МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Тема исследовательского проекта:
«Лечебные свойства перца горького»
Автор проекта: Итунина Карина Александровна
Руководитель: Василенкова Ольга Владимировна; учитель биологии.
2016
Оглавление:
1. Введение
2. Актуальность темы
3. Обзор литературы по данной теме.
4. Способы сбора и сушки лекарственных растений
5. Объект и предмет исследования.
-
растительность - климат - почвы 6.Цель проекта и задачи проекта;
7.Методика геоботанического исследования. .
8.Исследование вкусовых качеств бифштекса с добавлением перца и без перца
9.Правила применения
3. Использование перца в лечении
5. Теоретическая часть
6.Биологические особенности горького перца | |
7.Минеральные удобрения и их действие на растения | |
8.Практическая часть | |
9.Описание эксперимента | |
10.Результаты эксперимента 11.Социологический опрос | |
12.Выводы 13.Заключение. 14. Информационные ресурсы. 15. Приложение. |
1.ВВЕДЕНИЕ
Считается, что родиной перца была территория современной Боливии и вид, вероятно, был окультурен около 7000-6000 лет до нашей эры, что делает это растение одним из старейших окультуренных в Америке.
Первым из европейцев со жгучим перцем познакомился Колумб. Через несколько лет испанцы в полной мере освоились с новым пищевым продуктом.
Испанцы быстро оценили это удивительное растение и в середине XVI века стали возделывать его у себя на родине. Отсюда оно попало в Италию, а затем и в другие европейские страны. Недаром красный стручковый перец и поныне называют «испанским».
Особенно понравился красный перец венграм — по сути он стал их национальной пряностью.
Венгры полушутя, полусерьезно говорят: «Кто вспоминает о Венгрии, тот вспоминает и о паприке». Это название красного молотого перца вошло в языки многих народов.
В Европу перец был завезен испанцами во время второго путешествия Колумба в 1493 г. и стало употребляться как пряность. С 16 века плоды (стручки) перца используются также как лекарственное средство (только крупные красные жгучие сорта).
В России красный перец стал известен с XVI века, о чем упоминается в рукописном «Травнике» того времени, но по достоинству оценили его много позже.
На уроках биологии и экологии растений я познакомилась с процессом почвенного питания растений. Необходимые для растения питательные элементы, такие как азот, фосфор и калий всасываются корнями растений из почвенного раствора. Эти элементы влияют на разные стороны жизни растений. Я решила узнать: какое влияние оказывают эти элементы на рост и развитие растительных организмов.
2.АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Говорят, ты острый, перец,
Что, и вправду ты как нож?
Ну, не веришь, так не веришь…
Надкуси, тогда поймёшь!
Перцев на свете – какое-то невероятное количество. Некоторые эксперты утверждают, что их не меньше тысячи. Девятьсот девяносто семь из которых в нашей стране категорически неизвестны. Чили – самая популярная специя в мировой истории. Америка, Европа, Африка, Азия, Карибы, страны Ближнего Востока. Интересный вопрос: почему некоторые народы (и отдельные представители остальных народов) так любят острую пищу? Психологи говорят, что чем более острая еда попадает в желудок, тем больше прикрепленный к этому желудку мозг выделяет эндорфинов. А это такие сказочные химические соединения, которые способны снимать боль и обеспечивать человеческому индивидууму радость жизни на полную катушку
В некоторых районах области сырье заготавливается в недопустимо больших количествах, без учета возможных эксплуатационных запасов. Все это ведет не только к снижению ресурсов лечебных трав, но и к их уничтожению.
3.Обзор литературы по данной теме.
В этом проекте были использованы книги не только непосредственно по данной теме, но и дополнительные книги по географическому положению объекта исследования, характеристике биотопов, природным условиям на данной территории.
