Кейс - урок по окружающему миру
Тема: "Художники - 19 века"
Цель: продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
создать у учащихся представление о художниках XIX века; формировать интерес к русской живописи; воспитывать художественно-эстетический вкус.
Планируемые результаты:
предметные: получить представления о выдающихся художниках этого периода, познакомить с творчеством «Товарищества передвижных выставок», формировать интерес к русской живописи, воспитывать художественно – эстетический вкус.
метапредметные:
познавательные: отбирать среди предложенных учителем источники информации, перерабатывать информацию ( анализировать, обобщать, сравнивать, группировать), преобразовывать информацию из одной формы в другую.
регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную цель, удерживать поставленную цель, планировать учебную деятельность, определять степень успешности выполнения работы, учиться работать по предложенному учителем плану
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика);
личностные: осознать ценность дружбы, единства, взаимовыручки, проявлять к собеседнику внимание, формировать мотивацию к обучению.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
(звучит тихая музыка)
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
- 19 век. Россия. Время славы, открытий, дуэлей, побед.
Время пышных балов, где чего только нет…
19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их сложно. Культура этого времени достигла небывалого расцвета. В жизни вас ждут встречи с миром науки и сокровищами искусства. Суждено вам встретиться и с прекрасными произведениями русских художников этого великолепного времени.
- Давайте определим цели и задачи нашего урока. ( Варианты ответов детей).
- Итак, наша задача –расширить знания об истории изобразительного искусства 19 века. А тема урока звучит так …
Тема урока: художники XIX века.
- Ребята, для выяснения темы нашего урока, давайте, раскроем компоненты, из которых и будет состоять наша тема.
(На доске нарисована блок-схема и заранее прикрыта бумагой).
- Итак, внимание, я называю определение, а вы должны вспомнить какое слово я характеризую.
- Изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок. (Живопись). Учитель открывает на доске запись с названием живопись.
- Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Учитель открывает на доске запись с названием (Пейзаж)
- Изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности (Портрет). Учитель открывает запись на доске с названием портрет.
- человек, занимающийся изобразительным искусством . (Художник) Учитель открывает запись на доске с названием художник.
- Что это за слово? (художник).
- Правильно.
(Учитель полностью раскрывает схему.)
3. Организация работы с кейсами.
- Мы выделили несколько основных направлений, которые должны сегодня рассмотреть на уроке.
- Какие это направления в живописи?( портрет и пейзаж). Для получения более полной информации о художниках 19 века и их работ вы разобьетесь на 2 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа "Художники-портретисты". Она расскажет нам о великих художниках-портретистах 19 века и оформит картинную галерею.
2 группа - "Художники-пейзажисты". Эта группа оформит картинную галерею и расскажет нам о великих художниках- пейзажистах 19 века.
На столах у вас лежат несколько источников информации и карточки - "помогайки" с заданиями.
Изучив источники, вы должны будете подготовить ваше выступление. Ваша работа будет оцениваться по трем пунктам: 1. слаженность работы группы, т.е. участие каждого ученика; 2. полнота информации; 3.прзентация выступления, т.е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступать.
4. Кейсы
Кейс №1.
Карточка - "помогайка"
1.Определи великих художников-портретистов 19 века
2. Расскажи об интересных фактах из жизни художников
3. Познакомь с творчеством
Источник 1. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2-х частях. /Виноградова Н.Ф..-М.: Вентана-Граф, 2014, с. 104 -112.
Источник 2. Хрестоматии по чтению для начальной школы
Источник 3.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836)
Орест Адамович Кипренский родился в 1782 году. Как полагают, он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Годом позднее его мать, крепостную крестьянку, выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдуманной. Дьяконов, заботясь о мальчике, дал ему вольную и шести лет определил в петербургскую Академию художеств. Одаренность Ореста стала ясна уже в первые ученические годы.
Итальянские годы Кипренского - годы наивысшей славы. В России его имя обратилось в легенду, итальянцам он открыл Россию. Его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести - галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет.
о.а.кипренский краткая биография
Подробнее: http://www.art-portrets.ru/kiprensky-hudozhnik.html
http://www.art-portrets.ru/artists/kiprensky-portret-pushkina.html
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)
Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С.Миниха 19(30).03.1776 года. Отец его был управляющим у графа и за усердие к работе получил вольную. Семья же оставалась в крепостной зависимости. Новым хозяином Тропинина стал граф И.Морков. Юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Впрочем, там Тропинина с головой захватила живопись. В конце концов, Морков дал согласие на то, чтобы юноша посещал классы при Академии художеств.
Подробнее:http://www.art-portrets.ru/hudozhnik-tropinin-biografiya.html
http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-tropinina-pushkin.html
Иван Николаевич Крамской(1837-1887)
Родился он 27 мая в Воронежской губернии. Отец Крамского был писарем в местной думе. Образование Иван получал в Острожском училище, которое окончил в двенадцатилетнем возрасте.
