СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1 части 2-3) Главные герои романа, их судьбы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 г., увидеть, как по-разному ведет себя человек на войне, как автор относится к войне.

Каждая часть начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют?

( Исторический жанр требовал предельной достоверности)

Как расширяется место действия романа и какие новые герои входят в роман?

(Австрия. Александр 1, Наполеон, Кутузов и Мак, военачальники и солдаты, гусары Денисова, рота Тимохина, батарея Тушина.)

Просмотр содержимого документа
«Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1 части 2-3) Главные герои романа, их судьбы»

Урок литературы. 10 класс.

Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1 части 2-3) Главные герои романа, их судьбы: Андрей Болконский, Николай Ростов, Кутузов, Долохов.

Цели и задачи: выявить идейно- художественные особенности изображения войны; проследить судьбы героев Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, отношение автора к войне; развитие речи, умений и навыков анализа текста; воспитание интереса к творчеству Толстого, нравственное воспитание.

Оборудование: иллюстрации к роману, таблица «Схема-план содержания 1 тома романа»


Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 г., увидеть, как по-разному ведет себя человек на войне, как автор относится к войне.

Каждая часть начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют?

( Исторический жанр требовал предельной достоверности)

Как расширяется место действия романа и какие новые герои входят в роман?

(Австрия. Александр 1, Наполеон, Кутузов и Мак, военачальники и солдаты, гусары Денисова, рота Тимохина, батарея Тушина.)

Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Готова ли армия к войне? (глава 2)

- Русское правительство вступило в войну из-за боязни распространения революционных идей и желания препятствовать захватнической политике Наполеона. В сцене смотра в Браунау выявляется непонимание целей войны. Кутузов хотел убедить австрийских генералов, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова война не была священным долгом, его цель - удержать армию от боя.

Что можно сказать о Кутузове?

- Старческий облик. Знание старых сослуживцев. Понимание солдатских нужд. Любовь к русскому солдату и ответная любовь их к нему. Отрицательное отношение к войне.

Как относится к войне автор? Проследите по сюжетной линии Н.Ростова. (гл.4,8,15,19)

- Ростов еще не был на войне. Его восприятие – выражение естественных человеческих взглядов. Сцены: утро пред боем, сцена разговоров русских и французских солдат во время перемирия, первый бой (гл.8-мост).

Писатель сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на жестокости, крови, страданиях. Столкновение романтических представлений о войне с ее жестокостью, разочарование Ростова.

Какой же выход может быть для русской армии?

- Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России.

Перескажите план Кутузова.

В чем разница между поведением Долохова и Тимохина и его солдатами гл.20-21)

Расскажите о поведении Жеркова в бою? (гл.19)

Батарея Тушина (гл. 20-21)

Образ Андрея Болконского. С какими мыслями он шел на войну? (гл.12)

Поведение Н.Ростова а А.Болконского в Аустерлицком сражении (гл. 13,17,18. и гл. 11,12, 16, 19)

- Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для России, но и для отдельных героев. Ростов не чувствовал радости от встречи с государем, Болконский разочаровался в Наполеоне, открыл новый мир, новый смысл жизни.

Рядом с батальными сценами стоят сцены женитьбы Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Затеянная ради славы, честолюбивых интересов русских придворных кругов, война была непонятна народу и закончилась поражением.

3. Работа над планом содержания 1 тома. (Запись на доске)

4. Письменная работа. Опрос и проверка знаний текста тома 1.

Назвать основные события.

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе на день рождения? (Сережки)

С кем танцевала Ростова на именинах? (Пьер)

От кого узнала М.Болконская о сватовстве к ней Анатоля? (Жюли Карагина)

Какое ранение и в каком бою получил Ростов ? (рука, Шенграбен)

Почему Тушин со своей батареей не отступил? (не получил распоряжения, Жерков струсил)

Почему М.Болконская не приняла предложения Анатоля? (увидела свидание с компаньонкой)

Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея? (ранение и плен)

5. Домашнее задание.

Том 2. Выделить сцены «Поиски смысла жизни Безуховым и Болконским».

Выучить отрывок «Описание дуба» (том 2., часть3, глава 3). Составить тест из 12 вопросов.