На основе данных из многих книг мы смогли правильно сформулировать цель и задачи исследования, а также четко сделать вывод.
Наличие и разнообразие книг по данной теме позволило более углубленно изучить проблему, сделать правильные выводы. Разные книги по лекарственным растениям содержат различную информацию: одни делают упор на местообитания и область определения растений , другие – на биологические особенности видов, третьи – на заготовление лекарственного сырья и приготовление из растений препаратов и т.д. Поэтому в проекте мы не выделяли какую-либо одну книгу, на которую опирались и полностью основывались на ней; все имеющиеся книги были одинаково полезны для изучения лекарственных растений .
4.Способы сбора и сушки лекарственных растений
Самое важное для сбора нужного лекарственного растения - точно его определить: только так можно избежать путаницы с ядовитыми растениями! Например, многие лекарственные растения относятся к семейству зонтичных, в котором есть ядовитые виды. Поэтому определять растения нужно очень тщательно. В этом помогают ботаническое описание растений, цветные фотографии и рисунки. Собирать следует только указанные части растений. Никогда не собирать их во время дождя, тумана или при сырой погоде. Наиболее благоприятное время - первая половина для, но растения должны просохнуть от утренней росы
Нужно собирать чистые растения. Грязь и пыль обесценивают их, так как мыть можно только корни. Необходимо следить, чтобы почва, где берем растение, не была загрязнена какими-либо отходами, поэтому никогда не следует собирать лекарственные растения в городе и вблизи шоссейных дорог. Следует избегать также мест рядом с полем или лугом, где проводилась обработка средствами против сорняков и вредителей, так как ветром их могло разнести по окрестностям.
Листья должны быть молодыми и полностью развитыми, цветки тоже молодыми и свежими. Всю траву, то есть надземную часть растения, собирают в начале периода цветения. Плоды берут только созревшие. Корни выкапывают, когда они мощные и полностью развиты. То же относится к корневищам. Кору срезают с молодых ветвей: весной она легко отделяется.
При высушивании собранного материала собственные ферменты растений не разрушают действующие вещества. Кроме того, высушивание лишает бактерии и грибы их питательной среды. Сушку можно рассматривать как консервирование, и проводить ее надо сразу после сбора, быстро и тщательно. Правильнее сушить в затененном, проветриваемом, проветриваемом месте: на солнце растения легко теряют содержащиеся в листьях, цветках и плодах эфирные масла. Раскладывать траву или плоды лучше всего тонким слоем на решета или в специальные сушилки; траву можно связать в пучки и развесить для просушки.
Можно сушить растения и используя нагревательные приборы, но в этом случае нужно внимательно следить за температурой. Пахучие растения, содержащие эфирные масла, сохраняют запах, если сушка проходила при температуре не выше 35°C. Остальные растения могут переносить сушку и при температуре 60°C. При этом очень важна циркуляция воздуха, чтобы избежать брожения и ферментации. Для ряда растений, требующих иных условий, даются другие рекомендации. Корни и корневища, если они не очень тонкие, режут пополам вдоль, клубни нарезают кружочками. Когда сырье высушено, его укладывают в плотно закрывающиеся сосуды, чтобы защитить от света и влажности. Для этого подходят в качестве материала белая жесть, дерево или темное стекло. Пластик может размягчиться под действием эфирного масла. Важно не забыть снабдить сосуды соответствующими этикетками.
5. Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются учебно-опытный участок п. Шумячи Смоленской области, село до 1965 г., районный центр. Шумячский район расположен в 105 км к югу от смоленска, в 7 км к северу от станции Понятовка. Население 4,6 тысяч жителей.
