единственно пригодными напитками для детей воду и молоко В древней Греции и Риме юношам до определенного возраста вообще запрещалось пить вино.
Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Об этом знали еще в глубокой древности. В Греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого Вылкана. Правитель Спарты Ликург запрещал в день свадьбы употребление спиртных напитков под угрозой тяжелого наказания. Гиппократ указывал. что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно психических заболеваний является пьянство родителей, которые пили вино в день зачатия.
Пьющие (особенно женщины) под влиянием алкоголя делаются развязными, болтливыми, несдержанными, не достаточно критичными к своему поведению. В пьяном виде женщины теряет стыд, женское достоинство, она склонна к легкомысленному поведению, половой распущенности. Последствие случайных половых связей наступивших в результате опьянения, бывают трагичными. Венерические заболевания, рождение не полноценных детей - это ведь не только слова, за ними искалеченная, без радостная жизнь.
Если пьянство - результат неправильного воспитания, слабоволие, распущенности, подражание дурным привычкам, то алкоголизм - серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, что бы перевоспитать человека, злоупотребляющего алкоголем. Не редко эти условия оказываются напрасными. Нет ни чего ужаснее мужа - пьяницы, заставляющего страдать жену и детей.
Ученица2:Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.
Некоторые юноши и девушки приобщаются к рюмке по причине: неудобно, мол, не поддержать компанию, что - то нужно отметить.
Английский поэт Роберт Бернс писал:
Для пьянства есть такие поводы:
поминки, праздник, встреча, проводы,
крестины, свадьбы и развод,
мороз, охота, Новый год,
выздоровленье, новоселье,
печаль, раскаянье, веселье,
успех, награда, новый чин,
и просто пьянство - без причин.
(Перевод С.Я. Маршака)
Ученица3:Выдающийся психиатр Владимир Михайлович Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: "Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае..."
Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:
Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую, -
Просят, давят, жмут "друзья"!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить
А сейчас мы посмотрим видеофрагмент о пагубном влиянии алкоголя на организм человека.
(демонстрация видеофрагмента)
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. К чему же приводит употребление пива, вина, водки и других алкогольных напитков?
Эта история произошла на самом деле в одном Сибирском поселке. Отец с сынишкой пошли в погреб, картошки, варений, солений набрать. Он сына в погреб опустил и говорит: «Ты там пока всё набирай-собирай, а я тут до соседа сбегаю по делам. Дверь я закрою, чтоб мороз не заходил». И побежал к соседу. А у соседа стакан, другой, третий, четвертый и про сынишку он забыл. А мальчонке девять лет. Он бы в погребе просидел, может жив бы остался. Но свечка сгорела, там страшно. И он вылез и давай в эту дверь железную бить и колотить. А ночью ударил мороз сорок четыре градуса. А утром папаша вспомнил, что он сынишку-то в гараже запер, прибежал, открыл дверь, а он горкой ледяной возле дверей упал. И отец не выдержал и тут же прямо над этим погребом на верёвке взял и повесился. Она так потрясла, Владимира Лебедева, инженера-физика поэта, что он написал стихотворение, которое назвал «Гараж».
Слышь, Федя, где рюкзак колхозный?
Возьмём картошки в гараже.
Пойдём, сынок, пока не поздно,
А то девятый час уже.
Декабрь, опять аврал у мамы,
Две смены с ночи до утра.
Поужинаем нынче сами,
Да не копайся ты, пора.
Он долго рассуждал в дороге
О том, что кормится семья
Не магазином, слава богу
А что картошка есть своя.
Придя в гараж — отец в машину,
Погладил ласково рукой,
Подумал, повернулся к сыну
И говорит ему: «Постой…
Я кое-что придумал, Федя.
Ты здесь побудь пока внутри.
Я прогуляюсь до соседей,
А ты картошки набери.
Поговорю насчёт резины.
Дверь я запру». И он ушёл
К соседу мимо магазина
Чтоб было с чем присесть за стол.
Проснулся дома на рассвете,
В прихожей — свет, разбит трельяж.
Всё тихо, сына дома нету.
И вдруг как обухом — гараж!
Не помня как, полуодетый
Добрался он до гаража,
Хрипя как зверь: «Сыночек, где ты?»
Стуча зубами и дрожа
От ужаса землисто-серый
Ключом нащупал щель замка
Не чуя как к железной двери
Пристыла голая рука.
Рванул. Пронзителен и тонок
Замерзших петель ржавый стон
И в ледяных слезах ребёнок
Упал со стуком на бетон.
Скрипя, покачивалось тело
В петле ременной на гвозде,
А в «Пищеторг» письмо летело:
«План снова выполнен. Везде!»
2. Решение ситуаций
Ситуация первая. Подросток вместе с родителями в гостях у родственников. Дядя настойчиво предлагает племяннику пригубить вина.
Дядя. Ты уже большой, немножко можно пригубить за мое здоровье.
Отец. Ну ладно уж, попробуй чуть-чуть.
Подросток. ... (Учащимися даются варианты ответов.)
Ситуация вторая. Миша пришел на день рождения к одногруппнице. Там уже собрались сверстники. Отец именинницы достал шампанское и стал понемногу наливать в рюмки. Миша отставил свой бокал, сказав: ... (Учащимися даются варианты ответов.)
Ситуация третья. Ребята, жившие в одном доме, решили встретиться в новогоднюю ночь во дворе, чтобы покататься с горки. Родители разрешили. Саша зашел за Андреем, затем вместе направились за Сережей и Виталиком. Виталик почему-то долго копался в своей комнате, а когда вышли на улицу, сказал: "А я что принес!" - достал спрятанную бутылку с вином. "Вот это да!" - восхитился Андрей. Сережа смутился, а Саша решительно заявил: ... (Учащимися даются варианты ответов.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Преподаватель: Я рада, что во всех этих ситуациях вы нашли аргументированный отказ от спиртного. Хотелось, чтобы вы всегда так поступали и в жизни. Я думаю, что наш сегодняшний урок не оставил никого из вас равнодушным к рассматриваемой проблеме, что он послужит толчком для размышлений о месте алкоголя в вашей жизни. Мне хочется пожелать вам не упражняться в безумстве, не подвергать себя добровольному сумасшествию. Помните слова Леонардо да Винчи: "Вино мстит пьянице"! «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», – писал Л.Н. Толстой. Ж.-Ж. Руссо считал, что "пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере, на время, и, в конце концов, превращает его в животное". Оставайтесь в жизни человеком со светлым разумом!
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 1, с. 13.