Училище было окончено с похвальным листом, он хорошо учился. В год получения первого образования юноша лишился отца. Ивану пришлось подрабатывать в той же думе, где и работал отец, служил в думе писцом.
14 бунтовщиков образовали «Петербуржскую артель художников», которая была образованна по инициативе Ивана Николаевича. 1870 год ознаменован созданием «Товарищества передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем и основателем этой организации стоит считать Крамского
Иван Николаевич Крамской умер 24 марта 1887 г, прямо за работой - он рисовал портрет доктора Раухфуса и неожиданно упал. Доктор пытался оказать художнику помощь, но все, же оказался бессилен..
Подробнее: http://www.art-portrets.ru/portret_kramskoy.html
http://www.art-portrets.ru/portret_neizvestnoy.html
Кейс №2.
Карточка - "помогайка"
1.Определи великих художников-пейзажистов 19 века
2. Расскажи об интересных фактах из их жизни
3. Подготовьте картинную галерею
Источник 1. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2-х частях. /Виноградова Н.Ф..-М.: Вентана-Граф, 2014, с. 117 -125.
Источник 2.
Архип Иванович Куинджи (1842— 1910)
.Родился в январе 1841 г. в Мариуполе в семье сапожника, грека по происхождению. Осиротев, воспитывался в семье родственников. Рано начал рисовать и освоил живопись в основном самостоятельно. В 1855 г. пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у И. К. Айвазовского. Влияние знаменитого мариниста на юного Куинджи несомненно. В конце 60-х гг. Куинджи приехал в Петербург. Первые работы художник представил в 1868 г. на выставке Академии художеств и вскоре прочно зарекомендовал себя как мастер пейзажа.
.Картина «Украинская ночь» (1876 г.) просто ошеломила публику и определила особый путь автора в искусстве. С неё Куинджи начал свою «погоню за светом» — он стремился достичь полной иллюзии естественного освещения. В наивысшей степени это проявилось в картине «Ночь на Днепре» (1880 г.) со сверкающей лунной дорожкой, прорезающей бархатную тьму.
Подробнее:http://www.art-portrets.ru/hudozhnik_kuindzhi.html
http://www.art-portrets.ru/berezovaya_roshcha.html Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) .Алексей Кондратьевич Соврасов (именно так писалась фамилия художника в 19 веке) родился 12 мая 1830 года в семье зажиточного московского купца. Кондратий Соврасов торговал изделиями из шерсти недалеко от Красной площади, сумел приобрести свой дом в Москве, нажил капитал средней руки. Алексей с самого раннего детства, вопреки воле отца, который видел в сыне помощника в коммерческих делах, увлекся живописью – целыми днями перерисовывал гуашью красивые картинки из иллюстрированных журналов. Отец гневался и однажды изгнал сына, за пристрастие к живописи, из дома – Алексей некоторое время жил на чердаке. Подробнее: http://www.art-portrets.ru/savrasov.html http://www.art-portrets.ru/grachi_prileteli.html Исаак Ильич Левитан(1860-1900)
Родился Исаак 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье. Его отец владел несколькими языками, был преподавателем. В 1870-х годах состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве.
Подробнее: http://all-biography.ru/alpha/l/levitan-isaak-levitan-isaac#ixzz3tXuoM4I4
http://www.art-portrets.ru/zolotaya_osen.html
5. Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
6. Физминутка Игра «Зеркала» Из учащихся выбирается один водящий. Представляется, что он пришёл в магазин, где много зеркал. Водящиий встаёт в центр класса, а учащиеся-«зеркала» стоят рядом со своими столами так , чтобы его хорошо видеть. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же должны повторить это движение.
7. Презентация выступлений.
- Теперь, когда завершена работа над выступлением, прошу одного представителя от каждой группы.
8. Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводят после выступления каждой группы.
- Наш урок подошел к концу. С какими художниками 19 века мы познакомились? На каких картинах природа и люди изображены почти с такой же точностью, как на фотографиях? Дайте определение пейзаж, портрет. Понравилось вам работать в группе?.
Обратная связь в форме синквейна, выполняется на отдельных листах.
Синквейн " Художники 19 века"
1строка: существительное, обозначающее тему;
2 строка: два прилагательных, описание темы;
3 строка: три глагола, относящихся к теме;
4 строка: фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме;
5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.
- Оцените свою работу на уроке:
Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – рисуете солнышко.
Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - рисуете солнышко, которое закрыла тучка.
Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - рисуете тучку.
9. Домашнее задание (по выбору)
1. Прочитайте текст учебника
2. Попробуйте побыть в роли художника и порадуйте нас своими работами