Растительность Смоленская область расположена в подтаёжной зоне смешанных широколиственно-тёмнохвойных лесов. Растительность представлена лесами, лугами, болотами, водной растительностью, посевами культурных растений. Леса (осина, берёза, ель) на 2000-е занимают около 38,2 % территории. Во флоре лугов преобладают многолетние виды: тимофеевка луговая, овсяница луговая, мятлик луговой, ежа сборная и др. и вместе с бобовыми культурами (клевер) составляют основу растительного покрова. Широко распространены на лугах однолетние полупаразиты: погремок малый, очанки, мытники. В почвах лугов насчитывается до 80 видов водорослей. Болота занимают на территории области значительные площади с преобладанием низинных болот. На них произрастают различные виды осок (острая,пузырчатая, лисья), тростник обыкновенный, хвощ болотный, хвощ приречный и др.; на почве — зеленые блестящие гипновые мхи. Из древесных растений на болотах можно встретить сосну обыкновенную, берёзу пушистую и некоторые виды ив.
Общая площадь лесного фонда — 2100 тыс. га, запасы древесины — около 230 млн. м³, в том числе хвойных пород — 55 млн. м³. Запасы распространены неравномерно, в основном в верховьях Днепра и на юге — юго-востоке (по долине р. Угры). Выделяются незначительные участки широколиственно-сосновых лесов на крайнем юге и сосновых лесов в Прибалтийской низменности.
Климат Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января −9 °C, июля +17 °C. Для большей части области различия в температуре невелики, лишь южные районы имеют более высокую температуру (примерно на 1°). Относится к избыточно увлажняемым территориям, осадков от 630 до 730 мм в год, больше в северо-западной части — где чаще проходят циклоны, максимум летом. Среднегодовое количество дней с осадками от 170 до 190. Вегетационный период 129—143 дня. Период с положительной среднесуточной температурой воздуха продолжается 213—224 дня. Средняя продолжительность безморозного периода 125—148 дней. Для области характерна значительная изменчивость циркуляции атмосферы в течение года, что приводит к весьма заметным отклонениям температуры и осадков от средних многолетних. Распределение осадков в течение года также неравномерно — наибольшее количество их выпадает летом (порядка 225—250 мм). За год в целом преобладают ветры западного, юго-западного и южного направлений. Также Смоленская область характеризуется высокой облачностью (наибольшее количество ясных дней весной — до 10 %)
Почвы Преобладающим типом почв являются дерново-подзолистые (78 % площади) в южной части области в основном супесчаного в остальной части суглинистого типов. Реже встречаются типичные подзолы, дерновые, различные виды болотных и пойменных почв. Отмечается низкое содержание гумуса и деградация плодородия, а в результате прекращения мелиорации местами развивается водная эрозия почв.
6.Цель нашего исследования
Целью моего исследования стало выяснения вопроса о лечебных свойствах перца горького и необходимости дополнительного почвенного питания для пищевых растений
Для достижения этой цели мы обозначили задачи:
* Ознакомиться с научно-популярной, учебной
литературой по вопросам корневого питания растений,
видам удобрений, биологии горького перца.
*Лечебными свойствами перца горького.
*Получить данные по количественному и
качественному составу применяемых удобрений.
*Выдвинуть гипотезу о влиянии минеральных удобрений
на рост и развитие горького перца.
*Провести эксперимент, в результате которого
выяснить необходимость применения минеральных
удобрений при выращивании горького перца.
*Проверить гипотезу.
*Объяснить полученные результаты.
7. Методика геоботанического исследования.
