6
Информатика, 9 «А» класс
Сабақ/урок №1
мерзімі/дата 3.09.2016
Тема: Информационная безопасность в компьютерных сетях. Законодательство Республики Казахстан в сфере защиты информации.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Познакомить с информационной безопасностью, этикой и правом.
Ознакомить с законами РК об авторских правах на интеллектуальную собственность и защите информации.
Научить применять свои знания на практике.
Воспитывать интерес к предмету.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Логическое мышление, внимание, память.
Развивать кругозор детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент. (Сообщение темы, целей и задач урока.)
2. Актуализация знаний.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/
3. Изучение новой темы.
Учащиеся изучают инструкцию безопасности и правила поведения в кабинете ВТ. Заполняют журнал техники безопасности. После этого переходим к лекции.
Информационная безопасность и способы защиты информации
Информационная безопасность — защита конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Защита информации – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путем воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума. Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов:
· I этап — до 1816 года — характеризуется использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.
· II этап — начиная с 1816 года — связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электро- и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и помехозащищенности радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения с последующим декодированием ринятого сообщения.
· III этап — начиная с 1935 года — связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств. Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия на их приемные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.
· IV этап — начиная с 1946 года — связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность компьютеров. Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.
· V этап — начиная с 1965 года — обусловлен созданием и развитием локальныхинформационно-коммуникационных сетей. Задачи информационной безопасности также решались, в основном, методами и способами физической защиты средств добывания, переработки и передачи информации, объединенных в локальную сеть путем управления доступом к сетевым ресурсам.
· VI этап — начиная с 1973 года — связан с использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач. Угрозы информационной безопасности стали гораздо серьезнее. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей — хакеров. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности — важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. Формируется информационное право — новая отрасль международной правовой системы.
· VII этап — начиная с 1985 года — связан с созданием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей с использованием космических средств обеспечения. Можно предположить, что очередной этап развития информационной безопасности, очевидно, будет связан с широким использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач и глобальным охватом в пространстве и времени, обеспечиваемым космическими информационно-коммуникационными системами. Для решения задач информационной безопасности на этом этапе необходимо создание макросистемы информационной безопасности.
Проблемы информационной безопасности
Регулярно в сфере информационных технологий мы сталкиваемся с проблемой безопасности необходимой нам информации. Решение проблем информационной безопасности, возможно, достичь только в комплексе с информационной безопасностью в обществе. Законодательство Интернета должно следовать из социальных нормативов. Выделяют три основные проблемы в сфере компьютерной безопасности.
Гуманитарные проблемы обеспечения информационной безопасности
Научно-технические проблемы обеспечения информационной безопасности
Проблемы кадрового обеспечения информационной безопасности
Компьютерная этика
В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы.
Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:
1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники;
2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий;
3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.
Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:
1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;
2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;
3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;
4) не использовать компьютер для воровства;
5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;
6) не использовать ворованное программное обеспечение;
7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;
8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;
9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишете, или систем, которые Вы разрабатываете;
10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.
Закон РК от 10.06.1996 №6-1 «Об авторском праве и смежных правах» (извлечения) – регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений.
Статья 2. Основные понятия
исключительное право – имущественное право автора или обладателя смежных прав на использование произведения, исполнения, фонограммы, передачи любым способом по своему усмотрению в течение срока, установленного настоящим Законом;
неисключительное право – когда одновременно с обладателем авторского права и смежных прав другое лицо может использовать произведение, имея на то соответствующее разрешение автора, кроме случаев, установленных настоящим Законом;
программа для ЭВМ – набор инструкций или правил, выраженных словами, цифрами, кодами, символами, знаками, диаграммами или в какой-либо другой форме, которые могут быть использованы в ЭВМ или другим компьютерным устройством с целью выполнения заданной функции …с целью достижения желаемого результата…
Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права
п.2 Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в т. ч. операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
Статья 16. Имущественные права
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О лицензировании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2012 г.)
( 7 глав, 52 статьи).
Статья 22. Лицензирование деятельности в сфере информатизации и связи
1. Наличие лицензии требуется для занятия следующими видами деятельности:
1) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)
2) предоставление услуг в области связи.
Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:
местная телефонная связь;
междугородная телефонная связь;
международная телефонная связь;
услуги доступа к сети Интернет;
спутниковая подвижная связь;
сотовая связь (с указанием наименования стандарта);
мобильная телекоммуникационная связь (в том числе услуги подвижной радио (радиотелефонной) связи, транкинговой и пейджинговой связи);
Условия и порядок выдачи лицензий на занятие деятельностью в области связи, в том числе на конкурсной основе, определяются законодательством Республики Казахстан.
2. Не требуется получение лицензии для осуществления деятельности:
1) физическими и юридическими лицами, не имеющими собственного либо арендуемого сетевого или коммутационного оборудования и предлагающими пользователям услуги других операторов связи, действующих на основании соответствующих лицензий.
Отношения между такими лицами и оператором связи регулируются заключенными договорами, структура которых должна быть согласована лицензиаром. Посредники обязаны предоставлять услуги под торговой маркой оператора связи, с которым заключен договор. При этом ответственность за качество предоставляемых потребителям услуг и исполнение условий действия лицензии несет оператор связи;
2) по созданию и эксплуатации сетей, предназначенных для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, в том числе с использованием радиочастотного спектра без предоставления услуг связи третьим лицам, а также без использования услуг связи, предоставляемых на территории Республики Казахстан операторами связи - нерезидентами Республики Казахстан;
3) по созданию и эксплуатации сетей мобильной телекоммуникационной связи (в том числе подвижной радио (радиотелефонной), транкинговой и пейджинговой связи), не имеющих присоединения к сети телекоммуникаций общего пользования и предназначенных для реализации основного вида деятельности, не связанного с предоставлением услуг связи.
Для использования полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) в случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3) настоящего пункта, уполномоченным органом в области связи выдается разрешение на использование радиочастотного спектра в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области связи.
В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 320-III (введены в действие с 09.08.2007 г.) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)
4. Итог урока
Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать
За активную работу на уроке получают оценки: ___________
5. Домашнее задание