Материалы и оборудование: бланк описания растительного сообщества, простой карандаш, линейка, гербарная папка, карточки определители растений, компас, верёвка (10 м), колья маркерные, саперная лопата.
Для геоботанического описания перца горького нами была использована упрощённая, стандартная методика закладки и описания площадки в совокупности с глазомерным методом учёта обилия видов.
Запись наблюдений в нашей работе проводилась в стандартных бланках геоботанического описания; после завершения работы и анализа её результатов сделаны соответствующие выводы. Проводили подсчёт обилия урожая.
При выполнении работы также применялись следующие методы исследования: наблюдение, фотографирование, сбор и обработка информации.
В дневниках отмечались следующие сведения:
1. Дата посева рассады.
3. Сроки проявления вегетативных фаз у горького перца.
4. Развитие генеративных органов
5.Внесение различных удобрений на рост и развитие горького перца
В данной работе так же использовались методы исследования:
-Опрос медицинских работников участковой больницы и аптеки
-Анкетирование жителей-владельцев приусадебных участков.
- Сбор гербарного материала, фотографирования лекарственных травянистых растений.
8.Исследование: применения перца горького в пищу
В каких блюдах используется. В каких количествах .В какой момент добавляют. Добавили в мясо и рыбу (по вкусу), в суп на 1 порцию: 0,01-0,05 и 0,1 0,15г. Добавили незадолго до окончания приготовления блюда (а не в готовое блюда!). Целые стручки перца добавляют в процессе варки, а не в конце. Не имеет собственного сильного аромата. Поэтому чаще всего применяется в сочетании с другими пряностями.
Вывод: пища приобрела острый привкус, стала более приятной на вкус.
9.Исследовали вкусовые качества бифштекса с добавлением
горького перца и без перца.
Было изготовлено два вида бифштекса. Один стандартный по сборнику рецептур «Бифштекс рубленый», второй - «Бифштекс рубленый с горьким
перцем».
При сравнении двух готовых изделий, получили следующие результаты:
«Бифштекс рубленый с горьким перцем»
стал более приятным на вкус,
приобрел острый привкус,
обогатился витамином С.
кроме вкусовых качеств улучшился и внешний вид изделия.
Многие люди регулярно употребляют в пищу перец, но далеко не все из них знают, как много целебных свойств скрыто в нём. Учёные доказали эффективность применения перца при лечении астмы, артрита, тромбоцита, головной боли, невралгии и серьёзных ожогов. Спиртовую настойку перца применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, Наружно используют настойку, мази и перцовый пластырь при радикулите, ревматизме, болях в мышцах и суставах. Широко известен перец чили, он помогает при ангине и бронхите, кожных болезнях, отёках и заболеваниях сердца, камнях в почках. Вот уж действительно средство против 100 болезней! Главное – суметь правильно приготовить лекарства на основе перца.
10.Теоретическая часть
Минеральные удобрения и их действие на растения.Для подкормок используют минеральные удобрения. Минеральные удобрения – это вещества, содержащие химические элементы, необходимые для корневого питания растений. Удобрения содержат питательные элементы, которые растворимы в воде и могут быть использованы растениям. Минеральные удобрения делятся на следующие группы: по действующему веществу (азотные, калийные и фосфорные), по количеству действующих веществ (простые, сложные, комплексные).В азотных удобрениях в легкодоступной для растений форме находится один из самых главных элементов питания — азот. Благодаря соединениям азота увеличивается рост вегетативных органов растений. К самым распространенным азотным удобрениям относятся сульфат аммония, нитрат аммония (аммиачная селитра) и карбамид (мочевина). Калийные удобрения помогают растениям усваивать углекислоту, а также способствуют передвижению углеводородов и повышают устойчивость к морозам, засухе. Самыми распространенными являются хлористый калий, калийная соль и сернокислый калий. Фосфорные удобрения влияют на развитие генеративных органов растений. Лучшим считается суперфосфат. Это удобрение быстро действует и хорошо всасывается корнями. Минеральные удобрения в большинстве своем являются быстродействующими. Нормы внесения их определяют с учетом плодородия почвы, требовательности к ним овощной культуры и содержания питательного вещества (действующего начала) в удобрении. Горький перец в нашем посёлке часто выращивают в горшечной культуре, на окошке. Получить высокий урожай в таких условиях довольно трудно.
11. Практическая часть
Описание эксперимента
Я решила проверить, как будет влиять внесение различных удобрений на рост и развитие горького перца. Посадку семян нужно осуществлять в конце февраля, начале марта. А в тех регионах, где к середине мая почва прогреется до +15оС, посев можно начинать уже в конце января, начале февраля.
Перед посадкой семена замочила в слабом растворе марганцовки на 2 дня. Для прорастания семян нужно обеспечить оптимальную температуру, в среднем температура воздуха в помещении не превышать +25оС.
Условия соблюдались и уже на 6-й день появились первые всходы.
Для проведения эксперимента была использована 50-дневная рассада. (см. Приложения) .Рассада горького перца была распикирована в отдельные горшки. На дно горшка сначала уложила дренажный слой, это может быть керамзит, песок или шарики пенопласта. Слой дренажа – 2 см. Семена укладывала в почву на расстоянии 1, максимум 2 см друг от друга не сильно их углубляя. Сверху засыпала тонким слоем (0,5 см) почвы.
Высажены 12 растений, заложено 4 опытные группы по 3 растения в каждой.
Первая группа стала контрольной : растения этой группы в течение вегетации не подкармливались, осуществлялся только своевременный полив растений.
Растения второй группы подкармливались полным минеральным удобрением «Кемира» (1 столовая ложка на ведро воды)
Третья группа подкармливалась фосфорным удобрением (двойной суперфосфат – 2 столовые ложки на ведро воды).
Для подкормки четвёртой группы использовалась аммиачная селитра ( 1 столовая ложка на ведро воды)
Растения трёх групп подкармливались один раз в неделю, растворами с определённой концентрацией действующего вещества, согласно агротехническим требованиям.
Земля для посадки была взята с пришкольного участка. В течение 5 месяцев за растениями велось наблюдение. Подсчитывалось количество цветов, образовавшихся завязей, сброшенных цветов, созревших плодов. Рассаду часто поливала, поскольку недостаток влаги мог сказаться на качестве и размере плодов. Перцы могли быть мелкими, скрученными и недостаточно острыми. Поэтому важно поливать рассаду умеренно и часто, следить за тем, чтобы вода не попадала на листочки. Поливают рассаду горького перца отстоянной водой, температура не выше +23оС.
12. Результаты эксперимента.
Для наглядности отдельные результаты были представлены в виде таблиц и диаграмм ( см . Приложения)
Из таблицы №1 ясно, что генеративные органы на растениях горького перца появлялись значительно раньше при применении фосфорного удобрения. Цветы появились в среднем на 2 дня раньше, завязь на 19 дней, а плоды в технической и физиологической спелости на 22 и 31 день раньше.
Таблица №1Наступление вегетативных фаз у растений горького перца
№ | Опыт | Дата |
| | Появления цветов | Появление завязи | Техническая спелость | Физиологическая спелость |
1 | Контроль | 2.05 | 1.06 | 1.07 | 21.07 |
2 | Полное удобрение | 20.04 | 17.05 | 15.06 | 6.07 |
3 | Фосфорное удобрение | 23.04 | 10.05 | 4.06 | 23.06 |
4 | Азотное удобрение | 10.05 | 4.06 | 10.07 | 2.08 |
| Среднее число дней после посадки, кроме №3 | 25 | 49 | 79 | 104 |
| Разница в днях с №3 | 2 | 19 | 22 | 31 |
График №1. Сроки проявления вегетативных фаз у горького перца (дни)

Таблица №2
Развитие генеративных органов у горького перца
№ опыта | Число |
Цветов | Опавших цветов | Завязей | Созревших плодов |
повторы | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
№1 контроль | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Среднее значение | 4 | 1,3 | 2 | 1,6 |
№2 Полное удобрение | 16 | 20 | 25 | 4 | 6 | 2 | 12 | 14 | 23 | 10 | 14 | 22 |
Среднее значение | 20.3 | 4 | 16.3 | 15.3 |
№3 Фосфорное удобрение | 32 | 40 | 41 | 2 | 3 | 6 | 30 | 37 | 35 | 39 | 40 | 33 |
Среднее значение | 37.7 | 3.7 | 34 | 34 |
№4 Азотное удобрение | 5 | 4 | 6 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 5 | 3 | 2 | 4 |
Среднее значение | 5 | 1.3 | 3,6 | 3 |
Вывод:
Количество генеративных органов: цветов, плодов также наблюдались в большем количестве у растений из опыта №3. . Количество цветов у растений, которые подкармливались суперфосфатом было на 28 больше, чем в среднем по остальным группам , завязей - на 27 и плодов - на 27 больше.
13. Выводы
Моя гипотеза о влиянии минеральных удобрений на рост и развитие горького перца частично подтвердилась: фазы цветения, появления завязи и наступления технической и физиологической спелости наступали раньше у растений, которые подкармливались фосфорными удобрениями. Цветение началось в среднем на 2 дня, образование завязей – на 19 дней. Наступление физиологической спелости наблюдалось – на 22 дней, а наступление физиологической спелости – на 31 день раньше. Количество цветов ( на 28), завязей ( на 27) и плодов ( на 27) так же было у этих растений больше: Но после проведения эксперимента возникли следующие вопросы:
использование полного минерального удобрения «Кемира» не дало значительной прибавки к урожаю, по сравнению с простым фосфорным удобрением;
растения в контрольной группе и подкормленные азотными удобрениями не очень сильно отличались по исследуемым признакам.
Я предположила, что причиной такого результата была земля, в которую я сажала растения. Почва на пришкольном участке богата органическими веществами и это могло повлиять на результат опыта. Следовательно, для чистоты эксперимента необходимо брать землю, бедную по составу.
Полученные результаты обязательно найдут практическое применение в моей жизни и жизни моих родственников. Теперь я знаю, какие удобрения надо использовать для получения плодов, а какие для получения большой вегетативной массы. А ещё я поняла, что большая цена и реклама различных препаратов для сельского хозяйства не могут гарантировать получение желаемых результатов.
14.Социологический опрос
После изучения литературы о перце, среди населения жителей п. Шумячи был проведен социологический опрос «Любите ли вы перец?».
В анкетировании были вопросы:
1. Любите ли вы перец (какой)?
2. Какие виды перца вы знаете?
3. Используете ли вы в приготовлении блюд перец (какой)?
4. Используете ли вы перец в домашнем лечении, и как?
В опросе участвовало 73 человека. Результаты проведенного социологического опроса показали, что не все люди любят горький перец.
15.Заключение
Исследуя целебные свойства перца и влияние его на вкусовые качества блюд, было выявлено, что в мире существует множество разновидностей перца, и каждый из них обладает определенными целебными свойствами. Основная масса людей знает и любит перец чили, обладает информацией использования перца в лечебных целях. Перец способствует повышению аппетита, улучшает вкусовые качества и внешний вид блюд. Справляется со многими болезнями, но он может вызвать сильное раздражение желудочно-кишечного тракта, ожог слизистых оболочек. Впрочем, как и каждое лекарство, перец требует внимательного отношения и твердого знания - можно или нельзя его применять в том или ином случае.
Информационные ресурсы
1. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-декоративными растениями. /Под ред.Комиссарова В.А. - М.Просвещение 1982 год
2. Настольная книга овощевода: справочник/сост.Каратаева Е.С. – Ленинград Агропромиздат 1989 год
3. Пономарёва И.Н. и др. Биология 6 класс. М. Вентана - Граф. 2013
4.http://www.plam.ru/sadogor/perec_baklazhany_sorta_vyrashivanie_uhod_recepty/p1.php
5. http://gardenweb.ru/vidy-udobrenii
Приложение

5
0-дневная рассада горького перца
Пикировка расса

Через две недели после высадки


Цветение перца

Фаза технической спелости.
График №1 Развитие генеративных органов у горького перца

График №2 Наступление фазы цветения в днях после высадки растений.

График №3 Наступление фазы образования завязи
в днях после высадки растений.

Г
рафик №4 Наступление фазы технической спелости
в днях после высадки растений.
График №5 Наступление фазы физиологической спелости
в днях после высадки растений.


приложение 1
Схема Шумячского района

приложение 2
Тысячелистник обыкновенный.

Приложение 3
Девясил высокий

Крапива двудомная
Приложение 4

Приложение 5
Мята перечная